Должен вам признаться, что в последнее время я как-то сильно увлекся творчеством режиссера Михаэля Ханеке, австрийца, который в себе одном как бы персонифицирует весь Европейский союз. В создании его фильмов принимают участие студии Франции, Италии, Германии и Австрии. Вдобавок у меня к нему возникла и личная симпатия, когда я узнал, что мы ровесники – он на один день меня моложе. Оба мы Овны – стало быть, упорные и упрямые.
Открывается фильм бесконечно длинным планом какого-то тихого парижского перекрестка. Минута, две, три – картинка не шелохнется. За это время на ее фоне пробегут начальные титры, потом и они закончатся, а в кадре - никаких перемен. Нет, это не фотография, не стопкадр. Вот, видите, велосипедист проехал. А потом из дома вышла молодая темноволосая женщина. Звякнула металлическая калитка. Слышны кое-какие уличные шумы. Никакой закадровой музыки. Этот Ханеке - просто музыкофоб какой-то! Впрочем, музыка в его фильмах звучит там, где она нужна по сюжету, когда включают проигрыватель в автомобиле или работает телевизор, или когда героиня по профессии - преподаватель музыки. Так Ханеке просто экономит на композиторах! А картинка все стоит на месте, может быть, ровно столько времени, сколько вы потратили на чтение этих двух абзацев.
В процессе напряженного созерцания перспективы улицы, как-то, само собой, запомнилось ее название – Rue des Iris. Красивое имя – Ирисовая улица. Находим ее на карте Парижа. Совсем узенькая, короткая улочка упирается в улицу Брийан Саварин. Вот на этой улице и стоит дом, на который нацелен объектив. 14-й аррондисман (округ). Хороший, спокойный район. Левый берег. Южнее кладбища Монпарнасс. Рядом парк имени Жоржа Брассенса, который долгое время жил в этом районе, в тупичке Флоримон. К чему это я? А картинка тем временем дернулась, по ней побежали параллельные полосы. Так это ленту перематывают назад! Так это была видеозапись! Помнится, в его же «Забавных играх» был шокирующий прием – обратная перемотка. Но там это был режиссерский трюк, а здесь просто просмотр полученной от какого-то неизвестного видеокассеты. Смотрят ее обитатели того самого дома, который находится под наблюдением.
Дом, по-своему, особенный. Два этажа с мансардой. Особнячок. Даже есть крохотный палисадник. Так кто же в этом домике живет? Интеллигентная парижская семья. Он, Жорж Лоран – литературный критик и телеведущий. Ведет на парижском канале «Культура» что-то вроде передачи «Апокриф» нашего Виктора Ерофеева. В его роли - самый известный в наши дни актер Франции, Даниель Отёй. В роли его жены Анны - также самая известная француженка, Жюльет Бинош. Мадам Лоран работает в книжном издательстве. Их сын – Пьеро, школьник 12 лет, увлекается плаванием. Престарелая мать Жоржа доживает свой век в деревне, в помещичьей усадьбе. В ее роли великая Анни Жирардо. Так кто же этот таинственный соглядатай, который недвусмысленно заявил обитателям парижского особнячка: «За вами, господа, постоянно следят!»? За этой кассетой последуют другие, плюс корявые детские рисунки с отрубленной куриной головой… с перерезанным горлом…
И снова история с географией. Кассеты продолжают регулярно приходить. На них тот же дом, снятый и днем и в темное время суток. А затем шоссе где-то в сельской местности, и большой дом - не ферма, а дом помещика. «Это дом, где я родился» - признается Лоран. Супруги сами начинают расследование, так как полиция не видит причины как-то вмешиваться. На следующей кассете, снятой на ходу из машины в каком-то парижском пригороде, им удается прочитать на указателе: «Avenue de Lenine» - улица Ленина, а точнее, Ленинский проспект. Ничего странного в этом нет. Большинство парижских пригородов - так называемый красный пояс Парижа. Мэрами многих из них были коммунисты. Население большинства из них - иммигранты из бывших французских колоний, из заморских департаментов. Там Жорж Лоран обнаружит алжирца Маджида, с которым он в детстве жил под одной крышей в усадьбе своих родителей. Нерадостная для обоих, встреча.
Жорж понимает, что некто хочет пробудить в нём чувство стыда за совершённую им в далёком детстве подлость по отношению к мальчику-алжирцу Маджиду, которого собирались усыновить отец и мать Жоржа после того, как родители парнишки погибли во время разгона демонстрации эмигрантов в 1961 году. Это был позорный, так называемый, парижский погром 17 октября 1961 года, когда полиция жестоко избивала дубинками и сбрасывала в Сену с мостов безоружных мужчин и женщин. Официально было признано 40 погибших, в реальности - жертв было в пять раз больше. Такова историческая подоплека событий фильма. Такова - долгое время скрываемая правда.
Вот как сам М. Ханеке раскрывает идею: «Некоторое время назад я посмотрел документальный фильм о массовых убийствах алжирцев во Франции в 1961 году. Я долго не мог поверить своим глазам, настолько неправдоподобным казалось то, что еще совсем недавно такое могло происходить в столь цивилизованной стране! Многие об этом до сих пор ничего не знают. С другой стороны, я не считаю «Скрытое» политическим фильмом. Картину о чувстве вины я легко мог бы снять и в Австрии, рассказав о периоде национал-социализма. В истории любой страны есть темные эпизоды, которые могут служить источником коллективного чувства вины». Поэтому можно взять и перенести происходящее в фильме на ту страну, в которой проживаете вы: ибо все страны одинаково похожи в своем стремлении казаться благополучными, и в первую очередь – перед самими собой».
Вынужден прервать дальнейшее описание, чтобы не допустить появления спойлера. Фильм заявлен, как психологический триллер, и я не стану вам мешать самим бороться с приступами подступающего ужаса. Ужаса, который рождается на фоне вполне благополучной действительности. И даже когда самый ужасный момент минует, недоумение останется. И ответа не получит никто. Даже автор фильма. В одном интервью он заявит на вопрос о том, кто же посылал эти кассеты: «Не важно. Но не сумасшедший, это точно. Пусть каждый, кто посмотрит фильм, включит воображение. Я специально не даю никаких разгадок, ни на чем не настаиваю, чтобы у зрителя возникла возможность собственной интерпретации».
Ханеке уехал из Австрии, когда там избрали в парламент неонацистов. Актер Даниэль Отёй, больше, чем кто-нибудь другой, понимает режиссера. Он сам родился во французском Алжире и вынужден был покинуть родину после признания Алжиром независимости. В его герое глубоко спрятан, скрыт комплекс вины. Эту спящую совесть способен пробудить, казалось бы, простой вид со стороны на собственный дом или корявый рисунок. Часто так бывает, что самые важные и значимые события в жизни человека, зачастую неприятные и позорные, вытесняются куда более приятными событиями в глубины подсознания, в его тайники. На этом вытеснении и держится спокойствие и благополучие каждого человека.
И месье Лоран вынужден извлечь из тайников души то, что он прятал не только от самых близких, но и от себя самого. Михаэль Ханеке умеет мастерски нащупать эти тайные пружины, которые глубоко сидят в душе у каждого. Одного точного нажатия бывает достаточно, чтобы запустить механизм и спровоцировать в человеке самые неожиданные ассоциации и опрометчивые откровения. Может быть, некоторая надежда на положительный исход этой семейной драмы содержится в последнем, так же сильно затянутом кадре в финале фильма? Там, на многолюдном школьном дворе мы сможем, пристально вглядевшись, заметить мальчика Пьеро, который оживленно разговаривает с юношей-алжирцем, сыном того самого Маджида. Мы не расслышим о чем они говорят, но они говорят, а не кричат друг на друга и даже пожимают друг-другу руки при расставании. Возможно, самым точным завершением этой статьи могла бы стать цитата из Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили!».
Фильмы, которые мне больше всего понравились.
Мой любимый фильм это Таксист. Остальные фильмы пополняются по мере просмотра.
взрыв мозга значит он живет или прекратим отупение масс..
Занятный фильм
Мне фильм не очень...нам давали смотреть еще в школе. Главная тема - про эмигрантов-алжирцев во Францию. Есть не очень приятные сцены. Да и вобще фильм не очень приятный. Смотреть ,только если крепкие нервы.
Мне фильм не очень...нам давали смотреть еще в школе. Главная тема - про эмигрантов-алжирцев во Францию. Есть не очень приятные сцены. Да и вобще фильм не очень приятный. Смотреть ,только если крепкие нервы.
а что, в школе теперь и фильмы показывают?
Сомнительный фильм. Многозначительно и невнятно. Финал и вовсе несколько странен для нашего глаза.
фильм довольно нудный. хотя не самый плохой.
Фильм отличный. В стиле Ханеке. Кто не понимает Ханеке лучше будет скачать Кинг-Конг
а что, в школе теперь и фильмы показывают?
это спец-школа неверное!
Фильм отличный. В стиле Ханеке. Кто не понимает Ханеке лучше будет скачать Кинг-Конг
кинг-конга я вообще не понимаю и что мне теперь делать?
фильм оочень статичный. но это еще можно пережить в ожидании развязки, которая так и не приходит.
о чем фильм то?
а что, в школе теперь и фильмы показывают?
вообще-то лет 10 уже как