Миклош Янчо
Jancso Miklos
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 27 Sep 1921
- Дата смерти: 31 Jan 2014
- Имя при рождении: Jancsó Miklós
- Место рождения: Вац, Венгрия
Венгерский кинорежиссёр и сценарист. Признанный классик европейского кинематографа, один из самых известных режиссеров мира.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/192768
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0417352
Отец Янчо был венгром, мать — румынкой. После школы Янчо учился на юридическом факультете в Пече, одновременно изучал этнографию и искусствоведение в университете города Коложвар. В 1944 году получил диплом юриста, зарегистрировался в коллегии адвокатов, но от карьеры отказался. В конце войны был мобилизован в армию, попал в советский плен. Вернувшись на родину, участвовал в молодежном движении.
Творчество
В 1946 году переехал в Будапешт, где последствии поступил в Высшую школу кинематографии в Будапеште, которую закончил в 1950 году с дипломом кинорежиссёра. Получив диплом режиссера, работал в кинохронике, снимал киножурналы, документальные фильмы. Наиболее значительные среди них: «На окраине города» (1957) — по мотивам одноименного стихотворения Аттилы Йожефа и «Бессмертие» (1959) — о жизни и творчестве скульптора Дьердя Гольдмана.
Первая полнометражная игровая картина — «Колокола отправились в Рим» (A harangok romaba mentek, 1958). Однако особое видение действительности, новый исторический кругозор и элементы необычного стиля, который в дальнейшем стал определяющим для авторского кинематографа Янчо, наметились лишь в его третьей игровой работе — «Развязка и завязка»/«Кантата» (1962) и в последовавшей за ней ленте «Так я пришел» (1964), импульс для которой дала собственная биография режиссера (события фильма происходят весной 45-го, на рубеже войны и мира).
Мировое признание принесла Янчо картина «Без надежды» (1965), где впервые на материале венгерской истории получила выразительное художественное воплощение проблема власти и насилия, которая стала одной из центральных в его творчестве, наряду с другими постоянно присутствующими мотивами: тирания и свобода, революционная идея и нетерпимость, вожди и ведомые. В «Звездах и солдатах» (1967) исторической площадкой для них становится гражданская война в России, в фильме «Тишина и крик» (1968) — эпоха белого террора, сменившая Венгерскую коммуну 1919 года.
Большие споры вызвали в Венгрии «Яростные ветры» (1968) — обобщенный портрет эпохи послевоенных 1940-х годов с их политическим ригоризмом и непримиримым идеологическим противостоянием, явившись в своем роде откликом на студенческие волнения в Западной Европе. Здесь оформилась, кроме того, особая форма янчевского фильма: историческая парабола, принимающая вид фольклорного обрядового действа с хореографией и хоровым пением. В лентах «Народ еще просит»/«Красный псалом» (Meg ker a nep, 1972, специальная премия МКФ в Канне), «Любовь моя, Электра» (Szerelmem, Elektra, 1974), «Венгерская рапсодия» и «Аllegro barbaro» (1979) — за обе премия за творчество на МКФ в Канне, а также в других венгерских работах 70-х годов и в тех, что осуществлены режиссером в Италии («Пацифистка» (La pacifista, 1971); «Техника и ритуал», 1972; «Рим хочет другого цезаря» (Roma rivuole Cesare, 1973); «Частные пороки, публичные добродетели» (Vizi privati, pubbliche virtu, 1975). Янчо более активно оперирует аллегорическими образами и ритуальной символикой, следуя логике не привычно повествовательной, а ассоциативной.
Театрализованная кинопоэтика Янчо в немалой степени объясняется и проверяется его театральной практикой: с 1971 параллельно с фильмами ставит на разных сценах спектакли. В 1983—1985 вместе со своим постоянным автором — кинодраматургом и романистом Дюлой Хернади и с писателем и драматургом Ласло Дюрко (по чьей пьесе сделан фильм «Любовь моя, Электра») руководил театром в Кечкемете. В 1980—90-е годы, отступая от собственного обычая — рассматривать и обдумывать политико-философские и нравственные ситуации сквозь призму истории или мифа, Янчо насыщает свой кинематограф современностью, оставаясь связанным с определенным кругом идей и навязчивых вопросов: о механизмах подавления и манипуляции — психологической и идеологической, о плохом самочувствии человечества, о кризисе ценностей («Сезон чудовищ», 1987; «Гороскоп Иисуса Христа» (Jezus Krisztus horoszkopia, 1989); «Бог пятится назад», 1991; «Вальс «Голубой Дунай» (Kek Duna Keringo, 1992); «Большая смерть мозга» — одна из новелл кинотриптиха «Любите друг друга, дети!», 1995; «Свет Господень в Будапеште», 1999; «Проклятье! Комары», 1999).
Эпизодически работал на телевидении, ставя спектакли и фильмы (сериал по роману Ласло Дюрко «Благополучное схождение в ад доктора Фауста», 1983; фильм-концерт «Омега, Омега...» (Omega, Omega, 1984) и др.). В последние годы работает над циклом документальных лент, посвященных еврейским общинам и древним захоронениям. В 1986—1991 возглавлял Союз венгерских кинематографистов. В разные годы преподавал в будапештской Высшей школе театра и кино. Лауреат премий МКФ в Венеции (1990) и в Будапеште (1994) за вклад в киноискусство.
Янчо нередко изумлял критиков. В театре и кино он исследовал переломные моменты в истории общества, используя форму притчи. Янчо снимал остросоциальные фильмы о белом терроре («Тишина и крик»), гражданской войне в России («Звезды и солдаты»), затем - картины-танцы («Любовь моя – Электра», «Сирокко», «Венгерская рапсодия»), сюрреалистические работы («Сезон чудовищ», «Гороскоп Иисуса Христа», «Вальс «Голубой Дунай»). В большинстве его фильмов ослаблены фабула, диалог, жанровая характеристика персонажей. Длинные планы-эпизоды, виртуозное движение камеры сочетаются с живописными, почти балетными сценами.
Личная жизнь
В 1949 году женился на Каталин Вовесньи, у них родилось двое детей — Миклош-младший (1952) и Каталин (1955). В 1958, после развода с Каталин, женился на Марте Месарош, в середине 1960-х они разошлись. В 1959 познакомился с писателем Дьюлой Хернади, который сотрудничал с Янчо в качестве сценариста вплоть до своей смерти в 2005. В 1968 в Будапеште Янчо познакомился с итальянской журналисткой и сценаристкой Джованной Гальярдо; вместе они уехали в Рим, где Янчо работал почти 10 лет, изредка наведываясь в Будапешт. В 1980 он расстался с Гальярдо и в 1981 женился на монтажёре Жуже Чакань; в 1982 у них родился сын Давид.
В 1980-ые годы и позднее Миклош Янчо преподавал кино в различных университетах мира. В 1988 году Янчо - почётный профессор Академии театра и кинематографии в Будапеште, в период с 1990 по 1992 годы он был приглашённым профессором в Гарварде.
На протяжении всей карьеры, кроме полнометражных фильмов, Янчо снимал короткометражные и документальные фильмы, в 1970-х — 1980-х осуществил несколько театральных постановок.
Скончался 31 января 2014 года.