Иветт Гильбер
Yvette Guilbert
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 20 Jan 1865
- Дата смерти: 3 Feb 1944
- Имя при рождении: Emma Laure Esther Guilbert
- Место рождения: Париж, Франция
Французская певица и актриса кабаре Прекрасной эпохи, модель.
КиноПоиск: https://www.kinopoisk.ru/name/524175
IMDb: https://www.imdb.com/name/nm0346914
Дочь старьевщика и шляпницы. Работала в швейном ателье, с 16 лет — продавщица в универмаге Printemps на бульваре Осман. Закончила курсы драматического искусства (1885). Дебютировала в Théâtre des Bouffes du Nord, затем играла в Théâtre de Cluny, Théâtre des Nouveautés, Théâtre des Variétés. Не удовлетворённая третьестепенными ролями, стала петь в кафешантанах и мюзик-холлах. В её репертуаре были песни на стихи Поля де Кока, Жана Лоррена, Жана Ришпена и др.
В мюзик-холле Эльдорадо её заметил Зигмунд Фрейд, они познакомились, между ними завязалась оживленная переписка. Впоследствии Фрейд повесил её фотографию в своём кабинете рядом с фотографией Лу Саломе.
При поддержке Шарля Зидлера, с которым познакомилась в 1885, получила в 1891 ангажемент в Мулен Руж. Её дебюту посвятил первый выпуск своей ежемесячной хроники в журнале Mensuel Марсель Пруст. Здесь певицу увидел Тулуз-Лотрек. В 1906 Гильбер выступала в Карнеги-Холле, в 1913 — в казино Ниццы, пела в Германии и Великобритании. Её репертуар в эти годы стал более литературным, пополнился средневековыми песнями.
В поздние годы занималась театральной антрепризой, вела хронику в газетах и журналах, выступала по радио, занималась преподаванием и режиссурой, написала несколько книг, снялась в фильмах Мурнау ("Фауст", 1926), Л’Эрбье ("Деньги", 1928), Мориса Турнёра ("Две сиротки", 1933), Саша Гитри ("Помечтаем", 1936) и др.
Записывала песни около сорока лет, многие записи сохранились. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Иветта Гильбер наиболее известна как модель Тулуз-Лотрека, но её писали и другие художники (Жюль Шере, Андре Сине), фотографировал Карл Ван Вехтен. Ей посвящён игровой музыкальный телефильм Бернара Клэ (1980).
Анри Мари Раймон Де Тулуз-Лотрек французский график и живописец. Мастер острых, порой язвительных характеристик, гибкого, энергичного рисунка (плакаты, композиции на темы быта парижской богемы). У Тулуз-Лотрека есть излюбленные персонажи: певцы, танцовщики, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом. 1890 – 1896гг. были для Тулуз-Лотрека временем наиболее интенсивным и более плодотворным в творческой деятельности. Именно в этот период он достиг истинного мастерства.
Одним из самых плодотворных годов этого времени считался — и по обилию и по высокому качеству работ — был 1894 год. Биографы мастера нередко именуют его «годом Иветт Гильбер», так как знакомство с этой интереснейшей представительницей мира «полуактеров» и работа над ее образом стали определяющими для деятельности мастера в этот период. На несколько месяцев певица оказалась главным объектом внимания Лотрека. Она стала одной из самых любимых его моделей, для чего, как будет сказано ниже, были серьезные творческие основания. Она вдохновила его на создание отличных рисунков, живописных композиций и литографий. Лотрек запечатлел ее даже в не свойственном ему материале — керамике. Иветт Гильбер (1867 — 1944) была одной из самых ярких «звезд» сверкавших на артистическом небе Парижа в 1890-е годы. Она пользовалась огромным успехом и завоевала внимание даже самой взыскательной публики.
Иветт Гильбер совершенно покорила его, и он ходил за ней по пятам. Как всякий раз, когда он увлекался своей моделью, он не уставал наблюдать лицо, позы, поведение этой женщины с «профилем озорного лебедя-шутника», «которая исполняла свадебные песни на похоронные мотивы». Все модели Лотрека, которые он рисовал, писал или изображал на литографиях, были чем-то сродни друг другу, всех их он заставлял войти в свой мир. С Иветт Гильбер это было сделать легко, она была его «типажом». Она привлекала его в первую очередь своей внешностью. Она сознательно превращала себя в некий гротеск; не только не скрывая, но, подчеркивая и обыгрывая те особенности своей внешности, которые по понятиям и вкусам ее времени могли казаться почти безобразием. Она сумела извлечь пользу и определенный эффект из всех своих характерных недостатков — худобы, бледности, плоской груди, маленькой головы на длинной шее, которую она произвольно умела то укоротить, то непомерно вытянуть. Слишком большой рот певица еще увеличивала губной помадой, а костлявые плечи и выступающие ключицы смело обнажала и даже подчеркивала, одеваясь в светлое — белое или бирюзово-зеленое — и очень открытое платье. Черные банты, топорщившиеся на плечах, и черные перчатки, доходившие почти до плеч, завершали это экстравагантное одеяние.
Рассказывая о себе в книге "Песня моей жизни", Иветт писала:"Какой я была? Высокая, длинная особа, очень белокожая. Очень маленькая голова с рыжими волосами... Маленькие глазки... Мой большой нос давал обильную пищу карикатуристам. У меня был весьма забавный нос, круглящийся на кончике... Чего только не делали с моим большим носом и длинной шеей". Глядя на сохранившиеся фотографии певицы 1890-х годов и сравнивая их с этим литературным автопортретом, приходится признать, что сама Гильбер в конце жизни смотрела на себя в какой-то мере глазами Тулуз-Лотрека. Лотрековское видение чувствуется в описании Иветт, составленном Э. де Гонкуром: "Она некрасива! Плоское лицо, нос картошкой, блекло-голубые глаза, сатанинский изгиб бровей, обернутые вокруг головы бесцветные волосы, похожие на паклю, очень низкий бюст. У этой женщины быстрые, порывистые движения".
Интересныe факты
* Кавалер Ордена Почётного легиона (1932).