Жил-был в поле обыкновенный куст хлопчатника: рос, зеленел, созревал, раскрывал коробочки и закончил свою бренную жизнь, отдав белое волокно людям. Человеческие руки дали ему новою жизнь, сделав из него сначала пряжу, а затем - белоснежное полотно. И, возможно, таким первозданно чистым оно бы и осталось, не попади в руки неудачнику-дизайнеру, который сплагиатил на него кричащую ярко-голубую расцветку со странными желто-оранжевыми листьями. Затем свою лепту внес извращенец-модельер, создав из материала платье самого незатейливого покроя.
Оно, Платье (как основной персонаж, я буду писать его с заглавной буквы), - и есть главный герой фильма. На первый взгляд, яркое и жизнерадостное, своими сочными красками оно привлекает к себе взгляды как женщин, так и мужчин. Однако в момент создания ему не повезло - довелось впитать в себя всю негативную энергетику состояния неудовлетворенной, разбитой любви и духовного кризиса, в котором находились его творцы. И Платье понесло это проклятье людям, которые осмелились впустить его в свою жизнь...
И чего только не происходило с самим Платьем за время разрушительного пути по жизням людей: его отстирывали, перешивали, продавали, отдавали как пожертвование, похищали, его уносило ветром, его даже кремировали, но и это еще не все… Трудно сосчитать, сколько же на самом деле жизней было у этого бывшего куста хлопчатника...
Тем не менее, не стоит пересказывать здесь весь сюжет. Одно можно сказать: творцы фильма потрудились на славу. Теперь немного о них.
Режиссер, он же, по совместительству, сценарист и исполнитель одной из основных ролей – культовый голландский мастер неповторимого авторского кино Алекс ван Вармердам. «Платье», впрочем, как и практически все его фильмы, - камерное творение узкого круга людей, очень хорошо чувствующих и понимающих друг друга. Часть из них, кроме того, связана еще и родственными узами – братья и супруга режиссера являются его постоянными соавторами. Многие актеры также вполне узнаваемы любителями творчества Вармердама, так что вполне могут считаться "членами семьи". Может быть, именно эта «семейственность» с присущим ей взаимопониманием и является одной из причин самобытности фильмов Вармердама, их неповторимого колорита, непохожести ни на что другое.
В этом тесном кругу, словно в маленькой мастерской, и было скроено «Платье», прорисован его силуэт — фантасмагорическая история о платье-монстре — на который постепенно укладывались и пришивались детали – истории людей, так или иначе связанных с ним. Создавая его, режиссер использовал как яркие краски – сочные голландские пейзажи, прекрасные тела обнаженных женщин, которые будто бы сошли с полотен старых мастеров; так и контрастные моменты – тесный тамбур поезда, убогая квартирка художника, бомжиха в землянке. Не обошлось здесь и без фирменных авторских элементов: черного юмора и неповторимого едкого стёба – режиссер вновь от души поиронизировал над своими согражданами, простыми голландскими обывателями. Все это творение причудливым кружевом обрамляет несколько странная музыка, то взволнованно-тревожная, то иронично-диссонирующая, то нежно-печальная.
«Платье» - картина, жанр которой я бы, пожалуй, определила как трагикомедию абсурда. Весь фильм состоит из отдельных эпизодов, в которых участвуют практически никак не связанные друг с другом персонажи. Связующим элементом является Платье. Происходящие события, то грустные, то комичные, вроде бы не так уж и невероятны, на первый взгляд, но в их причинно-следственной связи с Платьем, общая картина вырисовывается до абсурдного странной. И тот, кто увидел эту связь, оказывается на грани помешательства... Но разве жизнь любого из нас лишена моментов странности и абсурдности? Разве мы, выискивая причины каких-то событий, не привязываем их порой к предметам или людям, случайным образом внесшим некое возмущение в ее привычное течение? И в результате не начинаем превозносить или проклинать этот предмет (или этого человека)? Хотя все это, по сути, лишь игра нашего воображения.
Есть в фильме «Платье» еще нечто особенное, что выделило его для меня из общего ряда фильмов Алекса ван Вармердама (и даже вдохновило на написание этого опуса) – несмотря на жанр черной комедии, печальные моменты и фирменный вармердамовский стёб, он мягче, светлее, лиричнее других работ автора. И это неудивительно, ведь фильм, в сущности, о любви. Именно она является здесь главной движущей силой.
Все люди жаждут любви, тепла и понимания, превозмогая страх, боль, обиды и разочарования ищут их. И в этом фильме люди искали любви, а нашли… Платье.
Однако, возможно, не все так безнадежно в нашем несовершенном мире, ведь один из героев в конечном итоге получает то, чего так долго добивался…
P.S. Авторское кино тем и замечательно, что оно непредсказуемо, многолико и открыто для различных интерпретаций, поэтому каждый может увидеть в нем что-то свое... особенное.
@ Sun, 08 Feb 2015 01:20:50 +0300
Especially for Grannatt, которая явилась идейной вдохновительницей сего опуса.
Аааааа!!!!! Снова меня обогнали!!!!!
У меня уже половинка готова была!!!
Теперь надо перекраивать, чтобы не повторяться
А у нас сегодня праздник! Аж две дебютные рецензии! С почином.
Первый плюс.
Аааааа!!!!! Снова меня обогнали!!!!!
У меня уже половинка готова была!!!
Теперь надо перекраивать, чтобы не повторяться
А у нас сегодня праздник! Аж две дебютные рецензии! С почином.
Первый плюс.
Спасибо!
Я над этим в общей сложности почти 2 недели трудилась. Как же это нелегко!
Спасибо!
Я над этим в общей сложности почти 2 недели трудилась. Как же это нелегко!
А я всё равно допишу тоже
А я всё равно допишу тоже
С большим интересом почитаю.
Ну прям ночь звездопада)
Мне этот фильм напомнил Калоши счастья андерсоновские.
Ну прям ночь звездопада)
Мне этот фильм напомнил Калоши счастья андерсоновские.
Да, можно провести некую параллель.
И спасибо.
... аки сказка-льется , вьется,перетикая от буквы к слову....миловидно....попадая в некую дымку.пережитого волокна ...
+
Дорогая Клэр! + Было очень интересно читать эту историю. (печатают пальцы, которые когда-то в юности опустошали такие хлопковые коробочки )) )
Especially for Grannatt, которая явилась идейной вдохновительницей сего опуса.
Ведь говорила же, говорила о пронзительной лиричности и особенности этого ванвармердамовского фильма о "круговороте одного платья в природе", хотя на меня и набросились фанаты с голландскими тапками-кломпами!
Как там у Северянина? "Ваше платье изысканно, ваша тальма лазорева..."
Мой "+", разумеется!
P.S. Чует моё сердце: придётся нам с Вами, Claire, проставляться за дебюты и то, что "размочили" раздел рецензий.