Лично меня очень взволновала эта скромная по постановке, но обжигающая по достоверности картина. Словно вернулся в свою юность, лет на сорок назад, когда довелось мне более двух лет из трех прослужить в небольшом белорусском городке, в гарнизоне. И белорусский язык я с тех пор не забыл, и кое-что вспомнил из школьных уроков немецкого. А после армии, вернулся и увез в Москву свою тамошнюю дзявчыну. И с тех пор мы муж и жена, и родилось три дочери, одна другой краше. И трое внуков теперь, ну это так – лирическое отступление.
Тема тяжелая, тема
долгое время замалчиваемая, - как прожили советские люди долгих три года, под оккупацией? Прожили по-разному. Очень многие не дожили. Кто-то сумел выжить и пережить потом унижения и подозрения, а то - и несколько лет отечественных лагерей. Там, где служил я - бывшая Польша, Западная Белоруссия, куда Вторая мировая война ступила 17 сентября 1939 года - 70 лет тому назад. А передовые немецкие части мои тесть с тёщей видели уже в первую же неделю Великой Отечественной.
Литературная основа принадлежит замечательному писателю и гражданину Алесю Адамовичу. "Война под крышами", "Иди и смотри", "Блокадная книга" и последняя его повесть "Немой", экранизированная в 2006 году Михаилом Сегалом из Белоруссии. Немой, так испокон веков на Руси называли всех иностранцев, Не мы – чужой. Немой, немец – говорить по-нашему не может. Почему-то, это прозвище накрепко прилипло именно к представителям германских народов. Повесть Адамовича имеет подзаголовок – БЫЛЬ.
Затерянная в белорусских лесных просторах деревня Петухи удобно расположена, на горке. От леса отрезана озером и рекой. Именно потому выбрана на временный отдых спецбатальоном СС - айнзацкоманде. В этом партизанском "змеином гнезде" они занимаются методичным уничтожением сел и деревень , со всех их населением. Исключение составляет только крупный рогатый скот, которым должен заняться специальный отряд отгонщиков. Солдатам, размещенным по двое-трое по домам, приказано ликвидировать своих квартирных хозяев и сами дома, как только наступит условленный час, а пока не притеснять их, платить за услуги и выявлять точное количество обитателей деревни. Более того, несколько семей даже вернется из леса, видя, что немцы никому ничего плохого не делают.
Молодому солдатику Францу, сыну протестантского пастора и воспитаннику гитлерюгенда, вроде бы повезло. Его послали не на линию фронта, а в глубокий тыл. Он прибывает в батальон прямо с Бобруйского вокзала. Его прикрепляют к напарнику Отто, бывшему деревенскому жандарму, имеющему уже некоторый опыт. В хате пожилой Кучерихи и ее дочери Полины им предстоит прожить дня два-три до рокового часа назначенной экзекуции. Живут в мире и согласии. Молодой носит воду. Отто, мужик хозяйственный, прибивает рассохшиеся половицы, починяет хозяйские часы и вешает на стену дома, который завтра они должны спалить. Наставник инструктирует новичка. Поручает глаз не спускать с девушки, а тот и рад – сопровождает ее всюду, в хлев, в сад, на речку. Да и 16 летней Полинке тоже не безразличен этот голубоглазый, вежливый паренек. Беда в том, что он знает, что произойдет завтра в 9 утра, а сказать ей не сможет. Не говорит по-русски. А она не разумиет по-немецки. И настанет завтра, и все ближе стрелка часов к 9. И когда этот миг наступит, Франц выпустит первую свою автоматную очередь на этой войне - в грудь своего напарника Отто…
Не буду дальше пересказывать сюжет этого обостренно правдивого и вместе с тем лирического фильма, где ярко и самоотверженно играют своих юных героев Светлана Иванова и Адриан Тополь. Их совместное хождение по мукам начнется на неостывшем пожарище деревни летом 1943 года. Нигде, ни в лесу, ни на болоте невозможно укрыться от карателей и их подручных – власовцев. Да и встреч с народными мстителями - партизанами тоже хотелось бы избежать. Хорошо, если разуют или позаимствуют часы, а то и прикончат, коли узнают, что немой парень – немец. Скитания по лесам, вместе со сбившимся в стадо разноплеменным людом, ранения, холод и голод, болезни - все это тогда называлось "быть в блокаде". И верные своей любви, ради зарождающейся новой жизни, они пройдут через нечеловеческие испытания.
События в фильме охватывают примерно половину повести Адамовича, в сценарии сюжет несколько изменен, Через полтора года Франц и Полина вернутся на пепелище деревни Петухи, где они чудом выжили тогда втроем, и сейчас их трое. На руках у Полины сынок Павлик. Брат-Партизан (А. Мерзликин), в честь которого назван мальчик, в книге упоминается, но лично не появляется. О том, что Павел ушел в действуюшую армию и погиб под Варшавой, Полине расскажет ее отец, тоже бывший партизан, история которого – не менее яркий сюжет для фильма или сериала. Для семьи колхозного счетовода Кучеры, это уже не первая экзекуция в их жизни. В деревню они с женой приехали в конце 20 -х с Беломорканала, где находились не по комсомольской путевке. Поздно родили двоих детей. В 37-м отца снова забрали как агента польской разведки, а 22 июня 1941 года выгнали всех заключенных Минской тюрьмы во двор, под пулеметы. Но бомбежка германской авиации помешала осуществить расстрел. Отцу чудом удалось добраться до семьи. И он, и старший сын Павел уйдут в лес, то -ли просто "ховаться", то ли в партизаны. А после победы в их заново отстроенный дом явятся вездесущие чекисты...
«Партизанам и партизанкам слава! Которые отдали жизнь за честь и независимость советской родины. Ну, а кто примазался, на этих у нас есть проверенные большевистские методы.»
И.В. Сталин
В книге эта полесская одиссея заканчивается в восьмидесятых годах, и автор лично встречался с нашими героями и их пятью детишками. Затерялась ли эта интернациональная семья на стройках Сибири или вернулась nach Vaterland - неизвестно? Что касается не совсем ясного финала фильма с одержимым местью мальчиком Казиком – то такова уж авторская воля молодых создателей фильма! А был ли мальчик? В повести Алеся Адамовича мальчика не было.
Уважаемый Bars2009! Как говорится, не могу молчать)
После прочтения Вашей рецензии пролистал первоисточник, то есть повесть "Немой".
Странно, что Вы с высоты Вашего жизненного опыта не смогли заметить, что книга по своей сути такая же ахинея, как и фильм. БЫЛЬ, мать её.
Если верить тому, что написал на первой же странице Адамович, главный герой получается не рядовым СС первого года службы, направленным для её прохождения в айнзатцкоманду, а добровольцем-уголовником, военнослужащим печально известного своими зверствами зондерполка СС "Дирлевангер".
Не может такого быть. Здесь либо одно, либо другое.
Предположим, главный герой не имел никакого отношения к СД и спецоперациям. Тогда похожая история вполне могла произойти, но не в Белоруссии в 43-м, а в местах дислокации регулярных частей германской армии. И такие случаи, когда солдаты вермахта вступали в интимную связь с местными жительницами, действительно были -- контрацептивы личному составу выдавали не просто так.
Второй вариант -- этот Франц действительно служил пусть не у Дирлевангера, а в 8 или в 9 айнзатцкоманде. Тогда бы он не скитался по пущам с чернобровой селянкой, симулируя инвалидность III группы, а занимался своими прямыми обязанностями, то есть борьбой с партизанами. А заодно массовыми казнями евреев, коммунистов и попавшего под горячую руку гражданского населения.
К чему я это всё пишу. Любим смотреть кино про любовь -- пожалуйста. Но вот только когда на фоне безусловно высоких и чистых отношений в сырой землянке под лай бродячих собак нам пытаются внушить мысль о том, что в айнзатцкомандах служили милые, добрые, приятные во всех отношениях, даже интеллигентные молодые люди -- становится немного не по себе.
Расскажите это тем двум миллионам человек, которых эти нибелунги всего за пару с небольшим лет уничтожили на оккупированной территории СССР.
Про эпизод с немецкими самолётами, которые спасли героев повести от расстрела в застенках НКВД, вообще говорить не хочется. В фильме его нет, и слава Богу. Вообще после ознак
И -- вдогонку, Фатерлянд пишется через "V" и без "h", если Вы хотели написать слово Родина по-немецки )
Умеете вы заинтересовать так, что хочется снова пересмотреть фильм. Жаль, что вы не написали рецензию немного раньше. Думаю тогда бы было меньше споров в комментариях к фильму. Интересно вы пишите. На самом деле в фильме показаны молодые люди, живущие в то тяжелое время. Не надо рассматривать немца как преступника (обязанного отвечать за всех СС). Он всего лишь мальчишка еще не испорченный и имеющий свои чувства. По описанию к фильму конечно трудно судить о нем. Даже кажется : а не попытка ли обелить немцев в той войне? Вот тут то и приходит на помощь ваша рецензия и расставляет все по своим местам. Интересно было прочитать как все было в книге. Первоисточник часто бывает не совсем такой как фильм. Пишите еще. Конечно ставлю плюс.
Умеете вы заинтересовать так, что хочется снова пересмотреть фильм. Жаль, что вы не написали рецензию немного раньше. Думаю тогда бы было меньше споров в комментариях к фильму. Интересно вы пишите. На самом деле в фильме показаны молодые люди, живущие в то тяжелое время. Не надо рассматривать немца как преступника (обязанного отвечать за всех СС). Он всего лишь мальчишка еще не испорченный и имеющий свои чувства. По описанию к фильму конечно трудно судить о нем. Даже кажется : а не попытка ли обелить немцев в той войне? Вот тут то и приходит на помощь ваша рецензия и расставляет все по своим местам. Интересно было прочитать как все было в книге. Первоисточник часто бывает не совсем такой как фильм. Пишите еще. Конечно ставлю плюс.
К сожалению именно факт того, что юноша служил в СС, а местом службы была Белоруссия, ставит под вопрос возможность таких отношений. СС-цы были матерые бойцы без сантиментов и не могли по определению вступать в интимные отношения с не арийками, боевой устав запрещал. А Белоруссия была местом ожесточенной Партизанской борьбы.
К сожалению именно факт того, что юноша служил в СС, а местом службы была Белоруссия, ставит под вопрос возможность таких отношений. СС-цы были матерые бойцы без сантиментов и не могли по определению вступать в интимные отношения с не арийками, боевой устав запрещал. А Белоруссия была местом ожесточенной Партизанской борьбы.
Вы думаете такого не может быть? Я конечно не эксперт по тем временам и не могу судить, но если предположить что было именно так. Чисто человеческий фактор. Пусть единичный. Может быть не надо всех мерять под одну гребенку?
Вы думаете такого не может быть? Я конечно не эксперт по тем временам и не могу судить, но если предположить что было именно так. Чисто человеческий фактор. Пусть единичный. Может быть не надо всех мерять под одну гребенку?
Вариант с бойцом Вермахта такая история могла случится в лёгкую, а вот с бойцом СС вряд ли. Все они проходили жесточайшую спецподготовку, считались элитными частями. Не вступали в отношения с местным населением, за такое он мог попасть под трибунал.
И -- вдогонку, Фатерлянд пишется через "V" и без "h", если Вы хотели написать слово Родина по-немецки )
Ошибочку исправил. Спасибо за разбор такого специалиста по эСэС, как Вы. Однако, и в жизни, и в искусстве все не так однозначно.
Ошибочку исправил. Спасибо за разбор такого специалиста по эСэС, как Вы. Однако, и в жизни, и в искусстве все не так однозначно.
Я не специалист по СС, я просто не люблю когда гадят на могилы.
А это кино вместе с книжкой недалеко ушли от хрестоматийного примера -- к\ф "Сволочи".
Я понимаю возмущение недостоверностью фактов. ВОВ - безусловно болезненная тема. Я тоже ненавижу переписывание истории. Но если это все же художественный вымысел, может быть поэтому режиссер убил главного героя. Месть за то, что СС сделали в то время. Может тут какой-то свой глубокий смысл?
Обидно, что некоторые юные следопыты по местам боевой славы, считают ахинеей то, что написал Адамович, который в годы своей юности воевал в партизанском отряде на Витебщине.