Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Bars2009 thumb
8/10

Первый спагетти-вестерн

Рецензия на фильм «За пригоршню долларов»

1261 thumb

Страна Испания. Провинция Андалузия. Город Альмерия, на окраине которого в начале 60-х годов ХХ века начали сколачивать из досок и фанеры довольно-таки обширный городок. Двухэтажные дома с характерными фасадами. С вывесками "SALOON", "BANK", "HOTEL". Бордель, тюрьма, похоронное бюро, почтовая контора, станция железной дороги с водокачкой. Горячее, яркое южное солнце. Выжженная холмистая степь. Горы на горизонте. Рядом Средиземное море - чем не курорт? Ближайший международный аэропорт - Малага. По трапу из самолета

спускается молодой и пока не слишком избалованный славой настоящий американец – Клинт Иствуд. До этого, итальянский режиссер Серджио Леоне пытался пригласить на главную роль одного из "Великолепной семерки" - Чарльза Бронсона. Однако тот уже зазвездился в нескольких боевиках и отклонил предложение какого-то неведомого "макаронника". Вряд ли он догадывался тогда о том, что эти фильмы прогремят по всему свету и их так и станут уважительно называть - спагетти-вестерн.

Кое-чем подобным, и даже в то же время, занимались кинематографисты Восточной Германии в сотрудничестве с Югославией. Балканская страна предоставляла свою солнечную натуру и смуглую массовку. Сербы, хорваты, боснийцы, черногорцы и македонцы, наряженные в сомбреро и костюмы с перьями, очень даже походили на мексиканцев, апачей и гуронов. Красавец-культурист Гойко Митич блистал в ролях индейских вождей. Самим немцам (а они экранизировали романы своего земляка Карла Мая), доставались в основном роли белых злодеев, а на главную положительную роль иногда удавалось заманить какого-нибудь доподлинного американца. Стюарт Грейнджер сыграл однажды в фильме "Верная рука - друг индейцев", а потом в ГДР поселился политэмигрант из США, певец и актер, Дин Рид. Но прокат этих картин из ковбойской жизни не распространялся дальше стран соцлагеря и необозримого СССР. А вот на фильмы, снятые в Европе итальянцами, в Соединенных Штатах выстраивались очереди в кинотеатры.

Первый фильм из вестерн-трилогии с молодым Клинтом Иствудом назывался "За пригоршню долларов". Новый киногерой с обожженными солнцем скулами и ледяными голубыми глазами сразу же полюбился зрителям страны, где прежние герои прерий как-то подрастеряли былой авторитет. Постарели и отяжелели Джон Уэйн и Грегори Пек. Лишь Гэри Купер в 1952 году сверкнул в великом вестерне Фреда Цинеманна "В самый полдень". Собственно, последним из значительных американских вестернов стала любимая и у нас "Великолепная семерка" режиссера Джона Старджеса. Своих свежих идей не было, и поэтому сделали точную копию с японского фильма "Семь самураев". Юл Бриннер, продюсер и исполнитель главной роли, выкупил права на постановку у Акиры Куросавы. Затем у Юла Бриннера начались проблемы со здоровьем, и после "Семерки" он больше не садился в седло. Наступил кризис жанра.

За четыре года зрители соскучились по любимому национальному зрелищу со скачками и меткой стрельбой от бедра. И вот снова на экране одинокий всадник скачет по прериям. Клинт Иствуд до этого тоже снимался в вестернах, но не в главных ролях. Теперь именно он станет образцом киноковбоя до конца ХХ века. Не менее знаменитым будет автор музыкальных композиций. Композитор в титрах обозначен, как Дэн Савио. Позже его настоящее имя станет известным - Эннио Морриконе. Друг и однокашник Серджио Леоне, который тоже пока прячется под псевдонимом Боб Робертсон.

Но удивительна и интригующа для всех какая-то странность в развитии сюжета. Нет былой ясности и определенности. Раньше злодей с первых же кадров так и вызывал ужас и отвращение, а хороший парень располагал своим белозубым обаянием. Здешний герой тоже белозуб и симпатичен, но все-таки какой-то подозрительный. Волк - одиночка.

Кстати, вы будете смеяться - этот первый американский фильм Леоне был довольно точным повторением сюжета фильма Куросавы "Телохранитель". Там одинокого самурая играл Тосиро Мифуне. Но в титрах источник назван не был, поэтому японцы подали в суд и выиграли процесс. Леоне должен был отдать им 15% от сборов и отдать права на прокат фильма в Японии, Корее и странах Индокитая. А сборы по всему миру были весьма приличными. Куросава потом признался, что за эту "Пригоршню" он получил больше, чем за своего "Телохранителя".

Итак, хороший парень, человек без имени: немногословный, сдержанный, с цепким взглядом и окурком сигары в тонкогубом рту - Клинт Иствуд. А парень плохой (этих плохих парней всегда должно быть больше в вестернах), то есть самый главный плохой парень, мексиканский бандит Рамон - такой улыбчивый, кудрявый, душа нараспашку. В титрах значится как Джон Уэллс. На самом деле замечательный итальянский актер - Джан-Мария Волонте. Нам он известен в серьезных итальянских криминальных драмах про мафию. А американцы воспринимали его, как доподлинного мексиканца. Две семьи ведут борьбу за контроль над городом и округой и каждая желает заполучить в свою банду этого решительного парня - феноменально меткого стрелка. Он уже успел с утра уложить четверых, которые зубоскалили по адресу его мула. Наш стрелок так и будет наниматься поочередно к этим враждующим кланам, используя в свою пользу каждый выгодный для себя момент.

Уже этим первым своим вестерном Серджио Леоне заявил о новой своеобразной киноэстетике. Особая четкость оптики. Крупные портретные планы, порой даже несколько затянутые. Внимание к мелким деталям. Необычная компоновка кадра, когда перспектива улицы умещается в пространстве между сапогами со шпорами. Непривычные в то время американцам несколько натуралистические моменты в сценах жестоких схваток, избиений и стрельбы. И сочетание изображения и звуков музыки такое необычное и новое, которое вскоре назовут неоклассикой. Кажется, что Леоне снимал и монтировал под уже записанную фонограмму. Эта картина обошлась довольно дешево в производстве – всего 200 000 долларов. Клинт Иствуд в то время еще не стоил миллионы. Да и рабочая сила в Испании дешевая. А уж заросшие трехдневной щетиной физиономии испанских статистов ничем не отличались от таких же в Мексике.

Так и не назвав нам своего имени, доблестный стрелок, как всегда один, отправится вдаль из городка Сан-Мигель по экранам мира в 1964 году, уменьшаясь до точки в финальных кадрах, а через 3 года появится уже в другом фильме "На несколько долларов больше". В той же круглой шляпе, в том же индейском пончо ...но это будет уже другая история. А киногородок (чинечита, по-итальянски), выстроенный на окраине Альмерии, в котором снималось большинство европейских вестернов, существует и по сей день, как аттракцион. Туристы в него запускаются в определенные часы, а служащие этого парка в сапогах и широкополых шляпах устраивают для них скачки, перестрелки и потасовки перед салуном.

@ Сегодня 03:38

@ Mon, 08 Mar 2010 03:38:37 +0300

Комментарии к рецензии (3)

kirkos
  • Зритель
  • Mon, 08 Mar 2010 07:14:46 +0300

Grazie, signore ! love
Еще 1 и двигать Твелфа, я за тебя болею thumbsup

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Mon, 08 Mar 2010 10:34:31 +0300

Pеr favore, signore redface

TWELVE
  • Кинокритик
  • Mon, 08 Mar 2010 10:40:45 +0300

понравилось, +
P.S. я тоже за вас болею mrgreen

i-evgrafova
  • Новичок
  • Mon, 15 Mar 2010 15:14:52 +0300

Мне очень понравился и фильм и рецензия!))))7I

kdser07
  • Кинолюбитель
  • Sat, 12 Jun 2010 00:05:05 +0400

Рецензия понравилась. А фильм нет. Но я ж рецензию не читал тогда. Бегу смотреть по второму разу
.

vasiavasilich
  • Кинокритик
  • Sat, 03 Jul 2010 10:04:42 +0400

Комментарии излишни - (+)!

Добавить комментарий