"Гоморра" ("Gomorra") - обладатель Гран-при Канн-2008, приза "лучший фильм" и еще 4 статуэток Европейской киноакадемии. Режиссер фильма Маттео Гарроне снял гениальную по своей документальности ленту на основе романа Роберто Савиано.
Актеры фильма - на самом деле, не актеры. Режиссер, стремясь достичь максимальной близости к оригинальным историям (фильм основан на реальных события) пригласил в качестве исполнителей некоторых ролей настоящих членов "Коморры" - мафиозных кланов Неаполя. К моменту выхода
фильм в прокат, трое из них уже оказалось за решеткой, а некоторых узнали на экране спецслужбы - и теперь ищут по показаниям участников съемок. Главы мафиозных кланов объявили охоту на Маттео Гарроне и Роберто Савиано, которые теперь передвигаются по стране только с внушительной охраной. В результате "Гоморра" оказалась еще более документальной и основанной на реальных событиях, чем предполагалось, а пропогандистский эффект, достигнутый таким поворотом дела, сделал "Гоморру" главным кинособытием года в Европе.
Работа оператора подчеркивают документальность сюжета. Практически не используются спецэффекты, нет дополнительного света, камера в основном работает с крупным планом, актеры подчеркнуто натуральны - нет красивой одежды, изящных жестов или впечатляющих перестрелок. Много убийств, жестокости, несправедливости, внимание на которых намеренно не акцентируется - в Неаполе получить пулю в лоб считается "обычным делом", и режиссер всячески дистанцируется от направления фильма в сторону боевика или, тем более, психологической драмы.
Выбранные для "Гоморры" съемочные площади незамысловаты и по-простецки знакомы: подпольные цеха с сотнями китайцев, песчаные карьеры с грязными рабочими, городские гетто, унылые пустыри. В какой-то момент возникает полная иллюзия собственного пристутствия там, в картине, прогуливающимя между трупами или отчитывающим банкноты за секунды до собственного убийства. Повторюсь за многими, чье мнение я слышал в фойе кинотеатра - решения оператора близки к съемкам "Города бога" - главенство денег, жажда власти, убийство как единственный способ решить проблемы. И, самое важное, ценность человеческой жизни - она подчернута сведена на "нет", твердое и безусловное "нет". Отчасти такое открытие удивляет - современная Италия для жителей России кажется европейским государством, где мафиозные порядки, по общему мнению, остались в далеких 20-30-х годах XX века. Удивляет и заставляет осознать скупую реальность - Европой и не пахнет на серых улицах Неаполя.
Европе остается лишь следить за числом жертв и устраивать газетные скандалы по поводу "мусорного беспредела", десятки лет продолжающегося в Неаполе. Согласитесь, симптоматично, что один из главных источников доходов "Коморры", на ряду с наркотиками и оружием, - незаконное захоронение отходов с промышленным предприятий. Даже мусорную войну государство не в состоянии взять под свой контроль. Помнится, еще летом премьер Италии Берлускони обещал взять вывоз мусора в Неаполе под свой контроль, устроил по этому поводу масштабную пиар-акцию, привлек деньги. Прошли месяцы. А мусор и ныне там.
Фильм тяжелый, скучный, муторный. На премьере многие зевали, часть зрителей ушла еще до конца. Я смотрел с открытым от восторга, перемешанного со страхом и ужасом, ртом. Чего и вам желаю. Моя рекомендация - смотреть только в кинотеатре, но обязательно смотреть.
@ Sat, 15 Aug 2009 16:00:16 +0400
да, согласна. плюс. у меня тоже такое ощущение - "Фильм тяжелый, скучный, муторный... смотрел(а) с открытым от восторга, перемешанного со страхом и ужасом, ртом... обязательно смотреть". спасибо.
Шикарная рецензия! Не довелось посмотреть, теперь буду. Спасибо.
отличная рецензия!