Вы никогда не задумывались над тем, что ждет Вас через лет десять-двенадцать? Этот вопрос, конечно же, относится к тем, кому сейчас нет и двадцати пяти. Во что превратят Вас и Ваших друзей обстоятельства, какие маленькие подлости или подвиги Вы совершите? Пожалуй, ответить на этот вопрос невозможно без призмы опыта и внешней социальной среды. Это вместо вступления.
За что можно любить китайский кинематограф? Вероятно, все фильмы, снятые в поднебесной объединяет бешенная энергетика: переигрывающие актеры с динамичной мимикой, сверхспособности,
прыжки по деревьям, обязательная печальная концовка, непередаваемо красивая музыка и лирика, которая трогает даже черствых "челябинских" мужиков.
Даже Джон Ву, канонист крепкого реалистичного боевика, не может уйти от этих традиций, которые заложены в восточных людях на уровне генетики. Кровь, бешенные перестрелки с бесконечными патронами, почти бессмертными врагами и смертоносными героями - это лишь способ нагнетать нешуточную драму. К сожалению, по меркам мирового кино творения китайцев (равно как и японцев) трудно отнести к классике или шедевральному кино (это не оценка всего кинематографа, а только подавляющего большинства фильмов, конечно же, Миядзаки, Ву, Кона - это фамилии с мировым признанием и именами). Это кино не для всех.
Большинство, оценивая фильм "Пуля в голове" в обязательном порядке заклеймит его десятками клише о "плохих и хороших парнях", о "героях, стреляющих без перезарядки"... Все это есть и даже с избытком в этой, несомненно, талантливой ленте. От очевидных минусов гонконгских боевиков избавиться не под силу даже именитому режиссеру. Однако за разборками и горой оружия пытливый зритель обязательно разглядит драматическую историю, мастерски рассказанную Джоном Ву.
В детстве все обещают друзьям не забывать друг друга, быть верными, защищать слабых... Или наоборот. Только идет время, а обещания забываются, любимые настольные игры покрываются пылью, сотовая связь в студенческие годы становится роскошью... Смываются грани, забываются ощущения и клятвы больше не кажутся нам вечными. Диаметрально разные подходы к раскрытию темы эволюции человеческих отношений и характеров, взросления демонстрируют западное кино и восточное кино. Мультипликационная картина "ВВЕРХ" от компании PIXAR - это трогательная веселая история со счастливым концом... В противовес достаточно старая "Пуля в голове" - жестокая история о предательстве, искажении понятия "дружба" за долгие годы, о хрупкости непреходящих ценностей в циничном мире.
По сути, авторы мультфильма и кино говорят об одном и том же... Только Запад верит в лучшее будущее, во второй шанс, а Восток - Китай, в частности - показывает фатализм, безысходность. Конечно же, социальные среды абсолютно разные, но... Впрочем, вернемся к кино.
Очень напряженные атмосферные перестрелки с громкой озвучкой и резкими кадрами - это узнаваемый почерк Ву. Его фильмы ("Круто Сваренные", "Наемный Убийца", "Светлое будущее") прекрасно это доказывают. Накал азиатского ураганного экшена и предельная трагичность судеб героев - это сплав, из которого рождается настоящее китайское кино.
Возможно, китайцы просто любят поплакать... Кто знает? В фильме (как и во многих восточных творениях) жаль всех персонажей. Несмотря на их жестокость, беспринципность, откровенную ненависть, злость и зависть, им хочется сочувствовать, их жаль, на их месте порой хочется оказаться из-за внутреннего чувства справедливости. Умение заставить зрителя пережить такие эмоции - это дело мастера. Обыграть сцену встречи Фэна и Бена через несколько лет после Вьетнама, внести в нее столько эмоций, столько наигранного драйва, который из-за трагизма ситуации не кажется излишним... А расстрел американских солдат? А момент, когда Фэн получает незаслуженную предательскую пулю от Пина (Пол в версии переводчиков, которые переводили с английского), которого тоже можно понять, учитывая то как они росли, чего так страстно желали... Я почтенно снимаю шляпу.
С другой стороны боевик прекрасно смотрится просто боевиком. Он развлекает яростными перестрелками, обилием взрывов, ненадуманной жестокостью войны. Есть на что "похрустеть попкорном", даже можно пару раз "облиться колой". Для большинства - это главное, ведь, согласитесь, мало кто в детстве отматывал этот фильм назад, чтобы расслышать как Пин говорит: "все, что я хотел, это ящик с золотом! Разве это так много?" В этой простой фразе заключен трагизм предвьетнамского периода для всей бедной и голодающей Азии, в которой преступный мир был вторым теневым правительством.
Я не склонен утверждать, что это фильм поколения. Не говорю, что это шедевр. Я не пинаю его ногами за перебор с насилием и пафосом. Это просто кино, которое мне нравится.
@ Sat, 25 Sep 2010 00:54:23 +0400