Несколько лет назад, в течение одной недели, я посмотрела два фильма с одним и тем же названием, в центре которых были жизнь и судьба королевы Франции Марии-Антуанетты (1755-1793). Первым я посмотрела фильм Софии Копполы, "Мария-Антуанетта" (2006) с Кёрстин Данст, затем, с разницей в несколько дней, одноимённый чёрно-белый фильм В.С. Ван Дайка с Нормой Ширер, поставленный в 1938 году. Оба фильма открываются одинаково - 15-летняя Мари покидает навсегда свою любимую Вену и путешествует через всю Европу, чтобы выйти замуж за
16-летнего Дофина Франции, будущего Людовика XVI.
В отличие от фильма Софии Копполы, который заканчивается в 1989 году с принудительным отъездом королевской семьи из Версаля в Париж, картина Ван Дайка сопровождает королевскую чету до самого конца, на всём протяжении четырёхлетнего (1789 - 1793) пути на гильотину. Заключительная глава жизни Марии-Антуанетты с июля 1789 вплоть до её казни в 1793 заполнена головокружительным падением и трагическими потерями. Мы являемся свидетелями неудачной попытки королевской семьи покинуть страну, которая привела их обоих в суд по обвинению в государственной измене; казни Людовика XVI на гильотине, разлуки королевы с сыном, которого отобрали у неё в день смерти Людовика XVI и перевели в другую тюрьму.
Я не могу не остановиться здесь ненадолго, потому что судьба Луи-Шарля, дофина Франции, никогда не правившего короля Людовика XVII, умершего от жестокого обращения в тюрьме Тампль в возрасте 10 лет(1785-1795) - самая позорная и невыразимо грустная страница того, что называется Великой Французской революцией. Я приведу всего лишь один абзац из Википедии: "Не решившись умертвить опасного им ребёнка физически, якобинцы, возглавлявшие в то время революционное правительство, пожелали воспитать его истинным санкюлотом и использовать в своих целях. Они стремились добиться от Луи-Шарля Капета показаний против собственной матери — среди многочисленных обвинений, выдвинутых против Марии-Антуанетты, было кровосмесительное сожительство с собственным сыном. Отобрав сына от матери, сестры и тётки, деятели Революционного трибунала легко смогли подавить его волю и добиться подписания нужных «показаний». Сохранившиеся в деле Марии-Антуанетты несколько сбивчивых рассказов о том, как мать якобы брала его в Тампле к себе в постель, несут на себе подпись неумелой детской рукой: Louis Charles Capet."
Во время судебного процесса в октябре 1793 года по обвинению в государственной измене, в ответ на обвинения в сексуальных домогательствах по отношению к ёе собственному сыну , бывшая королева, которую называли теперь "Вдова Капет" или просто "Антуанетта Капет" ответила с подлинным королевским достоинством, "Я не отвечаю, потому, что сама природа отказывается отвечать на такое обвинение предъявленное матери. .. "
Сравнивая два фильма о Марии-Антуанетте, скажу, что мне не понравилась версия Софии Копполы, которую я могу охарактеризовать, как жуткое занудство в розовых тонах. Старый голливудский фильм, сделанный 73 года назад - это совсем другое дело. Продолжительностью в 157 минут, он движется легко и свободно. Я уверена, что фильм будет привлекать и удивлять зрителей и через много лет. Этому много причин. Постановка, декорации, воспроизведение деталей - величественны, роскошны и вполне соответствуют лучшим образцам золотых дней Голливуда. Кроме внешнего великолепия, "Мария-Антуанетта", 1938, поставлена по прекрасно написанному сценарию, основанному на известной биографии Стефана Цвейга, "Мария-Антуанетта: Портрет ординарной женщины", которая фокусируется на человеческих эмоциях обычных людей, выдающихся только тем, что по праву рождения им довелось вершить судьбами целых стран, и которым довелось жить и умереть в чрезвычайные времена.
Известные актёры того времени создали замечательно интересных персонажей, начиная с голливудской легенды, Джона Берримора в роли эгоистичного и экстравагантного Людовика XV, которому принадлежит знаменитая фраза: "После меня хоть потоп". Она оказалась пророческой. Его внук и наследник Людовик XVI (Роберт Морли в своем дебютном фильме практически затмил всех своей игрой и получил номинацию за лучшую мужскую роль второго плана), был в буквальном смысле унесён смертельной стихией Французской революции. Горькая ирония судьбы состоит в том, что сам Луи был в жизни скромный, непритязательный, и порядочный человек, далёкий от придворных интриг и полная противоположность своему коварному брату, герцогу Орлеанскому. Показанный в фильм Людовик XVI в исполнении Роберта Морли, мог бы стать отличным слесарем, специалистом, легко разбирающимся в сложных замкАх. Он был бы законопослушным обывателем и, возможно, счастливым отцом семейства где-то в тихой провинции. Вместо этого, он был рождён править Францией, что и привело его на Place de la Révolution, где было установлено сооружение, названное в честь Др. Гильотена (доктор - какая ирония).
Джозеф Шилдкраут диво, как хорош в роли интригана и приспособленца Филиппа Иосифа II, герцога Орлеанского, который перешёл на сторону революции, сменил своё супер-аристократическое имя на Ситуайен (гражданин) Филипп Эгалите, проголосовал на Национальном собрании за смертный приговор королю, но тем не менее не избежал свидания с гильотиной во время правления Террора очень скоро после смерти Людовика XVI.
Норма Ширер, некоронованная королева Голливуда, сыграла роль своей жизни, создав образ обречённой королевы, и заставляя зрителя забыть, что в начальных сценах фильма она старше Антуанетты на 20 лет, так убедительна она в роли наивной, неискушённой молодой женщины. По мере взросления и перемен в её героине, меняется и манера игры Ширер. Любовные сцены между Марией-Антуанеттой и беззаветно преданным ей шведским графом Акселем де Ферсен (Тайрон Пауэр-только представьте себе молодого Алена Делона, но более страстным) изящны и чувствительны, не будучи откровенно сентиментальными:
http://www.kinokopilka.tv/system/images/screenshots/images/000/117/934/117934_original.jpg
Сцена "Тайной вечери", последний обед королевской семьи просто незабываема по эмоциональному воздействию. Она трагична, благородна и преисполнена скорби и достоинства.
Я могу ещё долго восхищаться уверенной режиссурой, воссозданием деталей французского королевского двора в голливудских павильонах, роскосшными костюмами, трогательными и правдоподобными интимными сценами и исторически достоверными массовыми сценами.
С какой стороны не взглянуть, "Мария Антуанетта" (1938) - это триумф кинематографа, и я очень рекомендую фильм.
И в заключение, не отказывайтесь смотреть фильм потому что он - чёрно-белый. Лучшие фильмы, входящие в самые престижные списки - чёрно белые. Даже сейчас, режиссёры не боятся эксперементировать с цветом и использовать два первородных - чёрный и белый. Последний пример - прошлогодний фаворит, уже собравший кучу престижных призов, и я уверена, завтра утром получит десяток номинаций на Оскара, французский фильм "Артист".
@ Tue, 24 Jan 2012 10:39:09 +0400
Уважаемая Je ne regrette rien, добавьте немножко glamour, фотографий в черно-белом изображении. А так и придраться не к чему. Великолепно. Исторические фильмы - моя любимая тема. Охи, Ахи и Седая Старина.
Спасибо !
В свое время я писал здесь о "жутком занудстве в розовых тонах" Софии Копполы, поэтому с удовольствием посмотрю черно-белую "Марию-Антуанетту". Кстати, в год 200-летия Великой французской революции показывали замечательный сериал, который в 1989 году я смотрел тоже в черно-белом телевизоре. Там ее играла Джейн Сеймур и тот фильм мне тоже очень понравился.
смотрел как то... помню точно не черно белый... весь фильм страшная тоска по гильотине... но реца ничего так.. просавещает .. +
Спасибо за прекрасную рецензию! К ней нечего и добавить, за исключением того, что два других одноименных фильма снимались в интерьерах Версаля и исторических кварталах французских городов, этот же в павильонах Голливуда. Тем не менее, безусловно, он лучший. Это экранизация Стефана Цвейга - классика мировой литературы, и этим все сказано!
Норма Ширер (1902 г.р.) к концу фильма стала примерно ровесницей Марии-Антуанетты, которую казнили в 37 лет.
Я была права! Чёрно-белый и немой "Артист" получил 10 номинаций на Оскара. А самое главное, он идёт в кинотеатрах моего города. Ура!
В свое время я писал здесь о "жутком занудстве в розовых тонах" Софии Копполы, поэтому с удовольствием посмотрю черно-белую "Марию-Антуанетту". Кстати, в год 200-летия Великой французской революции показывали замечательный сериал, который в 1989 году я смотрел тоже в черно-белом телевизоре. Там ее играла Джейн Сеймур и тот фильм мне тоже очень понравился.
Уважаемый Барс,
Я прочитала Вашу рецензию на фильм Копполы и скажу, что согласна с одним из комментариев к ней, который считает, что читать Вашу рецензию гораздо интереснее, чем смотреть розовое занудство Копполы, перевязанное ленточкой, обутое в Маноло Бланик и потерявшееся в Версале. Я в своё время злющую на него рецензию написала: http://www.imdb.com/title/tt0422720/reviews?count=587&start=132 Не то проблема, что Коппола делала фильм о скучающей, ничем не примечательной девочке-подростке. Она сделала его герметичным и скучным.
Спасибо за прекрасную рецензию! К ней нечего и добавить, за исключением того, что два других одноименных фильма снимались в интерьерах Версаля и исторических кварталах французских городов, этот же в павильонах Голливуда. Тем не менее, безусловно, он лучший. Это экранизация Стефана Цвейга - классика мировой литературы, и этим все сказано!
Совершенно верно - ещё одно подтверждение того, что "в начале было слово" и что фильм о не очень даже интересных людях может (и должен) быть захватывающим, эмоциональным и глубоко человечным.
Рецензия понравилась... но точно такая же рецензия есть на Кинопоиске, я случайно наткнулась))
Может это Вы и есть, gone boating, Virginia США?))
Рецензия понравилась... но точно такая же рецензия есть на Кинопоиске, я случайно наткнулась))
Может это Вы и есть, gone boating, Virginia США?))
You have hit it