Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32
Azzymut thumb
10/10

Анкор? Ещё анкор!

Рецензия на фильм «Анкор, еще анкор!»

15340 thumb

 

Фильмы Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!» и «Какая чудная игра» забыть невозможно. Это совершенно особый мир, которого мы не знали. Но он был – этот мир, эта страна, в которой люди жили на грани, веселились и плакали, любили и страдали, пили, пели и верили. Во что они верили? Не в чудо, конечно. А в то, что жизнь завтра будет лучше, чем вчера – и это точно, потому, что кончилась война. Пленные немцы валят деревья в сибирских лесах, а советские солдатики отбивают чечётку. И пусть ещё

голодно, пусть снега кругом по пояс – трофейного шнапса осталось ещё полбочонка, и песня звучит в сердце: «Светит солнышко на небе ясное. Цветут сады, шумят поля. Россия вольная, страна прекрасная. Советский край – моя земля». Этот фильм, конечно, о любви, но не только о ней. 

 

Сейчас мы переживаем не лучшие времена. Но мы не боимся: своих соседей, сослуживцев и просто бдительных людей, которые могут в одночасье стать вершителями судеб. Тодоровский показывает время не как нечто абстрактное. Он разворачивает образы. Постепенно, как карту истории.  Сначала словно беглым взглядом, затем – глубже – вглядываемся мы в характеры его героев.

Вот герой войны, бравый полковник Виноградов (Валентин Гафт), его жена Любовь Ивановна (Ирина Розанова), ординарец полковника сержант Серебряный (Андрей Ильин), симпатичный лейтенант Володя Полетаев (Евгений Миронов), разбитная красотка Анна Крюкова (Елена Яковлева) и её муж Иван (Сергей Никоненко). Среди них есть хорошие люди и плохие. Есть откровенно гнилые людишки. А есть работники СМЕРШа, для которых какого-либо определения не существует. Среди них нет праведников. Они все – лицо эпохи. Истерзанное, искажённое до неузнаваемости – но это лицо нашей послевоенной страны.

Настоящие солдаты и тыловые крысы, хорошие парни и подхалимы, влюблённые женщины и продажные девки – всё смешалось в гарнизоне, расположенном где-то, кажется, на краю света. И над всем этим витает, как всегда, незримое Всевидящее Око.

В фильмах Тодоровского нет морали, вернее, морализаторства. Здесь зрителю не нужно делать никаких выводов, нужно просто поддаться своим чувствам, ибо они не обманут. Думаю, что многим, как и мне, будет до боли жаль полковника Виноградова, который, поддавшись простым человеческим страстям, погубил самого себя. Изломанные судьбы молодого сержанта, который ненавидел муштру и хотел домой к больной матери, влюблённого лейтенанта, полковничьей жены, больше похожей на вдову собственного мужа… и снова «Нет другой страны на свете краше Родины моей…» над бескрайними просторами русских снегов.

Замечательная музыка, написанная Игорем Кантюковым и самим Петром Тодоровским, прекрасно дополняет картину. Снятый в «лихие девяностые», этот фильм разительно отличается от повальной чернухи, лившейся тогда с экрана. Ни для кого не секрет, что советское кино в это время уже кончилось, а российское - ещё не родилось. В такой атмосфере кино Тодоровского было как  тот самый "луч света". Я не знаю, чем объяснить странное качество самой картинки – то ли качеством плёнки знаменитого Шосткинского ПО «Свема», то ли замыслом оператора, но эта лёгкая размытость словно подчёркивает атмосферу, создаваемую мастером.

Думаю, нет нужды петь дифирамбы замечательным советским актёрам Валентину Гафту, Ларисе Малеванной, Ирине Розановой, Елене Яковлевой, Андрею Ильину, Владимиру Ильину и Евгению Миронову.  Они в этом просто не нуждаются. За них говорят их роли, которые мы помним наизусть. Эти прекрасные люди – последний (для меня) эшелон непревзойдённых мастеров экрана отечественного кино. Дальше - почти тишина…

Эта картина  получила  призы «Ника» на Всероссийском фестивале за лучший игровой фильм 1992 года. На Всемирном фестивале в Токио в 1993 году награждена призом за лучший сценарий, главным призом Открытого фестиваля «Кинотавр» в Сочи (1993), призом  V Всероссийского фестиваля «Созвездие-93».  Но её стоит посмотреть не поэтому, а потому, что она трогает за душу и после просмотра можно и нужно подумать. 

«Анкор, ещё анкор!» - как энциклопедия советской эпохи в отдельно взятом гарнизоне. Зеркало, в котором каждый видит что-то своё. Кто-то – прошлое, а кто-то – будущее. В этом  зеркале  отражается  то лицо полковника Виноградова, который залихватски-обречённо улыбается своему отражению, то лицо будущей матери, улыбающейся своему нерождённому ребёнку. Начало и конец. Конец и начало.  Анкор? Ещё анкор!

@ Fri, 25 May 2012 23:08:27 +0400

Комментарии к рецензии (11)

Bars2009
  • Киноакадемик
  • Sat, 26 May 2012 00:13:06 +0400

Здорово и с большим пониманием эпохи написано! Я то уж думал, что кроме меня, это время племя младое видит исключительно сквозь розовые очки. И верно упомянуто о "Такой странной игре". Замечательные фильмы Петра Ефимовича Тодоровского (все, без исключения) лучшая энциклопедия советской жизни. А вы сознательно исключили из списка актеров Евгения Миронова?

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Sat, 26 May 2012 00:16:54 +0400
Bars2009 писал:

Здорово и с большим пониманием эпохи написано! Я то уж думал, что кроме меня, это время племя младое видит исключительно сквозь розовые очки. И верно упомянуто о "Такой странной игре". Замечательные фильмы Петра Ефимовича Тодоровского (все, без исключения) лучшая энциклопедия советской жизни. А вы сознательно исключили из списка актеров Евгения Миронова?

Ой! Нет, конечно! Спасибо!
А племя не такое уж и младое! mrgreen

Dtraum
  • Кинокритик
  • Sat, 26 May 2012 00:27:08 +0400

Хоть и не первый, в этот раз, но все равно "+". Душевно.

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Sat, 26 May 2012 14:23:05 +0400

Хотелось бы обратиться к тем, ко ставит "минусы". Не трусьте - выходите из тени. Будьте честны хотя бы с самими собой! wink

NIKI60
  • Кинокритик
  • Sat, 26 May 2012 14:38:58 +0400
AZZYMUT писал:

Хотелось бы обратиться к тем, ко ставит "минусы". Не трусьте - выходите из тени. Будьте честны хотя бы с самими собой! wink

Да, выходите! А если Ваш комментарий нам не понравится, то мы попросим модераторов его удалить, чтоб не портил наше самолюбие! razz

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Sat, 26 May 2012 14:41:48 +0400
NIKI писал:

Да, выходите! А если Ваш комментарий нам не понравится, то мы попросим модераторов его удалить, чтоб не портил наше самолюбие! razz

И что дальше? razz Высказались? Довольны? Тогда я рада, что дала вам такую возможность. mrgreen

sergeibolshakov
  • Киновед
  • Mon, 28 May 2012 18:48:43 +0400
AZZYMUT писал:

Хотелось бы обратиться к тем, ко ставит "минусы". Не трусьте - выходите из тени. Будьте честны хотя бы с самими собой! wink

Я - не трус!
Но я поставил плюс... rolleyes

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Mon, 28 May 2012 21:11:52 +0400
Лис писал:

Я - не трус!
Но я поставил плюс... rolleyes

Спасибо. mrgreen

1956soe
AZZYMUT писал:

Спасибо. mrgreen

...как Рыжей морде, так сразу спасибо, а как мне, так ниразочку... cry

AZZYMUT
  • Киноакадемик
  • Mon, 28 May 2012 21:23:06 +0400
Лотерейный билет писал:

...как Рыжей морде, так сразу спасибо, а как мне, так ниразочку... cry

Спасибо. smile

Добавить комментарий