Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Кинофорум

ФорумыОбсуждение кинодеятелей → = Юрий Норштейн =

Сообщения (3)

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 08 Mar 2013 15:43:23 +0400

Советский и российский художник-мультипликатор, режиссёр анимационного кино, сценарист, актер, педагог.
Биография: http://www.kinokopilka.pro/people/31603-yuriy-norshteyn

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 08 Mar 2013 15:50:55 +0400

Юрия Норштейна обидел Первый канал


Юрий Норштейн

Именитый мультипликатор продолжает работу на мультфильмом по повести Николая Гоголя «Шинель».

Делать эту картину художник начал еще в конце 80-х, но посмотреть ее до сих пор было нельзя. «Если иметь в виду годы прожитой жизни, то в них не вписывается время, которые я затратил на этот фильм, - объясняет причины Норштейн «Звездному бульвару». - Сейчас готово 20 с чем-то минут: Акакий Акакиевич идет домой, обедает, обнаруживает дыру в шинели... Много сделано, но многое не закончено. Это трудно объяснить, но чем глубже погружаешься в гоголевское пространство, тем больше осознаешь, какая это бездна. В искусстве умение сопрягать – это, может самое главное. Кино – это тоже спряжение: один кадр соединен с другим, персонаж растворяется в пространстве фильма, художник должен иметь в виду, что к изображению, которое он делает, потом будет присоединена музыка, она будет через него проступать».

«Шинель» решена у Норштейна в черно-белых тонах. «Я не противник цвета, наоборот, но «Петербургские повести» его не требуют., - рассуждает он. - Внутренний мир Акакия Акакиевича позволяет сопрягать в единую гармонию огромную разноплановость этого персонажа. Еще давно-давно, только начиная работу над «Шинелью», я вдруг сам себе сказал: «Надо делать Книгу Иова». Я вообще думаю, что «Шинель» - это неосуществленная глава из Книги Бытия, история Акакия Акакиевича, маленького человека, достойна стоять рядом с историей Иосифа и его братьев».

Снимать мультфильмы Юрий Норштейн начал еще в 11-летнем возрасте, когда прочел номер «Пионерской правды», где объяснялось, как своими руками сделать киноаппарат для съемки фильмов. «Это оказалось непросто, - признается мэтр. - Чертежи и инструкции были понятными, но из чего все это делать? И тут мне помог тесный мир коммуналки. Один сосед раздобыл где-то куски жести, другой – линзу для объектива, соседка со второго этажа принесла сухой нашатырь, которым я очищал жало паяльника. Разводить грязь в комнате мать не разрешила – она тогда брала шитье на дом.

Я две недели сидел на общей кухне, весь в дыму и запахах припоя. Соседи терпели, иной раз даже что-то советовали. И я его сделал! Заодно открыл для себя базовые понятия киномеханики – обтюратор, грейферный узел и тому подобное. И, жутко гордый, начал снимать первый в своей жизни фильм - естественно, о родителях и соседях. Вот только пленки у меня не было - стоила она дорого и мало где продавалась. Но мне это было и неважно, главное, что я мог снимать».

Юрий Норштейн ничего не имеет против компьютерной графики, но сам к ее услугам старается не прибегать: «Не могу снимать на цифру, это такое изображение для меня не дышит, а пленка - дышит и живет. Вообще парадокс: мультипликация – это искусство расчета, требуется постоянно следить за количеством кадров в сюжете, но когда линия расчета пройдена, надо опять возвращаться к стихии искусства. Это трудно, за расчетами может угаснуть главное: понимание, что ты должен сделать, сказать. Находишься в одной стихии, а должен думать совсем о другой».

Сегодня мультипликатору приходится нелегко. Например, его заставку к передаче «Спокойной ночи, малыши» забраковал Первый канал. «Я сделал ее в 2000 году, на 3 минуты ушло полтора года работы, - рассказывает Норштейн. -Ее полгода показывали, потом ее убрали. Когда японцы узнали, что в России она нигде не идет, они захотели ее купить. Обратились на Первый канал, но там заломили такую цену, что японцы крякнули. И на том все кончилось. Заставка лежит на полке». Добавим к этому, что в январе Первый канал вырезал из эфира критическую речь о Владимире Путине, которую Юрий Норштейн произнес на вручении премии Владимира Высоцкого «Своя колея».

Фото с сайта norshteyn.ru

TEKTONIC
  • Киновед
  • Fri, 16 Sep 2016 11:31:15 +0300

Юрий Норштейн получил по шапке за революционный мультфильм

Живому классику отечественной анимации Юрию Норштейну исполнилось 15 сентября 75 лет

Юрий Норштейн

Юрий Борисович — один из немногих российских режиссеров, безоговорочно признанных всем мировым сообществом. Сейчас даже трудно поверить, что родился он в маленьком селе Андреевка Каменского района Пензенской области, где его мать находилась в эвакуации (отец Норштейна в это время воевал). Детство будущего мультипликатора прошло в Марьиной Роще — одном из самых криминализованных в то время районов Москвы. В 1961 году Норштейн, окончив двухгодичные курсы мультипликаторов, начал работать на студии «Союзмультфильм».

Крестным отцом Норштейна в профессии стал великий Иван Иванов-Вано, с которым вмсте они сделали мультфильм «25-е, первый день». Приуроченная к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции работа сочетала в себе музыку Шостаковича, картины советских авангардистов 20-х годов и агитационную лирику Маяковсклого. Именно за такой термоядерный микс и попеняли дебютанту тогдашние чиновники, заставившие убрать из ленты работы Фаворского и изменить финал. В результате Ленин в кадре из былинного персонажа превратился в тривиального плакатного уродца, что серьезно навредило эстетике всего мультфильма. Урок, однако, пошел впрок. Впредь Норштейн уже никогда не шел на уступки цензуре. И программе «Мир анимации или анимация мира» Юрий вспоминал: «Вот это было первое за что нам сразу дали как следует по шапке. Это на шесть лет отодвинуло от меня режиссуру».

Кадр из мультфильма «25-е, первый день»

Уже в первой картине наметился узнаваемый почерк Норштейна: неприятие нарочитого кича, опора на лучшие образцы мировой живописи и скрупулезный отбор материалов, связанных с изображаемой эпохой. Двигаться в том же направлении он продолжит в своей следующей совместной ленте с Ивановым-Вано «Сеча при Керзженце». Каркасом для мультфильма полужили русские миниатюры XIV-XVI веков — по большей части, иконописные. Именно это помогло сообщить событиям вселенский смысл: богатыри уходят на войну, а их провожает простая женщина в облике Богородицы, а обычне селяне имеют аскетичные лики прославленных Церковью подвижников. Напротив, татарская орда представлена в виде безликой массы, составляющей ненасытное чрево черного дракона. В финале мультфильма уцелевшие герои переселяются под воду в Град Китеж, что во времена гонений на веру вселяло надежду на грядущее возрождение Православия.

Кадр из мультфильма «Сеча при Керженце»

О норштейновском мультфильме «Цапля и Журавль» лучше всех сказала соратница режиссера — писательница Людмила Петрушевская: «Что это за фильм «Журавль и Цапля»! Печальный, нежный, смешной, с дождями — старый парк, серебряное небо, туманы, далекая музыка и два одиноких существа, последние аристократы этих мест, среди колонн разрушенной беседки. Там царствует робкая, гордая любовь. Обедневшие изгнанники, ни кола ни двора, имущества нет, только руины. Один зонтик на всю вселенную, какая-то полуцелая шляпка, бусы из рябины. Нелепые, породистые носы. Вздорные характеры. И эта нежная, прощальная музыка о любви, которой нельзя сбыться… Великий фильм о любви, когда зритель всей душой жаждет финального поцелуя, но его никогда не будет».

Кадр из мультфильма «Цапля и Журавль»

Профиль Людмилы Петрушевской Норштейн использовал для главного героя своего самого известного мультфильма «Ежик в тумане». И по сей день десятиминутная лента о заблудившемся в молочной дымке наивном ежике воспринимается как притча. Для метафизиков ценно прежде всего то, что детей в мультфильме учат выходить из привычной зоны комфорта и не бояться испытаний, которые в конечном итоге приводят к Богу и чудесному спасению. Недаром лидер «Гражданской Обороны» Егор Летов считал «Ежика в тумане» мультфильмом об экстремальном опыте, вырабатывающем у человека правильное отношение к смерти (см например песню: «Я ненавижу красный цвет»: «Туманный ежик умиpает под столом Он очень смотрит и желает поскоpей»). Фильм получил более 35 международных и всесоюзных премий. В 1976 году мультфильм получил первые призы на Всесоюзном фестивале мультипликационных фильмов во Фрунзе и на Фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране[2]. В 2003 году «Ёжик в тумане» был признан лучшим мультфильмом всех времён по результатам опроса 140 кинокритиков и мультипликаторов разных стран.

Кадр из мультфильма «Ежик в тумане»

С 1981 года и по настоящий момент Юрий Норштейн работает над мультфильмом «Шинель» по одноименной повести Николая Гоголя. Лента должна быть черно-белой и без всякой компьютерной графики. ««Сейчас готово 20 с чем-то минут: Акакий Акакиевич идет домой, обедает, обнаруживает дыру в шинели... Много сделано, но многое не закончено, - рассказывал режиссер 3 года назад «Звездному бульвару». - Это трудно объяснить, но чем глубже погружаешься в гоголевское пространство, тем больше осознаешь, какая это бездна. В искусстве умение сопрягать – это, может самое главное. Кино – это тоже спряжение: один кадр соединен с другим, персонаж растворяется в пространстве фильма, художник должен иметь в виду, что к изображению, которое он делает, потом будет присоединена музыка, она будет через него проступать».

Сегодня Юрий Норштейн считается неудобным художником. Время от времени он вызывает гнев кеонформистов своими острыми высказываниями.

В то же время, Норштейн горячо приветствовал воссоединение Крыма с Россией. «Сразу оговорюсь, что я абсолютно и категорически за то, что Крым вернулся в состав России, хотя бы потому, что Крым был передан нетрезвым Хрущевым без соблюдения элементарных юридических норм и наутро крымчане проснулись украинцами. И никто тогда особо не проявлял заботы по поводу законности, потому что была одна страна», – сказал Норштейн в интервью изданию DELFI.

К 75-летию режиссера в Московской галерее Altmans Gallery с 15 по 9 октября приурочена выставка «Художник рисует фильм. Ябрусова и Норштейн» в честь 75-летнего юбилея автора «Ежика в тумане» Юрия Норштейна. Экспозиция посвящена мультфильмам великого мультипликатора, которая расскажет, как появились герои сказок Норштейна: Ежик, Медведь, Лошадь, Волчок и другие. На выставке можно будет увидеть рабочие наброски и раскадровки к фильмам, эскизы и макеты, воссоздающие кадры из «Ежика в тумане», «Сказки сказок», «Цапли и журавля», «Шинели».

«Смог бы Юрий Норштейн достичь созданного, не будь рядом с ним Франчески Ярбусовой, художника его фильмов, его жены, его друга? Она – не только полноправный соавтор: Юра и Франческа просто неразделимы в творчестве, как и в жизни », – пишет «РИА Новости», ссылаясь на слова киноведа Наума Клеймана.

Адрес выставки: Москва, Новинский бульвар, 31, торгово-деловой центр «Новинский», 2 этаж (метро «Баррикадная», «Краснопресненская» или «Смоленская»).

Фото c сайта kinopoisk.ru

KM.RU