Юрий Яковлев устал от неустроенной жизни
Юрий Яковлев. Фото с сайта kino-teatr.ru
Знаменитый актер Юрий Яковлев отпраздновал 25 апреля свое 85-летие.
Яковлев родился в Москве в семье юристов. «Породистость», за которую многие так любят артиста, имеет свое объяснение: его тетка по отцу была родственницей жены графа Орлова. Женщина привила мальчику благородные манеры, а во время войны помогала в госпиталях лечить раненых. После смерти она завещала племяннику всю свою уникальную библиотеку.
Тем не менее, внешность актера долгое время не могли оценить по достоинству. В 11-летнем возрасте его не взяли сниматься в фильме «Тимур и его команда» из-за «отсутствия киногеничности». Та же причина была выдвинута педагогами при неудачной попытке Юрия Яковлева поступить во ВГИК, и он вынужден был подавать документы в Щукинское училище, куда его приняли. После окончания вуза Яковлев поступил в Академический театр имени Евгения Вахтангова, где трудится до сих пор.
Известность Яковлеву принесла роль князя Мышкина в экранизации «Идиота» Федора Достоевского. Режиссер Иван Пырьев отличался жестким характером, однако актер умудрялся ему делать замечания, а как-то раз даже появился на площадке нетрезвым. Пырьев планировал снимать продолжение «Идиота», но не сделал этого, поскольку Юрий Яковлев слишком глубоко погрузился в свою роль и едва не сошел с ума.
Юрий Яковлев. Фото с сайта kino-teatr.ru
Потом были две звездных роли Юрия Яковлева в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Леонида Гайдая. Актер сам разработал концепцию роли «кретина» Бунши, заставив его ради комического эффекта говорить скороговоркой да к тому же еще и шепелявить. Зрители полюбили Яковлева еще больше после того, как он сыграл расчетливого Ипполита в «Иронии судьбы, или С легким паром». Сам же актер откровенно недолюбливает эти фильмы — из-за ого, что народ прочно усвоил оттуда крылатые словечки, упустив главное. Своим главным достижением Яковлев склонен считать роль Стивы Облонского в экранизации «Анны Карениной».
В последнее время актер не снимается в кино. «Хочу книжки читать, телевизор смотреть — только выборочно, - объяснил он свою позицию корреспонденту газеты «Культура». - Потому что устал от показов дико неустроенной нашей жизни. Смерти, убийство, воровство в государственных масштабах — все на экране, я уже даже не могу этим возмущаться. Душа стала пустой. То, что показывают, — полная катастрофа. Возможно, все это есть, но зачем смаковать? А вот сейчас на дачу хочется». Дочь Яковлева Алена заметила также, что скорее всего, ее отец даже не смотрел продолжение «Иронии судьбы», хотя и сыграл там небольшую роль.
Юрий Яковлев. Фото с сайта kinopoisk.ru
Юрия Яковлева поздравили с юбилеем Владимир Путин и Дмитрий Медведев. «Вы по праву принадлежите к плеяде выдающихся русских актеров, которым по-настоящему дороги замечательные традиции отечественного драматического искусства, кто бесконечно предан любимому делу. Каждая Ваша роль – и на родной вахтанговской сцене, и в кинематографе – всегда становилась значимым, ожидаемым событием в культурной жизни страны», - говорится в телеграмме президента России.
К поздравлению государственных мужей присоединился и столичный градоначальник Сергей Собянин. «Всенародно любимый актер, вы внесли огромный вклад в развитие отечественного театра и кинематографа. Ваш юбилей - большое, неординарное событие для москвичей, всех ценителей искусства кино», - говорится в поздравительной телеграмме от имени мэра. Собянин также отметил яркие и незабываемые роли Яковлева, назвав их «образцом высочайшего мастерства и безупречного художественного вкуса».
Юрий Яковлев. © РИА Новости, Евгения Чеснокова
Не остался в стороне от поздравлений и Патриарх Кирилл. «Созданные Вами образы свидетельствуют о многогранности Вашего таланта и высоком мастерстве. Отрадно, что присущие Вам замечательные душевные качества проявляются не только на сцене или на экране, но и в жизни. Всеобщее признание и искренняя любовь нескольких поколений зрителей — заслуженная награда за Ваши труды. В этот знаменательный день желаю Вам крепости сил, творческих успехов и всякого благополучия. Господь да хранит Вас, Ваших родных и близких в добром здравии на многая лета», - говорится в проникновенном поздравлении предстоятеля РПЦ.
В свой день рождения Юрий Яковлев появился на сцене родного театра в спектакле «Пристань», которую нынешний худрук Вахтанговского театра Римас Туминас поставил именно для стариков. У кажного из них в спектакле есть отдельная сцена, в которой сверкают гранями их уникальные таланты. В постановке Яковлев перевоплощается в Николая Алексеевича из «Темных аллей» Ивана Бунина. К юбилею Юрия Яковлева смотрите в пятницу, 26 апреля в 19.45 на «Культуре» художественный фильм «Идиот», а сразу по окончании картины – программу «Острова».
Скончался актер Юрий Яковлев
Юрий Яковлев
Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости
В ночь на 30 ноября на 86-м году жизни скончался актер театра и кино Юрий Яковлев. Об этом сообщает сайт театра имени Вахтангова.
Как сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на директора театра Евгения Крюка, актер скончался в больнице, куда его доставили после обморока. Причину смерти Яковлева директор театра не сообщил. По его словам, время и место прощания с артистом будут озвучены позднее.
Юрий Яковлев родился в Москве в 1928 году. В 1952 году он закончил Щукинское училище и начал играть в театре Вахтангова. Всего за 51 год работы в театре он сыграл более 30 ролей. Последней из них стала роль Петра Сорина в спектакле «Чайка» по одновременной пьесе Антона Чехова.
Яковлев также сыграл более 70 ролей в кино. В число наиболее известных его киноработ входят роли в фильмах «Иван Васильевич меняет профессию», «Гусарская баллада», «Ирония судьбы, или с легким паром» и «Кин-дза-дза».
Некиногеничный Юрий Яковлев
Юрий Яковлев. Фото с сайта kino-teatr.ru
В ночь на 30 ноября в Москве скончался народный артист Советского Союза Юрий Яковлев
Актера в последние годы часто настигали обмороки. Так, около пяти лет назад Яковлев упал утром на кухне и сломал плечо, после чего долго лечился. Спустя год он вновь угодил в больницу после очередного обморока прямо в новогодние праздники. Потерял сознание Яковлев и на этот раз. Несмотря на то, что мэтра сразу же госпитализировали, спасти его, увы, не удалось. Лишь полгода назад от отметил свое 85-летие.
Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года, в семье юриста и медсестры. Хотя его родители быстро развелись, отец всегда принимал непосредственное участие в воспитании сына. Во время войны Яковлева эвакуировали в Уфу. Вернувшись в столицу в 1943 году, он работал механиком в гараже и учился в вечерней школе.
Юрий Яковлев в детстве
Аристократическую внешность актера долгое время не могли оценить по достоинству. В 11-летнем возрасте его не взяли сниматься в фильме «Тимур и его команда» в роли Мишки Квакина из-за «отсутствия киногеничности». Та же причина была выдвинута педагогами при неудачной попытке Юрия Яковлева поступить во ВГИК, и он вынужден был подавать документы в Щукинское училище, куда его приняли. Однако по актерскому мастерству Яковлев с пугающей регулярностью получал двойки, и от неминуемого отчисления его спасла дальновидная наставница Цецилия Мансурова. После окончания вуза Яковлев поступил в Академический театр имени Евгения Вахтангова, где трудится вплоть до смерти.
Что касается кино, то известность Яковлеву принесли совсем не те роли, которые он сам высоко ценил. О своем Ржевском из «Гусарской баллады» Яковлев сдержанно говорил, что «стал как бы реальным лицом - о нем есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник. Ипполита из «Иронии судьбы» он называл «из области тщеславия». А вот роль Стивы Облонского в «Анне Карениной», к великой досаде Яковлева, прошла почти незамеченной. «У меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят, - сокрушался актер. – Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные души».
Из фильмов Юрия Яковлева народ прочно усвоил крылатые фразы: «Я требую продолжения банкета!», «Танцуют все!», «Оставь меня, старушка, я в печали», «Царь, очень приятно. Царь», «Бориску на царство?!», «Меня терзают смутные сомнения...», «Человек! Челове-ек! Официант! Почки один раз царице!», «Нет, генацвале. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!», «А потрите мне спинку, пожалуйста».
Юрий Яковлев
Женщины были от Юрия Яковлева без ума. Студентом он женился на красавице Кире Мачульской. Она долго не могла забеременеть, но когда жто случилось, одновременно с этим от Яковлева забеременела и актриса Екатерина Райкина. После нескольких лет жизни с последней актер нашел счастье с директором Вахтанговского музея Ириной Сергеевой. У Яковлева трое детей.
В кино он в последние годы принципиально не снимался, поскольку «устал от показов нашей дико неустроенной жизни». Это дало ему возможность полностью сосредоточиться на работе в театре. Прощальной работой Яковлева стала роль в спектакле «Пристань». Четвертого декабря эту постановку посвятят его памяти.
Юрий Яковлев
Соболезнования родным и близким Юрия Яковлева выразили Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Марк Захаров охарактеризовал великого актера Юрия Яковлева, как «яркий драгоценный камень в короне Вахтанговского театра», непревзойденным мастером своего дела. Художественный руководитель театра «Ленком» вспоминал Яковлева, рассказывая о величии его выдающегося таланта. По словам Захарова, огромную роль в творчестве артиста сыграло отличное чувство юмора, придающее Яковлеву особую харизму.
О Яковлеве высоко отозвался Олег Табаков: «Это был замечательный талант, - такой талант, который встречается редко, с детской верой в то, что называется предлагаемыми обстоятельствами. И, вне зависимости оттого, как много он был занят, какова была шкала его успеха и т.д., он был отдельным замечательным русским дарованием!»
Ориентировочно похороны Народного артиста СССР Юрия Яковлева пройдут 3 декабря на Новодевичьем кладбище.
Фото с сайта kino-teatr.ru
Антон Крайний
Ирония судьбы Юрия Яковлева
Юрий Яковлев принадлежал к тому редкому типу народных артистов, которых зритель удостаивает этого титула задолго до правительственных бюрократов. В нем удивительно совмещались и поистине царская осанка, голос и взгляд, позволявшие ему играть аристократов, и размашистый темперамент и ирония, делавшие его персонажей своими в любой социальной среде. Бессмысленно перечислять его театральные и кинематографические заслуги, достаточно вспомнить реплики, придуманные сценаристами, но сказанные с экрана именно Яковлевым. Сказанные так, что тут же стали неотъемлемой частью нашего фольклора.
"Иван Васильевич меняет профессию"
1. Вы своими разводами резко снижаете наши показатели. От лица общественности я прошу вас повременить с разводом до конца квартала. (Бунша)
2. Меня терзают смутные сомнения. На вас точно такая же замшевая импортная куртка, как у Шпака. (Бунша)
3. Замуровали! Замуровали демоны! (Грозный)
4. Вот, что крест животворящий делает! (Грозный)
5. Как поймают, Якина на кол посадить. Это первое дело. А уж опосля...(Грозный)
6. Клюшница водку делала! (Грозный)
7. Да головы им отрубят и всего делов. Да пес с ними. (Грозный)
8. Вот лица попрошу не касаться. (Бунша)
9. Бориску?! Бориску на царство?! Так он лукавый презлым заплатил за предобрейшее. Сам захотел царствовати и всем владети. Повинен смерти! (Грозный)
10.Ты пошто боярыню обидел, смерд?! (Грозный)
11. Попался, прелюбодей, сукин сын Якин! (Грозный)
12. Ты чьих будешь? Чей холоп, спрашиваю? (Грозный)
13. Какое житие твое, пес смердящий? (Грозный)
14. Человек! Человек! Официант! Почки один раз царице! (Грозный)
15. Оставь меня, старушка, я в печали! (Грозный)
16 Как челобитную царю подаешь?! Да ты, я вижу, холоп, не уймешься?! (Грозный)
17. Царь, очень приятно. Царь (Бунша)
18. Я требую продолжения банкета! (Бунша)
19. В милицию замели. Дело шьют. (Грозный)
"Ирония судьбы, или С легким паром"
1. Да, прохладно. И бельишко у вас, как я успел заметить, не по сезону. Схватите воспаление легких и ...ага. Летальный исход. (Ипполит)
2. Какая гадость. Какая гадость эта ваша заливная рыба. (Ипполит)
3. Нашлись люди, нашлись. Приютили, подогрели, обобрали. М-м-м. Подобрали, обогрели. (Ипполлит)
4. Ой, тепленькая пошла. (Ипполит)
5. Под Новый год человек идет в баню. Это его прекрасно характеризует. Потом он там надирается по случаю женитьбы. Это тоже говорит в его пользу. (Ипполит)
6. Потрите мне спинку, пожалуйста. Ну, пожалуйста. Что вам, трудно что ли? (Ипполит)
"Кин-дза-дза!"
1. Люсенька, родная, зараза, сдались тебе эти макароны! (Пацак Би)
2. Пацак пацака не обманывает. Это некрасиво, родной. (Пацак Би)
3. Владимир Николаевич, у тебя дома жена, сын двоечник, за кооперативную квартиру не заплачено. А ты тут мозги пудришь. Плохо кончится, родной. (Пацак Би)
4. Это твое заднее слово? (Пацак Би)
5. Небо. Небо не видело такого позорного пацака, как ты, скрипач. (Пацак Би)
6. Такое предложение, родной. Ты нам спичку сейчас отдашь, а мы потом тебе желтые штаны привезем. (Пацак Би)
7. Правительство на другой планете живет, родной. (Пацак Би)
8. Нечестная игра. Ты мои ходы специально неправильно думал (Пацак Би)
8. Нет, Генацвале! Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели. (Пацак Би)
"Берегись автомобиля"
1. Детектив без погони, это как жизнь без любви. (Голос за кадром)
2. Деточкин понял, что это конец. Ему хотелось закрыть глаза, но он боялся задавить пионера. (Голос за кадром)
3. Да, дорогой зритель, Деточкин не брал себе денег. Он хоть и вор, но бескорыстный и честный человек. (Голос за кадром)
Это был Юрий Яковлев. Артист, который не был принят во ВГИК за "некиногеничность". Ирония судьбы.
Подборку сделал Andrew
Последняя пристань
Памяти Юрия Яковлева
30 ноября в Москве умер Юрий Васильевич Яковлев. Великий актер, он демонстрировал настоящую творческую универсальность, какой может похвастать мало кто из современных артистов. Яковлев много работал в кино, не бросая своего главного и единственного театра. Актерская пластичность позволяла ему создавать самые разные образы: от Ивана Васильевича в знаменитом фильме Леонида Гайдая и Панталоне в самом главном спектакле Вахтанговского, до князя Мышкина и Антона Павловича Чехова. И в кино, и в театре Яковлев сумел стать зрительским любимцем и остаться при этом скромным и деликатным человеком, который умел исполнять любые режиссерские требования. Ему было 85 лет.
Яковлев родился в Москве, которую обожал всю жизнь (и некоторое время даже думал стать архитектором). При этом его родители не были коренными москвичами: отец был родом из Воронежа и поначалу сам занимался искусством. Баритональный бас Василий Яковлев поступил в консерваторию, затем приглянулся Станиславскому и выдержал конкурс на место в труппе МХТ, но театру предпочел университет и пошел учиться на юриста. Мать Юрия Яковлева Ольга Иванова родилась в Таганроге; ее отец владел маслозаводом. Брак родителей Юрия Яковлева оказался неудачным, и они расстались, когда сыну было четыре года.
Первые годы войны Юрий Яковлев провел в эвакуации в Уфе, откуда вернулся в 1943 году, по его собственным словам, с начальной стадией дистрофии. Сил учиться не было, и Яковлев сначала остался на второй год, а потом и вовсе ушел из школы — тем более что в те времена за старшие классы надо было платить, а зарплаты матери-медсестры еле хватало на содержание семьи. Чтобы устроиться в вечернюю школу, надо было где-то работать, и Яковлеву подвернулся счастливый случай. Соседка по коммунальной квартире была связана с Бюробином — бюро по обслуживанию иностранцев, предшественником «Интуриста» — и устроила Яковлева в американское посольство. Сначала его держали там «мальчиком на побегушках», затем перевели в посольский гараж — помогать двум шоферам. С тех пор у Яковлева осталась страсть к машинам и авторемонту: «В моем распоряжении был джип „виллис“ — я к вечерней школе на нем подъезжал, катал друзей и подруг и, в общем, самым счастливым был человеком». Тогда же он изучил азы английского языка, которые впервые пригодились ему во время поездки в США: компания «20th Century Fox» пригласила его в Голливуд, Нью-Йорк и Вашингтон после роли в «Идиоте».
В актеры Яковлев пошел практически случайно: собирался сначала вслед за старшим братом идти в МГУ на факультет международных отношений, из которого вырос МГИМО. «Вдруг как-то дернуло, стукнуло по голове: „Ну что я там, в МГУ, буду делать?“, и я понял: призвание мое — актерство. Это был спонтанный, абсолютно непредсказуемый внутренний толчок, сигнал свыше». Яковлев сдал все экзамены во ВГИКе, но его не взяли — трудно поверить, но сказано было: некиногеничен, «особых способностей не заметно». Яковлев в свою безнадежность не поверил и отнес документы в Щукинское училище. Прием молодого актера в «Щуку» стал легендой, одна из частей которой — якобы сказанные Владимиром Этушем слова: «Молодой человек, вас ждут заводы». Вступилась за Яковлева актриса Цецилия Мансурова. «Читал я, надо сказать, отвратительно, как потом сказала Цилюша (так в близком кругу называли Мансурову — прим. „Ленты.ру“), „как безграмотный“. Душа ушла в пятки — позорище было. И я еще гордо заявил комиссии: „А зато моего отца сам Станиславский принял во вспомогательный состав“. <...> „О, как интересно! — говорит Цилюша. — Значит, если вашего папу принял Станиславский, мы теперь вас должны принять?“ Вселенский позор был страшный. Потом я вышел и подслушивал под дверьми, как вся комиссия была против моего приема. И тут выступила Мансурова: „Господа! Неужели вы не понимаете, что его нельзя не принять? Посмотрите, какие у него глаза!“» Та же Мансурова отказалась отчислять своего студента, когда первый курс тот окончил с двойкой по актерскому мастерству.
Как многие выпускники «Щуки», Яковлев после выпуска пошел в театр имени Вахтангова и в итоге оставался верным ему всю жизнь, проработав более 60 лет и не бросив в тяжелый период. «В начале 1980-х для меня наступили и не совсем удачные времена, связанные с разными театральными обстоятельствами. Но я тогда никуда не исчез, как думали многие, доигрывал свои старые спектакли, потому что ничего нового не было. Тогда же встал вопрос — надо ли держать меня в театре? И тут с разных сторон посыпались предложения. Олег Ефремов позвонил: „Слушай, старик, переходи к нам! Весь репертуар чеховский — твой“. Михаил Иванович Царев пригласил на беседу: „На выбор три спектакля — вводитесь. Что нового потом будете репетировать — посмотрим“. Я им сказал: нет, не могу, ничего не могу с собой поделать. Остаюсь здесь».
1958 год. Юрий Яковлев в роли князя Мышкина в фильме Ивана Пырьева «Идиот»
Фото: архив РИА Новости
Яковлев — наследник вахтанговской традиции всего в третьем поколении. Та же Мансурова, ставшая мастером Яковлева в Щукинском училище, — однокашница по сценическим курсам самого Бориса Щукина и одна из первых учениц Вахтангова. Выпускник одного из первых курсов, набранных после войны, Яковлев со свойственными послевоенному поколению энергией и жаждой жизни воплощал на сцене мечты Евгения Вахтангова. Любимый и самый верный ученик Станиславского с момента основания первой Студенческой драматической студии шел к идеалам радостного, праздничного театра четкой актерской техники, который при этом каждую минуту на сцене был бы наполнен содержанием. Максимально Вахтангов к этому приблизился в главном своем спектакле — «Принцессе Турандот» 1922 года; и символично, что спустя более 40 лет Юрий Яковлев сыграет в этом основообразующем для вахтанговской школы спектакле, поставленном Рубеном Симоновым, старика Панталоне.
В импровизационном театре Гоцци лицедейский талант Яковлева нашел свое полное выражение. Артист часто признавался, что не мог одну и ту же роль играть совершенно одинаково в двух спектаклях подряд. В «Принцессе Турандот» он и вовсе мог в двух представлениях рассказать две разные шутки. Вахтанговский театр, в основе которого заложено стремление совместить артистическую виртуозность со злободневностью, к счастью, всегда давал одному из своих лучших актеров привнести в спектакль что-то свое, новое, интересное. Возможно, благодаря этому постоянному ощущению своей значимости как творца, Яковлев смог воплотить на сцене и исторических личностей, и трагических героев, и дураков, и романтиков.
Первую большую кинороль Яковлев сыграл в «Идиоте» Ивана Пырьева. Актер, которого приняли в Щукинское училище «за красивые глаза», идеально подошел на роль князя Мышкина, глаза у которого были «большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь». Пырьев откладывал съемки картины 10 лет, потому что не видел подходящего актера на главную роль, и нашел своего идеального Мышкина, по долгу службы (он был директором «Мосфильма») отсматривая пробы к фильму «Сорок первый». Первый раз поговорив с Яковлевым, режиссер решил других актеров даже не пробовать. Для вспыльчивого, властного, жесткого Пырьева князь Мышкин — как и для Достоевского — был идеалом. «И в человеческом смысле — актер, играющий Мышкина, должен быть таким же. В данном случае это относилось ко мне, — вспоминал Яковлев. — Пырьев на съемках так ко мне бережно относился, словно я был действительно нездоров — он на меня боялся дышать». «Пырьев все всегда говорил напрямую, не стесняясь женщин и выражений, если ему что-то не нравилось, не выбирая, а на съемочной площадке орал, матерясь, так, что стены тряслись и в страхе все по углам расползались. Единственным, на кого он ни разу не повысил голос, был князь Мышкин».
Пырьев же привел актера к другому главному кинорежиссеру в его жизни. Яковлев долго отказывался сниматься в «Человеке ниоткуда»: ему казалось, что роль проходная, а сам он был очень занят в театре. «В общем, мне позвонили и сообщили: „Вас ждет генеральный директор „Мосфильма“, машина стоит у дверей театра“. <...> Привезли, поднялся я на второй этаж, вошел в кабинет — огромный, как холл. Где-то далеко в углу увидел маленькую сидящую за столом, к которому от двери вела красная ковровая дорожка, фигурку, и как только переступил порог, Иван Александрович бухнулся на колени и пополз ко мне со словами: „Умоляю, снимайся у Рязанова!“» Сразу после «Человека ниоткуда» (1961), разруганного лично Сусловым, Эльдар Рязанов снял Яковлева в «Гусарской балладе» в роли поручика Дмитрия Ржевского, позднее брал его читать закадровый текст в «Берегись автомобиля» и «Стариках-разбойниках», а в 1975-м позвал заменить Олега Басилашвили, у которого умер отец, в «Иронии судьбы». В этом великом фильме все персонажи одновременно и смешны, и лиричны, но ни у кого из них диапазон между обыденной жизнью и реакцией на пусть и комическую, но все же экстремальную ситуацию, не был так драматично широк, как у яковлевского Ипполита.
За два года до «Иронии» Яковлев сыграл свои главные комические роли — Ивана Грозного и его двойника из современности Буншу в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Здесь Яковлев тоже продемонстрировал широту актерского диапазона: по собственному признанию, черты Ивана IV он позаимствовал у Николая Черкасова, чтобы сильнее подчеркнуть отличие царя от управдома. И одновременно Яковлев сумел сделать своего Иоанна не только Грозным, но и забавным, чтобы не предать юмор Булгакова и Гайдая.
Юрий Яковлев после спектакля «Пристань»
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости
Яковлев, умевший играть и весело, и трагично, любивший перевоплощаться, больше всего ценил русскую классику. Он прочел все о Чехове и жалел, что «лень-матушка» не позволила ему написать книгу о любимом писателе: «Получилось бы пособие для актера, который когда-нибудь будет играть в чеховских пьесах или его самого». Чеховских героев Яковлев многократно играл в театре, кино и на телевидении, а «его самого» — в спектакле Александры Ремизовой «Насмешливое мое счастье» (1965). Так получилось, что в «глазах князя Мышкина» одновременно светилась чеховская интеллигентная и ироничная грусть. В кино же Яковлев больше всего ценил свою толстовскую роль — Стиву Облонского из «Анны Карениной» Александра Зархи (1967): «Просто точное попадание в цель. Я люблю этот персонаж за то, что у нас много общих черт характера, одинаковый менталитет».
В XXI веке Яковлева нечасто можно было увидеть в кино и на сцене. В Вахтанговском театре шли фоменковские «Без вины виноватые» и «Пиковая дама», в 2003 вышла «Чайка» Павла Сафонова, затем наступил долгий период без новых яковлевских ролей. Тем ценнее подарок, который в 2011 году худрук Вахтанговского Римас Туминас сделал на 90-летие театра его старожилам и публике — спектакль «Пристань», представляющий собой набор из восьми бенефисных отрывков. Главные роли в каждом из них играли живые легенды не просто Вахтанговского, а русского театра вообще: Юлия Борисова, Людмила Максакова, Владимир Этуш, Василий Лановой, Вячеслав Шалевич, Галина Коновалова, Ирина Купченко — и, конечно, Яковлев.
«Пристань», созданная как юбилейный концерт с участием театральных корифеев, вполне ожидаемо стала одним из лучших спектаклей в репертуаре театра Вахтангова. На него хотели и спешили попасть — к сожалению, здоровье некоторых участников постановки в последние годы не позволяет им часто выходить на подмостки. На «Пристани» каждый раз происходило то, что принято считать театральной магией: тревога за любимого артиста, который, кажется, только и может что пройти из кулисы в кулису, опираясь на палочку, сменялась восторгом от того, какую жизнь можно прожить на сцене за каких-то 15-20 минут.
Со смертью Яковлева один из главных спектаклей Вахтанговского театра лишился лучшего своего фрагмента. Актер играл в спектакле Туминаса часть под названием «Темные аллеи» вместе с Лидией Вележевой. На протяжении почти всего фрагмента постаревший Николай Алексеевич в его исполнении не встает со скамейки. Голосом, взглядом, нервными движениями кистей Яковлев создавал тончайший рисунок роли — бунинский персонаж за 10 минут сценического времени вызывал сочувствие, презрение, недоумение, жалость. Но настоящим торжеством умной и ироничной вахтанговской театральности был уход персонажа Яковлева со сцены, которым завершался первый акт. Только что произнеся исповедальный монолог перед бывшей любовью, порассуждав вслух о перипетиях судьбы и о том, как она могла бы сложиться, старый немощный грустный барин вдруг разворачивался и уходил в глубь сцены, пританцовывая и помахивая тросточкой в воздухе. Его силуэт на фоне светящегося белого задника Вахтанговского театра — точка в одной великой и удивительно цельной театральной истории.
Кирилл Головастиков
Александра Зеркалёва
Юрий Яковлев посмертно удостоен награды «Легенда сцены»
Юрий Яковлев. Фото с сайта kino-teatr.ru
Вечером 2 декабря в Москве прошла торжественная церемония вручения театральной премии «Звезда театрала». Почетной премией «Легенда сцены» посмертно наградили легендарного актера театра и кино Юрия Яковлева, сообщает heat.ru.
Церемония была полностью посвящена памяти великого артиста, скончавшегося 30 ноября. Мероприятие началось с минуты молчания в память об актере, а на экране транслировались его черно-белые фотографии.
Как отмечает издание, Яковлев знал о грядущем награждении и надеялся, что его здоровье улучшится и он сможет быть на церемонии.
«Когда я впервые сообщил еще полгода назад Юрию Васильевичу, что он номинирован, он произнес: «Хоть бы дожить!», - цитирует heat.ru слова шеф-редактора журнала «Театрал» Виктора Борзенко.
Награду за Юрия Яковлева получил художественный руководитель Театра им. Вахтангова, в котором артист прослужил более 60 лет, Римас Туминас.
Премия «Звезда театрала» вручается уже шестой раз. Победителей определяют по результатам читательского голосования, которое проводится на сайтах газеты «Новые известия» и журнала «Театрал».
Юрий Яковлев скончался в возрасте 85 лет рано утром 30 ноября в одной из частных клиник Москвы. Сегодня, 3 ноября, в Театре им. Вахтангова проходит прощание с актером. Затем он будет похоронен на Новодевичьем кладбище.
Юрий Яковлев любим не одним поколением театралов и поклонников кино. Яркие образы, созданные им как на сцене, так и в кино были уникальны и всегда приковывали к себе внимание зрителя. Он снялся в огромном количестве кинолент, любовь принесли актеру работы в фильмах «Идиот» (1958, князь Мышкин), «Гусарская баллада» (1962, поручик Ржевский), «Иван Васильевич меняет профессию» (царь иван Грозный, 1973), «Ирония судьбы, или с Легким паром!» (1975, Ипполит), «Судьба» (1977, Тихон Брюханов). Последним образом в кино для Яковлева стал все тот же Ипполит в сиквеле «Иронии судьбы», который снял режиссер Тимур Бекмамбетов в 2007 году.
Гражданскую панихиду по Юрию Яковлеву отменили
Юрий Яковлев. Фото с сайта showbizdaily.ru
В Москве 3 декабря прошла церемония прощания с Народным артистом СССР Юрием Яковлевым.
Гроб с телом прославленного актера был установлен в Вахтанговском театре, которому Яковлев отдал 61 год своей жизни. На деревянной скамье рядом с траурными венками расположилась вдова актера, его сыновья и дочь — актриса Алена Яковлева. Близкие опасались, что из-за мороза проститься с актером придет не так много людей. Однако зал был переполнен.
Отдать дань великому актеру пришли Борис Клюев, Ирина Апексимова, Всеволод Шиловский, Сергей Арцибашев, Борис Морозов, Евгений Стеблов, Марианна Вертинская, Василий Лановой, Альберт Филозов, Эммануил Виторган. Одним из первых на церемонию прибыл руководитель Вахтанговского театра Римас Туминас. Он опустился на одно колено перед гробом и перекрестился.
Кроме того, в числе первых пришли в Вахтанговский театр актриса Людмила Максакова и заместитель министра культуры Григорий Ивлиев. Очень долго стоял и молился у гроба Сергей Маковецкий, после чего принялся поправлять венки и помогать пожилым людям взобраться на сцену. Как таковой гражданской панихиды решили не проводить. Вместо пафосных речей в театре в этот день звучали стихи в исполнении Юрия Яковлева.
Прощание с Юрием Яковлевым © РИА Новости, Владимир Вяткин
Однако некоторые коллеги все-таки сказали теплые слова в память об актере. «Сегодня трагический день, от нас ушел человек уникальный, — отметил журналистам коренной вахтанговец, ректор Щукинского училища, народный артист России Евгений Князев. — Уникальность Яковлева заключалась в том, что актерство никогда не было на его лице, и за одну секунду на сцене он совершал чудеса перевоплощения. От такого лицедея нельзя было оторвать глаз. С уходом Юрия Васильевича невосполнимую утрату понесла не только вахтанговская труппа, но и все театральное сообщество России. Сегодня мы будем играть в память о Яковлеве «Пристань». Этот спектакль Римас Туминас поставил во славу Вахтанговского театра и его мастеров».
Внучка актера Юрия Яковлева, актриса Мария Козакова и дочь актера Юрия Яковлева, актриса Алена Яковлева (справа налево) на церемонии прощания © РИА Новости, Владимир Вяткин
Кстати, спектакль «Пристань» завершается пронзительным моментом — на занавесе возникают лица ушедших корифеев — Вахтангова, Симонова, Ульянова и многих других. Сегодня в этом ряду впервые будет портрет Юрия Яковлева.
Всеволод Шиловский рассказал, что с Юрием Яковлевым его связывало много десятков лет дружбы. «Помню, как в Вахтанговском поставили спектакль «На всякого мудреца», - рассказал артист. - И мы с Олегом Стриженовым пошли посмотреть на Юрочку. Он посадил нас на первый ряд, я его чуть ни убил: у Стриженова была тогда такая слава, что весь зал смотрел на него. А на сцене первым был Яковлев. Зал рыдал, смеялся, аплодировал ему». По словам Шиловского, к сожалению, как правило, хорошие слова артистам говорят после их смерти. «Но я все говорил Юре при жизни, - заметил актер. - Как-то я сказал ему: «К сожалению, ты гений». Он хохотал, у Юры чувство юмора было фантастическое».
Прощание с Юрием Яковлевым © РИА Новости, Владимир Вяткин
Под конец церемонии Римас Туминас подвел к родственникам 97-летнюю актрису Вахтанговского Галину Коновалову - она только что выписалась из больницы, но никак не могла пропустить прощание. Старейшая артистка заняла почетное место у гроба рядом с родными.
После церемонии прощания Юрия Яковлева отпели в Новодевичьем монастыре. Похороны прошли в старой части Новодевичьего кладбища. Напомним, что актер скончался 30 ноября на 86-м году жизни от сердечной недостаточности.
Антон Крайний
В Москве будет открыт памятник актеру Юрию Яковлеву
Юрий Яковлев. Фото с сайта kino-teatr.ru
Столичный академический театр имени Вахтангова намерен открыть памятник Юрию Яковлеву, который ушел из жизни в 2013 году.
Монумент народному артисту СССР будет установлен на могиле актера на Новодевичьем кладбище, сообщает ТАСС со ссылкой на директора Вахтанговского театра Кирилла Крока. Торжественная церемония открытия монумента пройдет уже 30 ноября этого года.
Как заметил Кирилл Крок, автором проекта надгробного мемориала стал скульптор Евгений Лансере. Производство и возведение памятника оплатил Театр имени Вахтангова за счет собственных средств.
KM.RU
Яковлев Юрий Васильевич - советский и российский актёр театра и кино.
Биография: http://www.kinokopilka.pro/people/426-yuriy-yakovlev-i