Персона
Многие выдающиеся режиссёры говорили об Ингмаре Бергмане, и все без исключения признавали его величие — от Кубрика и Годара до Аллена и Скорсезе. В день, когда великому шведу могло бы исполниться 95 лет, мы подобрали для Вас несколько цитат.
Стэнли Кубрик
Письмо Ингмару Бергману; датировано 9 февраля 1960 г.
Дорогой мистер Бергман!
Вы наверняка уже получили достаточно признания во всём мире и можете счесть это письмо не таким уж важным. Но всё-таки я хотел бы добавить к этому мировому признанию своё собственное и, как коллега-режиссёр, выразить восхищение Вашими фильмами и тем неоценимым вкладом, который вы внесли в мировое кино. (К сожалению, я никогда не был в Швеции и не имел удовольствия видеть Ваши театральные работы.) Ваш взгляд на жизнь глубоко тронул меня — много глубже, чем любые другие фильмы. Я абсолютно уверен, что Вы — величайший режиссёр наших дней. Корме того, позвольте мне сказать, что Вы непревзойдённый мастер в создании настроения и атмосферы, Ваши картины отличаются тонкостью актёрского исполнения, достоверностью и глубиной характеров. И во всех прочих составляющих работы над фильмом Вам нет равных. В Вашем распоряжении — прекрасные актёры. Я живо представляю в памяти Макса фон Сюдова и Ингрид Тулин, и многих других, чьи имена не могу припомнить. Желаю Вам и всем Вашим актёрам удачи, а мне остаётся лишь с нетерпением ждать Ваших новых фильмов.
С наилучшими пожеланиями,
Стэнли Кубрик
Андрей Тарковский
В фильме Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики» есть эпизод, о котором я часто вспоминаю. Две сестры, ехавшие в отчий дом, где умирает их третья сестра, оставшись наедине, вдруг ощущают в себе прилив родственной близости, ту человеческую тягу друг к другу, которую не подозревали в себе еще за минуту до этого. И тут же возникает щемящее ощущение пробужденной человечности, которое тем более волнует, что в фильмах Бергмана такие мгновения мимолетны, скоротечны. Люди в его фильмах ищут и не могут найти контакта, и в «Шепотах и криках» сестры тоже так и не могут простить друг другу, не могут примириться даже перед лицом смерти одной из них. Но чем больше они истязают и ненавидят друг друга, тем острее, разительнее впечатление, которое производит сцена их душевного порыва. К тому же вместо реплик Бергман заставляет звучать виолончельную сюиту Баха, что сообщает особую глубину и емкость всему, что происходит на экране, придает покоряющую убедительность стремлению режиссера недвусмысленно выразить здесь то позитивное начало, которое обычно едва прослушивается в его суровых и горьких картинах. Благодаря Баху и отказу от реплик персонажей в сцене возник как бы некий вакуум, некое свободное пространство, где зритель ощутил возможность заполнить духовную пустоту, почувствовать дыхание идеала.
Вуди Аллен
Мы обедали как-то в Нью-Йорке, в его гостиничном номере. Незабываемое удовольствие. Перед этим я жутко нервничал и боялся идти. Я представлял его мрачным, угрюмым гением, но он оказался обычным парнем. Посочувствовал мне насчёт низких кассовых сборов. И насчёт отношений с женщинами и со студиями. (…) Он прост в общении и вовсе не изрекает одну за другой глубокие мысли о жизни. Его оператор, Свен Нюквист, однажды рассказал мне, что, снимая все эти сцены смерти, процесса умирания, они обменивались шуточками и сплетничали о сексуальных похождениях актёров. (…) Полагаю, его фильмы всегда будут актуальными. Потому что речь в них идёт о трудностях в личных отношениях, о кризисе человеческого общения, о религиозности и смертности. Это экзистенциальные темы, они не исчезнут с повестки дня и через тысячу лет. Многое из того, что сегодня представляется актуальным и модным, вскоре станет пыльным антиквариатом, но его фильмы всегда будут великими.
Кшиштоф Кесьлёвский
В бергмановском молчании нет особой загадочности. Можно, конечно, задать себе определенные вопросы — допустим, кончились ли у него силы или терпение, — но возможные ответы не будут иметь особенного значения. Бергмановское молчание — это свершившийся факт. Когда я смотрю на его фотографию, сделанную год или два тому назад, у меня замирает сердце. Он смотрит в камеру (…) Застёгнутая до шеи рубашка. Ветровка — он постоянно такие носит. В общем, простая одежда. Улыбка кажется несколько вымученной, болезненной. Его тёмные глаза смотрят в объектив, но взгляд будто бы затуманен и может показаться отсутствующим. Этот человек — один из немногих кинорежиссёров (а возможно, единственный в мире), кому удалось проникнуть в сущность человеческой натуры так же глубоко, как, например, Достоевскому или Камю.
Мартин Скорсезе
У Бергмана было уникальное понимание кино, и он мастерски использовал множество выразительных средств — молчание, концентрацию внимания на игре света и тени в разное время суток, движение в пространстве и движение самого пространства. Под последним я имею в виду те моменты, когда он со Свеном Нюквистом фокусирует камеру на лице актёра, находящегося в движении, и пространство на заднем плане тоже кажется движущимся — это очень реалистично и будто бы отражает работу сознания, когда вы поглощены какими-то размышлениями. Бергман — блестящий драматург, он тонко дирижирует постепенными изменениями настроения и атмосферы. Но порой его диалоги (между двумя людьми или между двумя парами) обретают поистине гипнотическое свойство, подчиняют себе — это, очевидным образом, происходит в «Сценах супружеской жизни». А также в его немецком фильме, «Из жизни марионеток», или в «Страсти». Или в «Осенней сонате».
Жан-Люк Годар
Кино — это не ремесло. Это искусство. И это не означает работу в команде. Режиссёр всегда один, он находится наедине с самим собой: как на съёмочной площадке, так и перед первой чистой страницей будущего сценария. В случае Бергмана, быть в одиночестве значит задавать вопросы. А снимать фильмы — значит отвечать на них.
Неизвестный ранее сценарий Бергмана экранизируют
Ингмар Бергман
Фото: Diether Endlicher / AP
В Швеции экранизируют неизвестный ранее сценарий Ингмара Бергмана, сообщает Русская служба «Би-би-си». Пьеса называется «64 минуты с Ребеккой» и повествует о беременной учительнице для глухонемых.
«Это единственные 64 минуты, когда Бергман — полный феминист. В его фильмах всегда были сильные женщины, но в этой пьесе он делает шаг вперед. Он находится в атмосфере времени, когда Швецию захлестнула огромная волна изменений, и он уловил это удивительным образом», — рассказала Сюзан Остен, которая выступит режиссером ленты.
Сценарий был написан в 1969 году и до недавнего времени пролежал в архивах фонда Ингмара Бергмана вместе с другими документами, которые передал в распоряжение фонда сам режиссер в начале 2000-х годов.
Фильм планируется выпустить в 2018 году, к 100-летию со дня рождения Бергмана.
По сценарию уже поставлена радиопьеса, режиссером постановки также стала Остен. Премьера состоится 8 ноября на Радио Швеции.
Ингмар Бергман (1918-2007) — шведский режиссер, автор таких картин, как «Персона», «Земляничная поляна», «Седьмая печать». Снял около 50 картин, сценарии к большинству из которых написал сам.
LENTA.RU
Шведский режиссёр театра и кино, сценарист, писатель.
Биография: http://www.kinokopilka.pro/people/4798-ingmar-bergman