Ностальгия, или Дароприношение
Россия за одно лето обрела два архива Андрея Тарковского
Андрей Тарковский, 1979
Фото: Соловьев / РИА Новости
Для тех, кто всерьез занимается творчеством Тарковского, это лето оказалось чрезвычайно насыщенным. Два события — одно обещанное, другое совершенно неожиданное — всполошили круг тарковсковедов и зрителей, неравнодушных к фильмам режиссера. В середине июня архив Андрея Тарковского, ранее принадлежавший киноведу и его ассистентке Ольге Сурковой и выкупленный на торгах Sotheby's представителем Ивановской области, был показан широкой публике на выставках в Иванове и Юрьевце в рамках международного кинофестиваля «Зеркало». А во второй половине июля первая жена Андрея Тарковского, актриса и режиссер Ирма Рауш-Тарковская, передала в дар будущему московскому музею «Дом Тарковских» не менее интересный архив, включающий документы, связанные с жизнью не только сына, но и отца — Арсения Тарковского.
Первый архив Тарковского был продан в ноябре 2012 года на аукционе Sotheby`s в результате яростной борьбы ивановских властей, киноведов и поклонников Тарковского. Таковым, например, оказался датчанин Ларс фон Триер, боровшийся до последнего, но уступивший российским чиновникам, предложившим за ценные документы 2,4 миллиона долларов. Содержимое архива, и без того интересовавшее специалистов, своей стоимостью привлекло внимание более широкого круга лиц. Ознакомиться с частью материалов удалось уже в начале лета 2013 года — презентация означенного архива состоялась на выставке во время международного кинофестиваля «Зеркало», прошедшего 11-16 июня.
Представление материалов вызвало двойственное ощущение: с одной стороны, их возвращение на родину режиссера обрадовало всех его почитателей, с другой — в таком количестве «сокровищ» оказалось трудно разобраться. Как в море документов про режиссера отыскать логику судьбы? Без эксперта архив — не более чем модный артефакт, «вещь в себе», а на подготовку срочной выставки у Юрьевецкого музея было лишь несколько месяцев. Он получил архив в феврале, и работа по подготовке экспозиции, которая должна составить представление о нем, могла начаться не раньше марта. Неслучайно куратор выставки Михаил Дмитриев сравнил обретение этой ценной коллекции с «падением метеорита».
Подготовка к презентации архива Андрея Тарковского
Фото: Мария Сибирякова / РИА Новости
Документы из архива Андрея Тарковского
Фото: Наталья Баландина
Документы из архива Андрея Тарковского
Фото: Наталья Баландина
Посетители на выставке архива Андрея Тарковского в Ивановском музейном центре имени Тарковского в Иваново
Фото: Мария Сибирякова / РИА Новости
Марианна Слот в окружении участников конференции знакомится с материалами архива Андрея Тарковского
Фото: Наталья Баландина
Организаторам выставки пришлось выбирать некий ракурс: в итоге они сделали акцент на отдельных экспонатах, отражающих общественно-политический фон, таких как черновик письма режиссера Леониду Брежневу с просьбой выпустить на экран «Андрея Рублева». Другие материалы отсылают к известным свидетельствам мастера, например, к топ-листу десяти лучших фильмов в истории кино по мнению Тарковского. Посетителям предлагалось изучать каждый объект в отдельности, погрузиться в чтение, рассмотреть фотографии, прослушать пленки с записью редких интервью (а таких в коллекции много: 32 аудиокассеты и 13 мини-дисков, среди которых разговор с Глебом Панфиловым в период работы над «Борисом Годуновым» в Лондоне и размышления Тарковского о «Гамлете»).
Изучению материалов препятствовало отсутствие разъяснительных подписей — нужно было превратиться в искусного эксперта, с ходу различающего почерки Тарковского, Сурковой и других фигурантов событий. Например, особо интересным показался дневник, раскрытый на странице, где описывались съемки «Зеркала», но кому он принадлежит: самому режиссеру, Сурковой или третьему лицу, — до конца осталось неясным. Скорее всего, владелице архива, фиксировавшей все происходящее на съемочной площадке и написавшей так называемые «хроники "Зеркала"». Еще только предстоит исследовать показанные там заметки в блокнотах, машинописные листы сценариев с правками от руки, страницы черновиков будущих книг.
Киновед Ольга Суркова и Андрей Тарковский
Фото: Из личного архива Ольги Сурковой
Вряд ли можно говорить о едином сюжете, связывающем все документы, но общая тема выставки была все-таки намечена: определить ее можно как «дорожное настроение». Первый экспонат — это потертый чемодан, с которого начинается «прогулка с Тарковским». С мотивом путешествия связан выбор фотографий, сменяющихся в режиме слайд-шоу на больших экранах, — кадров, сделанных во время поездок режиссера в Америку, в Англию и в период пребывания семьи Тарковских в Италии. Архив содержит объемную коллекцию негативов, которые добросовестно были представлены в выставочном пространстве обоих городов. В Ивановском художественном музее мерцающие на экране снимки показывают семью Тарковских возле их дома в Сан-Грегорио, частные встречи с известными деятелями российской культуры: Мстиславом Ростроповичем, Отаром Иоселиани, Юрием Любимовым. В Юрьевце выставлены стенды с фотографиями, объединенными в циклы: Каннский фестиваль 1984 года, пресс-конференция в Риме, дом в России — деревня Мясное и квартира на Мосфильмовской.
Одним из самых загадочных документов, выуженных из архива, оказался лист, озаглавленный «Дополнения к детству», где Тарковский, видимо, набрасывал материал для будущего произведения, объединяющий его личные впечатления от кинематографа и литературы на «детскую тему» и собственные творческие опыты («мое стихотворение о детстве, сочиненное в гостинице во Владимире»). Одна эта страница ярко демонстрирует напряженный поиск главной, синтетической идеи вещи, интенсивность мысли, особенности рабочей манеры художника.
Примечательно, что среди посетителей выставки оказались все-таки представители Ларса фон Триера — в Иваново приехала продюсер его фильмов Марианна Слот. Проходившая же в те дни конференция собрала на родине режиссера исследователей (философов, культурологов, музыковедов и киноведов) из девяти стран — от Бразилии до Японии. Заседания, на которых звучали доклады, были так же далеки от унылого академизма, как фильмы Тарковского — от официального советского кино. Но как показала история покупки архива, наследие русского кинематографиста интересует практиков не меньше, чем теоретиков. И это не случайно, ведь сам автор «Зеркала» тесно совмещал работу на съемочной площадке с осмыслением профессии режиссера и природы творчества. Поэтому в конференции участвовали и кинематографисты, которые работали с Тарковским — художник по костюмам Нелли Фомина и режиссер Евгений Цымбал, один из его учеников — эстонский режиссер Арво Ихо, выдающийся звукорежиссер и теоретик звука Роланд Казарян, шотландцы Шон Мартин и Луиза Милне, снимающие документальный фильм о русском мастере «Кинематограф сновидений».
Выставка в Юрьевецком музее смогла дать представление о том массиве архивных материалов, которые теперь хранит Ивановская область, однако ответить на вопрос, узнаем ли мы принципиально новые факты из биографии крупнейшего отечественного режиссера второй половины XX века, пока невозможно. Предстоит огромная работа с архивом Тарковского, но уже ясно, что материалы окажут неоценимую помощь в изучении «мира» режиссера.
Ирма Рауш-Тарковская, 1969
Фото: РИА Новости
Тем более это интересно, потому что неожиданным образом исследователи получили доступ к еще одному редкому своду документов, касающихся Тарковского. Теперь Москва также обещает стать центром притяжения зарубежных исследователей специалистов. Во второй половине июля Ирма Рауш-Тарковская передала на хранение кинобиблиотеке имени Сергея Эйзенштейна для будущего музея «Дом Тарковских» свой архив. Это раритеты, свидетельствующие о судьбе отца режиссера, поэта Арсения Тарковского, — рукописный домашний журнал, который делали в семье Тарковских в 1907 году, фотографии Елизаветграда, где жила семья поэта, письма отца Андрея Тарковского его матери. Кроме того, там содержатся предметы, рассказывающие о жизни самого кинематографиста, — детские письма и рисунки, студенческие и фестивальные фотографии, многие из которых ранее не публиковались. Летом все они попали в надежные руки, ведь сотрудником кинобиблиотеки Эйзенштейна является сестра режиссера Марина Арсеньевна Тарковская.
Если документы из коллекции Сурковой в основном связаны с последним десятилетием жизни Тарковского, подарившего «смену участи», бесконечные переезды, свободу и страдания, то экспонаты из архива Ирмы Рауш-Тарковской относятся к эпохе взросления и раннему периоду творчества режиссера — работе над фильмами «Каток и скрипка», «Иваново детство» и «Андрей Рублев». Так что эти коллекции дополняют друг друга даже хронологически. Архив Ирмы Рауш-Тарковской, который только начали разбирать специалисты, будет представлен на выставке в залах кинобиблиотеки имени Эйзенштейна в конце этого года.
Работа с рукописями и незаконченными текстами (сценариями, теоретическими статьями) художника — очень важное дело, особенно когда речь идет о гениальном режиссере, фильмы которого пронизаны личными переживаниями. Изучение их — единственно верный путь, позволяющий избежать в искусствоведческом анализе грубых ошибок и досадных неточностей. В сущности, архив выполняет задачу, очень близкую художественной концепции самого Андрея Тарковского — хранить и воссоздавать время. Для зрителей же это возможность заново открыть фильмы, давно ставшие классикой мирового кино.
Наталья Баландина специально для «Ленты.ру»
Дом Тарковского под Рязанью станет объектом культурного наследия
Дом Андрея Тарковского
Фото: ryazan.ru
Деревенский дом в Рязанской области, в котором в 1970-е годы жил советский режиссер Андрей Тарковский, станет объектом культурного наследия. Об этом сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на региональное министерство печати. Отмечается, что дом был сохранен родственниками Тарковского, в него также перевезли часть его личных вещей.
«Мы должны разработать техническое задание, затем объявить торги, выбрать проектную организацию. Но мы это сделаем обязательно, поскольку то, что сделали сейчас по сохранению этой усадьбы родственники Андрея Тарковского, мы должны поддержать», — пояснил в беседе с агентством губернатор Рязанской области Олег Ковалев.
Кирпичный дом в поселке Мясной Андрей Тарковский впервые увидел в 1968 году, когда гостил в у родителей своей супруги Ларисы Кизиловой. До последнего времени сохранением дома занимались только родственники кинематографиста.
На данный момент в России уже создано два музея Тарковского — в селе Завражье Костромской области и городе Юрьевец Ивановской области.
Андрей Тарковский — советский актер, кинорежиссер и сценарист, народный артист РСФСР. Многие фильмы режиссера стали классикой отечественного кинематографа, к примеру, «Солярис», «Сталкер», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Иваново детство» и другие. Работал в театре, поставил «Гамлета» в «Ленкоме» и «Бориса Годунова» в лондонском Королевском театре.
LENTA.RU
«Солярис» Тарковского покажут на Каннском фестивале
Кадр из фильма «Солярис»
Фото: «Мосфильм»
Дирекция 69-го Каннского фестиваля объявила состав ретроспективной программы «Каннская классика». В нее вошел фильм Андрея Тарковского «Солярис». Об этом сообщает официальный сайт киносмотра.
На фестивале покажут отреставрированную с оригинального негатива цифровую копию «Соляриса». Реставрация картины была произведена на «Мосфильме», а ее продюсером выступил глава студии, режиссер Карен Шахназаров. Предполагается, что после киносмотра новая версия ленты будет показана в кинотеатрах по всему миру, а также выпущена на Blu-ray.
В 1972 году научно-фантастический фильм Тарковского по роману Станислава Лема участвовал в основном конкурсе Канн и был удостоен специального Гран-при жюри и приза ассоциации кинопрессы ФИПРЕССИ. В СССР ленту впервые показали в 1973-м, после чего она на протяжении 15 лет не покидала ограниченного проката. Несмотря на то что «Солярис» шел всего в пяти советских кинотеатрах, число проданных билетов на него превысило 10,5 миллиона.
Кроме «Соляриса», в программе «Каннская классика» покажут отреставрированные копии еще 20 картин, включая «Вальмон» Милоша Формана, пятую и шестую серию «Декалога» Кшиштофа Кесьлевского, «Сказки туманной луны после дождя» Кендзи Мидзогути, «Индокитай» Режиса Варнье, «Мужское-женское» Жан-Люка Годара, «Одноглазые валеты» Марлона Брандо.
«Каннская классика» также включает несколько специальных показов. На них, например, будут представлены «Мужчина и женщина» Клода Лелуша, «Дамы и господа» Пьетро Джерми — фильмы, разделившие «Золотую пальмовую ветвь» фестиваля в 1966 году. Также в программе пройдет мастер-класс режиссера Уильяма Фридкина, трибьют документалистам Фредерику Уайзмену и Раймону Депардону, премьера документального фильма Бертрана Тавернье «История французского кино» и показы еще девяти неигровых картин, посвященных истории кинематографа.
LENTA.RU
Фотографии, сделанные Тарковским, будут проданы с аукциона
Одна из фотографий Тарковского. Фото с сайта bonhams.com
Коллекция фотографий, сделанных легендарным российским режиссером Андреем Тарковским, будет выставлена на аукционные торги, сообщает газета La Republica.
На торги попала коллекция, насчитывающая 257 снимков, сделанных на Polaroid в период с 1979 по 1984 года. Многие фотографии так или иначе связаны с работой Тарковского над фильмом «Ностальгия» (1983).
Собирая материал для «Ностальгии» кинематографист много путешествовал по Италии. Как рассказал близкий друг Тарковского, итальянский писатель Тонино Гуэрра, режиссер много размышлял над течением времени и хотел остановить его, пусть даже с помощью моментальных полароидных изображений.
Вся коллекция разделена на 29 лотов, стартовая цена лота варьируется от 35 до 48 тысяч долларов. Торги пройдут в Лондоне 6 октября текущего года.
KM.RU
В Москве состоятся спецпоказы фильмов Эйзенштейна, Тарковского и Ромма
С февраля кинотеатр «КАРО 9 Атриум» запускает программу спецпоказов избранных творений классиков советского кинематографа Сергея Эйзенштейна, Андрея Тарковского и Михаила Ромма с последующим обсуждением их в компании профессиональных киноведов. В качестве куратора всех мероприятий будет выступать преподаватель Московской школы кино, эксперт в области киноискусства Всеволод Коршунов, а в роли его гостей окажутся известные критики Антон Долин, Василий Корецкий, Наум Клейман и Владимир Забродин.
Первый цикл показов будет посвящен Сергею Эйзенштейну: в течение месяца по вторникам будет проходить демонстрация его знаковых картин, в число которых вошли «Стачка», «Броненосец Потемкин», «Александр Невский» и «Иван Грозный».
KINOMANIA.RU
Режиссер «На игле» назвал Андрея Тарковского богом кинематографистов
Дэнни Бойл
Фото: Dimitrios Kambouris / Getty Images
Британский режиссер и продюсер Дэнни Бойл заявил, что считает Андрея Тарковского божеством кинематографистов. Об этом сообщает ТАСС в среду, 8 февраля.
«В России есть Тарковский, для нас он бог», — подчеркнул Бойл на пресс-конференции в Москве. Он отметил, что каждый кинематографист должен посмотреть фильмы этого советского режиссера.
Бойл приехал в Россию, чтобы представить свою новую ленту «Т2 Трейнспоттинг», продолжение его картины «На игле». Премьера фильма намечена на 8 марта 2017 года.
Сиквел основан на романе «Порно» шотландца Ирвина Уэлша. В фильме снялись актеры из оригинальной картины. Действие ленты разворачивается спустя 20 лет после событий «На игле».
Андрей Тарковский — режиссер и сценарист. Он снял такие фильмы, как «Солярис», «Сталкер», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Иваново детство» и «Ностальгия». Тарковский также поставил «Гамлета» в «Ленкоме» и «Бориса Годунова» в лондонском Королевском театре. Он умер 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет.
LENTA.RU
Отреставрированные фильмы Андрея Тарковского покажут на большом экране
Кадр: фильм «Сталкер»
Компания «Иноекино» организует показ отреставрированных фильмов Андрея Тарковского в Москве. Ретроспектива пройдет с 1 по 4 апреля в московском кинотеатре «Формула Кино Горизонт» и екатеринбургском «Салюте», сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Ленты.ру».
В программу вошли фильмы Тарковского «Андрей Рублев», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер». Ленты были отреставрированы специалистами студии «Мосфильм».
Организаторы мероприятия отмечают, что ретроспектива приурочена к 85-летию со дня рождения режиссера. Билеты можно приобрести в кассах кинотеатров и на сайте inoekino.com.
Андрей Тарковский — режиссер и сценарист. Он также снял такие фильмы, как «Иваново детство», «Жертвоприношение» и «Ностальгия». Помимо этого, Тарковский поставил «Гамлета» в «Ленкоме» и «Бориса Годунова» в лондонском Королевском театре. Он умер 29 декабря 1986 года в возрасте 54 лет.
LENTA.RU
«Сталкер» Андрея Тарковского выйдет в повторный прокат с 25 октября
Синематека «Искусство кино» при поддержке ФГУП киноконцерна «Мосфильм» выпустит в повторный прокат фильм «Сталкер» Андрея Тарковского. Отреставрированную версию, годом ранее вышедшую в прокат в США, покажут более чем в десяти городах России. Премьерный показ пройдет в первом зале «Каро Октябрь» в Москве 23 октября.
«Сталкер» — фантастический фильм Андрея Тарковского, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1979 году по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких. В фильме снимались Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Алиса Фрейндлих и Николай Гринько. Картина получила приз экуменического жюри в 1980 году на Каннском кинофестивале.
Отреставрированная версия «Сталкера» впервые была показана в специальной программе «Венецианская классика» 73-го Венецианского международного кинофестиваля. В прошлом году за неделю американского проката картина собрала более 30 тысяч долларов (фильм демонстрировался лишь в единственном кинотеатре в Нью-Йорке).
«Я рассчитываю, что «Сталкера» увидят и оценят снова. Верю, что у фильма появится новое поколение зрителей. Много ли будет этих людей не знаю, но, возможно, этот вирус распространится после проката, и я бы очень хотел на это надеяться. То, что «Сталкер» — фильм, который не стареет, вечно актуален и интересен — в этом у меня сомнений нет», — заявил главный редактор журнала «Искусство кино» Антон Долин.
Показы пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Калининграде, Ярославле и других городах, список которых пополняется.
KINOMANIA.RU
Названы 10 лучших советских фильмов в истории кино
Фото: РИА Новости
В число десяти наиболее популярных на Западе советских фильмов вошли шесть фильмов Андрея Тарковского. Об этом пишет «Слово и дело» со ссылкой на портал IMDB.
Составленный рейтинг был приурочен к годовщине выхода на экраны фильма «Броненосец "Потемкин"» Сергея Эйзенштейна, «навсегда изменившего восприятие кино» и ставшего примером для других режиссеров.
На первом месте списка — фильм Тарковского «Сталкер», на второй строчке — военная драма «Иди и смотри» Элема Климова. Третье место — у «Соляриса» Тарковского.
В десятке также оказались фильмы Тарковского «Андрей Рублев», «Зеркало», «Жертвоприношение» и «Ностальгия». Зрители отметили также «Иронию Судьбы, или С легким паром!» Эльдара Рязанова и «Войну и мир» Сергея Бондарчука.
«Броненосец "Потемкин"» замкнул рейтинг.
В октябре 2018 года BBC News составило список лучших фильмов всех времен, снятых не на английском языке. На первой строчке оказалась лента из Японии — «Семь самураев» режиссера Акиры Куросавы, снятая в 1954 году. В рейтинг включили шесть произведений, снятых на русском языке: «Человек с киноаппаратом», «Иди и смотри», «Сталкер», «Андрей Рублев», «Броненосец "Потемкин"» и «Зеркало».
LENTA.RU
Советский кинорежиссёр и сценарист.
Биография: http://www.kinokopilka.pro/people/6280-andrey-tarkovskiy