Сталин защитил Вертинского от оголтелой революционерки
Выставка «Александр Вертинский. Легенда века». Фото с сайта goslitmuz.ru
В столичном Литературном музее до 31 мая продлится выставка «Александр Вертинский. Легенда века», приуроченная к 125-летнему юбилею великого исполнителя.
Это первая выставка такого рода. В конце 2013 года члены семьи Вертинского передали музею обширный архив, состоящий из фотографий, концертных афиш, газетных вырезок, антикварных книг, компакт-дисков, пластинок, а также личных вещей шансонье. Артефактов оказалось настолько много, что экспозиция сейчас занимает все левое крыло первого этажа дома Остроухова в Трубниковском переулке.
Выставка «Александр Вертинский. Легенда века»
Эффект полного погружения в причудливый мир Вертинского на выставке обеспечен. Многочисленные афиши дают наглядное представление, в каких залах он выступал и кто ему аккомпанировал. Неизгладимое впечатление производит питерская афиша 1957 с надписью «Последние концерты», после которых шансонье действительно умер. А в стихотворении «Осень (Последний концерт») он словно предсказал это роковое стечение обстоятельств.
Выставка «Александр Вертинский. Легенда века»
Талант Вертинского в начале XX века казался из ряда вон выходящим, необычайным, не способным втискиваться в прокрустово ложе привычных представлений публики о популярных артистах. Дневниковые записи Вертинского, представленные на выставке, отчасти объясняют, в чем же состояла его уникальность как артиста. В одном высказывании он признается, что пропускает через себя любимый русский язык, буквально чувствуя нутром каждый звук. В другой заметке, он утверждает, что удачное художественное произведение должно быть интересным по подаче, небанальным по ощущению и, в то же время, говорящим о вещах, понятных публике, но таким языком, которого она не ожидает от автора. Говоря о своем актерстве, Вертинский замечает, что любого своего отрицательного персонажа он пытался оживить, наделяя его какими-то привлекательными чертами.
Выставка «Александр Вертинский. Легенда века»
В статьях о концертах Вертинского, критики, по большей части, отзывались о нем сочувственно. На экспозиции даже можно увидеть образчик одесской «желтой» прессы начала XX-го века, где недвусмысленно намекается на чувства певца к одной популярной артистке. В свою очередь, Вертинский в одной из своих газетных заметок, разделил известных ему критиков на три категории. Одни объективно разбирают все достоинства и недостатки артиста без малейшего сочувствия к нему как человеку. Другие всячески пытаются сгладить недоработки героев своих статей, будто добродушные отцы, норовящие украдкой подсунуть конфетку своим нашкодившим детям. Третьи сухи, педантичны и неприступны. Вертинский делает неутешительный вывод, что публика не может оценить по достоинству ни одного из перечисленных критиков, ибо не прощает, когда кто-то говорит не на ее языке.
Выставка «Александр Вертинский. Легенда века»
Достаточно интересна раскрыта на выставке тема взаимоотношения Вертинского с советской властью. Среди представленных экспонатов здесь можно увидеть рукописный список тридцати утвержденных цензурой песен, которые певцу дозволялось исполнять на территории СССР. Также в музее представлена рукопись воспоминаний жены шансонье Лидии Вертинской, которая описывает возмущение старой большевички Розалии Землячки, которая нажаловалась Сталину, что у певца нет «советского репертуара». На это вождь резонно ответил, что у Вертинского уже есть собственный репертуар, а кому не нравится, пусть не слушает.
Выставка «Александр Вертинский. Легенда века»
Невозможно оторваться от представленных на экспозиции личных вещей Вертинского. Чего только стоит массивный письменный прибор, украшенный металлическими львами (промокашка, держатель для бумаги и проч). А среди любимых книг поэта предсказуемо присутствуют дореволюционные издания стихов Федора Сологуба, Игоря Северянина и Георгия Иванова. В этом ряду немного удивляет томик лирики славянофила Алексея Хомякова, но зато сразу становится понятно,кто вдохновлял Вертинского на создании самых проникновенных строк о Родине.
Фото с сайта goslitmuz.ru
KM.RU
Авдотья Смирнова снимает сериал об Александре Вертинском
Александр Вертинский. Фото с сайта megalyrics.ru
Создательница фильмов «Кококо» и «История одного назначения» Авдотья Смирнова приступает к работе над телевизионным сериалом о поэте и шансонье Александре Вертинском.
Сама режиссер уже подтвердила это в интервью корреспонденту ТАСС в понедельник в Нью-Йорке, где принимает участие в Неделе российского кино. «Да, это будет биография», - подчеркнула Смирнова. Режиссер добавила, что сценарий картины написала сама. Детальную информацию о проекта Авдотья Смирнова отказалась раскрыть, пояснив, что «у киношников говорить о будущем - плохая примета». Известно, только что в фильме будет 8 серий.
В следующем году будет отмечаться 130 лет со дня рождения Александра Вертинского. Он родился в Киеве в 1889 году, в 1913 году переехал в Москву, где начал выступать в литературных кружках, познакомился со многими поэтами того времени, а позже прославился театральными и кинематографическими работами. Эстрада принесла ему славу исполнителя песен на собственные стихи и поэзию Серебряного века.
У Вертинского от брака с актрисой и художницей Лидией Вертинской две дочери - Марианна и Анастасия. Причем на днях Марианна Вертинская призналась, что она не может найти деньги на экранизацию сценария отца о судьбе русского офицера, оказавшегося в эмиграции.
KM.RU
Александр Вертинский, Вертинский Александр Николаевич - русский эстрадный артист, киноактёр, композитор, поэт и певец, кумир эстрады в первой половине XX века, лауреат Сталинской премии второй степени (1951). Отец актрис Марианны и Анастасии Вертинских.
Биография: http://www.kinokopilka.pro/people/51780-aleksandr-vertinskiy