Я, конечно, дико извиняюсь, за то, что снова пишу в КиноКопилку за Одессу. Так уж случилось, что посмотрел подряд «Огни притона» Александра Гордона, а потом большой сериал «Жизнь и приключения Мишки Япончика». Ну что я вам могу сказать за это кино? С откудова начать? Таки да, начну с начала. Как обычно бывает на нашем ТВ, Первый и второй (Россия-1) каналы устроили меж собой забег в день после выборов, в самый прайм-тайм, чтобы отвлечь зрительский интерес и внимание от обсуждений итогов голосования. Стартовали в один день и растянули гонку на три недели. «Мишка Япончик» на Первом и «Утомленные солнцем 2» на «России».
Пару раз я переключался минут на пять с одного канала на другой. В «Предстоянии» и в «Цитадели» ничего нового не заметил (может быть, и пропустил что-то), а когда включался в сериал о легендарном одесском Робин Гуде, на экране царило какое-то цветастое варьете с песенками на идиш и на своеобразном одесском суржике. Все это было весьма мило, но, по-моему, с избытком. Короче, я выключил телевизор, и на весь месяц декабрь завис в Интернете, так как в Москве происходили события, гораздо более интересные и содержательные, чем в кино и в телевизоре.
Однако, сериал оперативно разместили в нашей КиноКопилке, и я в три приема посмотрел его весь, и, надо сказать, не пожалел об этом. Хотя… Хотя претензий наберется немало, но сначала – о достоинствах. Представляю авторов фильма. Прежде всего, хочется отметить качества сценария и звучащих по ходу дела реплик и диалогов. Сценарист – Максим Белозор творчески переработал текст классических «Одесских рассказов» Исаака Бабеля, представив нам и образ самого начинающего писателя – Лёвчика Майского (Илья Лыков). Между прочим, и самого автора сценария мы иногда увидим на экране в роли доктора Маргулиса.
Сергей Гинзбург – режиссер проекта тоже появится в последней серии в роли командира полка Красной армии, к которому прибывает пополнение, состоящее из вольных одесских уркаганов. Надо отдать ему должное, что в целом ему удалось справиться с пестрой и многочисленной актерской братией, где маститые мастера вполне на равных и с удовольствием играют с малознакомыми нам артистами поколения «next». Это радостно обнадеживает. За ними будущее нашего кино.
И, конечно же, на первом плане Евгений Ткачук, актер для меня новый. Этот вихрастый провинциальный паренек из Сызрани, оказывается, уже несколько лет играет в московских театрах, и снялся в нескольких фильмах, и вот теперь с блеском сыграл роль заглавного героя. На протяжении всего 12-серийного фильма он держит кадр на себе и совсем не теряется в гуще многолюдной массовки.
Говорят, что свою кличку – Японец, герой Ткачука получил не за малый рост и за форму разреза глаз, а потому что свято исповедовал кодекс чести японских бандитов – якудза. Вероятно, узнал о них во время 10-летних тюремных университетов. Героя Евгения Ткачука мы наблюдаем в развитии его «щикарной» преступной карьеры. Дерзкий, но отменно вежливый новичок должен зарекомендовать себя среди акул криминального бизнеса. Один из бандитских главарей так и зовется Акулой (Игорь Савочкин). И этот молодой нахал сумел таки завоевать доверие у тайного главы преступного одесского мира старого, мудрого Менделя Герша. Блестящая роль Валентина Гафта!
И тут выясняется, что главными талантами Михаила Винницкого, теоретика и практика того, что нынче назвают «рэкетом», являются не только его отчаянная храбрость, решительность и своеобразная принципиальность – рабочих, врачей и артистов не грабить, но и талант дипломата. Его способность «держать базар» - договариваться с человеком любого сословия, любой конфессии и любых политических убеждений. Притом, это не напускной фасон, а его природные качества – честность, верность дружбе и трогательная влюбленность с первого взгляда в красавицу Цилю. Сцены свадьбы Миши и Цили - это что то невиданное! У Бабеля эпизод сватовства Бени Крика к Циле, дочери богатого скотовладельца, сопровождался весьма кровавой бойней. Известно, что писатель, был вынужден цензурой сделать Короля Одессы не столь романтичным и обаятельным. А весь архив писателя пропал в подвалах Лубянки.
Мойше-Яков Вольфович Винницкий, он же Михаил Японец – персонаж легендарный и исторический. В 1905 году четырнадцатилетний парнишка принимал участие в отрядах еврейской самообороны, которые сформировались в Одессе во время погромов. Через два года был осужден на смертную казнь за убийство подполковника полиции Кожухаря. Казнь ему по малолетству заменили на 12 лет каторги. Известно, что к тому времени этот анархо-коммунист уже отметился в двух крупных грабежах среди одесской торговой буржуазии. В камере смертников познакомился с уголовником из Бессарабии Григорием Котовским. Кстати, здесь трактовка легендарного, как Чапаев, героя гражданской войны, совершенно иная, чем в советской историографии. Интересно, что сказал бы по этому поводу Владислав Галкин, для которого роль Котовского в одноименном сериале стала последней в жизни?
Из тюрьмы Михаила освободила Февральская революция. В Одессу Японец вернулся уже весной 1917 года (в фильме допущена ошибочка – на титрах 1918 год). Менее трех лет продолжалась его бурная деятельность в наиболее молодом и богатом городе теперь уже бывшей Российской империи, где еще кипела бурная коммерческая деятельность, активно экспортировалось зерно и сахар по всему миру и, где в ту пору царил сумбур и почти полное безвластие в разгар двух революций и гражданской войны. Именно поэтому авторитет Мишки-Японца рос стремительно. Вы можете смеяться, но именно «деловая» активность его банды казалась признаком стабильности и порядка. А политические власти меняли друг друга, как картинки в калейдоскопе.
Власть Временного правительства Керенского в Одессе номинально длилась до декабря 17-го года. В январе 18-го на пару месяцев установилась Одесская Советская республика. Весной наступило троевластие – Украинская республика гетмана Скоропадского делила власть с австро-германскими оккупационными войсками, которые пришли в Одессу согласно Брестскому «похабному» миру. Притом даже не был распущен Совет рабочих депутатов.
Так описывал это лихое время журналист Дон Аминадо: «Театры переполнены, драма, опера, оперетка, всяческих кабарэ хоть пруд пруди, а во главе опять «Летучая мышь» с неутомимым Никитой Балиевым. Сытно, весело, благополучно, пампушки, пончики, булочки, большевики через две недели кончатся, и «на обломках самовластья напишут наши имена»… С декабря 18-го по апрель 19-го военная интервенция стран Антанты. Французы, англичане и греки поделили город на сектора, протянув веревочные границы между скамейками. Интервенты не жалуют добровольцев белого движения и всячески мешают небольшому отряду генерала Гришина-Алмазова (Александр Лазарев (младший)). Так что его роль в фильме, как генерал-губернатора, несколько преувеличена.
Большевики загнаны в подполье, а оружием и деньгами их снабжает все тот же Японец. Только в апреле 1919 года красные захватывают город. Причем в Одессу врывается воинство лихого атамана Григорьева. Начинаются облавы, и наступает «красный террор», который сопровождается голодом в городе, осажденном гайдамаками правительства Директории Симона Петлюры. Большевики даже вынуждены сформировать полк, основу которого составляют бандиты-добровольцы Мишки Японца, и отправить его на фронт. Из 2000 тысячного войска на позиции дивизии Котовского прибыли только 700 человек, остальные дезертировали.
В первом же бою под Крыжополем эта пестрая рать внезапным налетом победила петлюровцев, но на следующий день, с тяжелого похмелья отступила с большими потерями. Командир 54-го Советского Украинского полка им. В.И. Ленина Михаил Винницкий 29 июля 1919 года попытался на поезде вернуться в Одессу, но попал в чекистскую засаду под Вознесенском и был расстрелян на месте. А уже в августе, Одессу захватили деникинские Вооруженные Силы Юга России и продержались в городе до февраля 1920 года. Вот только с той поры в Одессе окончательно установилась Советская власть. Таков исторический фон, на котором разворачивается события ярких трех лет из жизни Мишки-Япончика.
Невозможно в данной статье перечислить всех персонажей фильма и дать им хотя бы краткие характеристики. Иначе объем рецензии станет совершенно нечитабельным. Невозможно перечислить и всех актеров, среди которых немало заслуженных и народных, но, в большинстве, лица новые и незнакомые. Но нельзя не упомянуть очаровательную Елену Шамову – Цецилию Аверман, возлюбленную жену Короля Одессы.
Ну что ж, а теперь о грустном. Изобразительная сторона сериала грешит некоторой избыточной цветастой декоративностью на грани безвкусицы. Может быть, недостаток бюджета не позволил художникам и дизайнерам сделать более проработанными и разнообразными пейзажные панорамы Одессы. Один и тот же план по крышам повторяется из серию в серию. Вся эта фанера и папье-маше декораций буквально бросаются в глаза. Однако, съемка в интерьерах, подбор костюмов, бутафории и реквизита не вызывают особых претензий. И, конечно же. «щикарные виды» черноморского побережья искупают несовершенства съемок городских сцен.
И еще имею пару слов сказать за музыку. На мой вкус ее переизбыток. Да, это забавно увидеть юного Леонида Утесова, который дружил с Япончиком, в самом начале своей эстрадной карьеры. А вот с бесконечными повторами шлягеров из репертуара сестер Бэрри – явный перебор. Хотя девушки поют очень неплохо, но антураж - подиум, неоновые и галогенные софиты и современная клиповая нарезка нарушают шарм стиля ретро, превращают исторический сериал в шоу для МТV. Вот потому-то я и не стал смотреть премьерный показ по телевизору, попадая всякий раз на этот балаган. И может быть, из-за этого сериал кажется несколько затянутым. Вполне можно бы было уложиться в 10 серий.
Разумеется, в головах насмотренных кинолюбителей всплывут аналогии и ассоциации – «Однажды в Америке» Серджио Леоне. А почему бы и нет? Ведь многие бесшабашные жители Бруклина, «маленькой Одессы», приехали в Нью-Йорк с той же Молдаванки и Пересыпи. И, конечно же, напрашиваются сравнения с памятной «Ликвидацией» Сергея Урсуляка. Один из сквозных героев обоих сериалов – честный сыщик, живущий бок о бок с бандитами в одном из дворов на Молдаванке. Осип Эмильевич Тор (Сергей Марин), как и Давид Маркович Гоцман знает всю преступную подноготную своих соседей, но свято чтит дружеские узы. И, все-таки добавлю – «Ликвидация» имеет более уверенный и четкий режиссерский почерк, и замечательную придумку оператора, который снял одесскую натуру и персонажей в почти обесцвеченном колорите, что придало бОльшую достоверность и реалистичность происходящего в послевоенные годы. А если бы она была отснята в полный цвет – эффект получился бы отрицательный.
Каждый сериал хорош в своем роде, и я не стал бы отдавать предпочтение одному из них. Оба поставлены в память о чудном городе Одессе, о ее легендарных героях и жизнерадостных обывателях. «Людей жалко» - так часто говорил одесский честный бандит Мишка-Япончик. «Людей жалко. Особенно всех» повторяет за ним одесская проститутка мама-Люба из Одессы-мамы.
Из всей муры нынешнего кинематографа выбираем высший сорт фильмов.
И вы мне помогайте) создадим плей лист реально стоящих фильмов!
По мере воспоминания буду добавлять еще)
Кошка в городе-это колорит двух городов в мире: Парижа и Одессы.
Я не являюсь поклонником русских фильмов, а тем более сериалов, но от этого, просто, не смог оторваться. Очень качественный сериал с хорошими актерами, а самое главное в данном фильме - это одесский колорит в полной своей красе.
Таки, качать всенепременно. Приятного просмотра, господа
Качаю однозначно. Тем более, если это по мотивам "Одесских рассказов" Бабеля. В свое время очень понравилась "Ликвидация" - там хорошо передан одесский колорит.
Шикарный Фильм! Со своим калоритом! Сюжет хороший! Мне очень понравился! Всем смотреть!
Мое почтение...!
Фильм очень понравился! И музыка - ну просто шикарная, и песни, исполняемые Варьете! Я с удовольствием закачал бы себе саундтрек.
Наш ответ "Подпольной империи", но Евгению Т. до Бушеми еще очень далеко а режиссеру стоит поучиться у Скорсезе. Видел сериал по телику - таки изображать одесский блатной говор уже и я умею, для хорошего кино одним как вы говорите кол....итом не отделаешься.
Фильм очень понравился! И музыка - ну просто шикарная, и песни, исполняемые Варьете! Я с удовольствием закачал бы себе саундтрек.
Абсолютно совершенно!
Наш ответ "Подпольной империи", но Евгению Т. до Бушеми еще очень далеко а режиссеру стоит поучиться у Скорсезе. Видел сериал по телику - таки изображать одесский блатной говор уже и я умею, для хорошего кино одним как вы говорите кол....итом не отделаешься.
Ну, вы и сравнили "... с пальцем"
Для российского кинематографа, данный фильм, очень большой прорыв, я считаю.
фильм хороший, но немного детский)) я его сомтрела только ради Цили - уж очень она... необыкновенная
Супер! Очень понравился сериал, особенно игра актеров... да и подбор актеров просто великолепен. Еще не встречал такого фильма где такие именитые могли просто взорвать сцену!