Новое для меня имя – Сергей Лозница. Имя, громко прозвучавшее после показа «Счастье мое» на фестивале в Каннах в 2010 году. Его фильм вызвал мировое признание и некий шок во всех республиках, где говорят по-русски. Уроженец города Барановичи в Белоруссии – Сяргей Лазница. Выпускник Киевского политехнического института, инженер-математик, переводчик с японского – Сергiй Лозниця. Затем он с отличием закончил московский ВГИК в 1997 году. Снял десяток документальных фильмов в России, Украине и Беларуси. Работал на Санкт-Петербургской студии документальных фильмов режиссёром. Теперь живет в Германии. Там он значится как Sergei Losnitsa. Такая вот яркая биография, множество призов за документальные фильмы на отечественных и международных фестивалях. В 2012 приз ФИПРЕССи в Каннах за экранизацию военной повести Василя Быкова «В тумане». Казалось бы, дОлжно гордиться на родине, вернее, на трех родинах, столь выдающимся успехом, однако многие увидели в его игровых картинах обидное очернительство нашей современности и нашей истории.
Кинокритика бурно отреагировала на этот неоднозначный фильм также весьма полярными отзывами: «Преступление против национальной гордости, нравственности, да просто – человеческой брезгливости» - Е. Ямпольская «Известия». «Итак, антирусская чернуха. Пожалуй. Такая же, как «Мертвые души», «Господа Головлевы» или «Котлован»… Дело в бескомпромиссности автора, не оставляющего никакого намека на катарсис, никакого – даже условного - выхода из заколдованного лабиринта под названием Россия» - А. Долин «Газета. Ru». «Режиссер сознательно балансирует на опасной грани едва ли не самого главного табу – переоценки нацизма» - К. Шахназаров «Российская газета». «О пространстве кадра, о тихом, почти немом способе рассказывать истории Лозница знает нечто такое, что по сравнению с его „Счастьем“ вся „новая русская волна» кажется детским лепетом. В двух вставных историях режиссер намекает на то, что корни этого ужаса — во Второй мировой, когда русские так озверели, что стали убивать и грабить своих с не меньшим ожесточением, чем чужих». И. Гулин «КоммерсантЪ»
.
Сам Сергей Лозница говорит: «В картине «Счастье моё» нет ничего особенного, отличающего её от того, что вы можете прочесть на страницах газет. Почему они вас так не возмущают? Почему возмущает отражение этого в фильме? Перед вами поставили зеркало — можете отойти, а можете посмотреть»
.
«Счастье мое» - пожалуй, только в названии фильма - единственная провокация, которую допустил автор. Зритель настроен до самого конца обнаружить хоть намек на некое «счастье» и, не обнаружив искомого, чувствует себя обделенным. Недавно я писал о последнем фильме ушедшего в мир иной Алексея Балабанова «Я тоже хочу», персонажи которого тоже пустились в погоню за мистическим счастьем. Наверняка эти два художника были знакомы, по Петербургу хотя бы. Некие общие мотивы связывают и их творчество. Но, в отличие от Балабанова, Лозница обладает кажущимся бесстрастным отношением к своей работе. Как хирург он внимательно рассматривает и расспрашивает пациента перед важной операцией, устанавливает диагноз и решительно действует, не надевая наушники музыкального плейера, чтобы отвлечь ритмичной музыкой от малоприятногго для глаз процесса. Музыки в его фильме практически нет. В этом картина Сергея Лозницы отчасти напоминает работы Михаеля Ханеке. Еще одного кино-радикала можно смело поставить рядом. Это Ларс фон Триер.
Первая половина фильма построена по канонам жанра роуд-муви. Едет себе летним погожим днем на маленьком грузовичке с брезентовым тентом молодой водитель Георгий. Дорожные короткие встречи, неожиданные попутчики, долгая пробка на трассе, из-за чего Георгий решает свернуть на проселок. Свернуть-то свернул, да и заплутался на неведомых ухабистых дорожках. Не послушал наш добрый молодец дельных советов опытного дальнобойщика: «Стой, как все! Тебе, что – больше всех надо?». Ближе к концу картины ту же истину услышит он от другого коллеги: «Никогда не лезь никуда, когда не просят. Главное – никуда не лезь! Все несчастья от тех, кто все время куда-то лезет!». Только с того летнего дня прошло уже полгода, вокруг снежная морозная зима, и добродушного Георгия даже трудно узнать. Потерявшего свой грузовичок, обросшего бородой, лишившегося голоса и имени.
Сюжет картины как бы закольцовывается. В начале пути сам он подвез странного старика, ветерана Великой Отечественной, который рассказал ему свою горькую историю, а потом тот же старик подберет его, замерзающего на дороге, и приютит на своем лесном хуторе. Вот, пожалуй, эти двое – настоящие добрые люди среди равнодушных, озлобленных на всех и на все человекообразных. Безликое, безымянное зло. Лихие люди, возникающие из мрака ночи в глухомани смоленских лесов. То это военный патруль, мародерничающий на станции Узловая зимой 1946 года, то пара солдат-окруженцев , которых на свою погибель накормил и оставил на ночлег в своем доме сельский учитель летом 1941-го. То трое бродяг, пытающихся ночью ограбить заглохший грузовичок. То пара офицеров, которым приспичило пристроить ящик с цинковым гробом, доставленным из горячей точки. Вот и еще совпадение с балабановским «Грузом 200». Но самыми лютыми негодяями представлены настоящие разбойники с большой дороги – сотрудники ДПС.
Лозница двумя флеш-беками как бы намекает на то, что бесчеловечную жестокость породила война. И тем самым наносит чувствительный удар по устоявшимся мифам, связанных с Великой Отечественной. Режиссер в своих интервью утверждает, что эти эпизоды он не выдумал. Но, конечно же, истоки этого расчеловечивания лежат в самой системе народного безбожного строя, рожденного в 17 году. Вот еще один яркий эпизод, поясняющий суть фильма, - монолог подвыпившего старичка-боровичка, одиноко шествующего по обочине шоссе. Дедок, видать, ветеран Органов. Ну, просто вылитый Шариков, доживший до пенсии! «Стреляли мы их, стреляли, товарищ генерал! Затылок к затылку, дырочка к дырочке. И в могилу братскую их, и следы их туда же… Наша победа стерла все следы… Мертвецы молчат следами своих губ, мертвецы с нами в борьбе за Мир во всем Мире, товарищ генерал!».
Подлинным соавтором фильма является замечательный оператор Олег Муту. Кинооператор, который снимал знаменитые румынские фильмы «4 месяца, 3 недели и 2 дня» и «Смерть господина Лазареску», отмеченные призами в Каннах. Родившийся в СССР, в Кишиневе, Олег Муту владеет и русским языком, поэтому они прекрасно сработались с Лозницей. Вскоре они снимут вместе еще один фильм – «В тумане». Оба фильма безупречно сняты и обладают неким общим стилем. В основном длинные планы, в которых занято максимум трое персонажей, но самыми запоминающимися сценами являются массовые сцены предельно достоверно срежиссированные и мастерски снятые. Здесь это массовая сцена на базаре, где камера пристально вглядывается в череду совсем не актерских лиц. Собственно, один только главный герой, актер Виктор Немец, проходит через эту толпу и через весь фильм. Остальные персонажи (а их порядочно) появляются на несколько минут и надолго или бесследно исчезают. Однако долго не выходят из памяти.
Старик, ветеран войны (В. Головин). Он же в молодости - лейтенант-фронтовик (А. Вертков), начальник военного патруля (Д. Готсдинер), девочка-проститутка (О. Шувалова), гаишники: капитан и сержант (Д. Быковский и П.Ворожцов), офицер из окруженцев (Д. Поддубный), сельский учитель-пасечник (К. Шелестун), цыганка Мария (М. Варсами), сумасшедший гебист (П. Алахвердов), шофер-дальнобойщик (Б. Каморзин), майор милиции из Москвы (В. Иванов). Сильные, запоминающиеся работы.
В заключение приведу еще одну цитату кинокритика Андрея Плахова: «Может быть, важно и то, что режиссер «Счастья мое» - наш человек, но не совсем. Он попеременно живет в Украине и в Германии и обладает другим опытом. Он видит происходящее здесь немножко со стороны. Это очень важно, потому что зачастую наши режиссеры, начиная страсти в клочья рвать и гнать эту черную волну, все-таки слишком «внутри». Может быть, по этой причине их фильмы плохо воспринимаются за рубежом – даже картины Балабанова, хотя я считаю, что это крупнейший мастер.
Другой никогда не может узнать, до какой степени я страдаю, потому что он другой, а не я.
Ф.М. Достоевский
трейлер убил)))) многословно и понятно)))) едет мужик на повозке, видит какой то человек валяется в снегу подобрал его и дальше поехал)))) наши как всегда на высоте))) даже трейлер то снять нормально не могут что там о фильме говорить)))
Обложка - жуть.
фильм отличный хотя и психологически для некоторых тяжеловат будет
трейлер убил)))) многословно и понятно)))) едет мужик на повозке, видит какой то человек валяется в снегу подобрал его и дальше поехал)))) наши как всегда на высоте))) даже трейлер то снять нормально не могут что там о фильме говорить)))
Это не трейлер, а просто эпизод из фильма. Смекаешь?
А вот трейлер:
Не понравился - тяжёлый и очень отрицательный. За весь просмотр ни одного положительного момента (кроме самого названия ленты). Один негатив. Оставляет долгожутконеприятный осадок (как после такого на улицу выходить и доверять людям?). Складывается впечатление, что цель ленты - осквернить советского человека, чтоб "другие" порадовались (Неужели все русские такие плохие?). В жизни всё-таки есть равновесие - и добро, и зло, чего здесь явно не наблюдается. Лента, на мой взгляд, заказная пустышка.
трейлер убил)))) многословно и понятно)))) едет мужик на повозке, видит какой то человек валяется в снегу подобрал его и дальше поехал)))) наши как всегда на высоте))) даже трейлер то снять нормально не могут что там о фильме говорить)))
Это был не трейлер, а тизер. Там так и было написано.
Не понравился - тяжёлый и очень отрицательный. За весь просмотр ни одного положительного момента (кроме самого названия ленты). Один негатив. Оставляет долгожутконеприятный осадок (как после такого на улицу выходить и доверять людям?). Складывается впечатление, что цель ленты - осквернить советского человека, чтоб "другие" порадовались (Неужели все русские такие плохие?). В жизни всё-таки есть равновесие - и добро, и зло, чего здесь явно не наблюдается. Лента, на мой взгляд, заказная пустышка.
Не надо доверять людям. Даже когда на улицу выходите.
Фильм стоящий.наверно ближе к артхаусу.Хочется назвать это зарисовки из жизни.показано прошлое и наше время,Ни хрена ,ни что не изменилось.Фильм заставляет почесать репу и задуматся.Вылезем мы из этого проклятого места,и когда?
Не надо доверять людям. Даже когда на улицу выходите.
Учла Спасибо
Да ребята... Тут не скажешь, надо петь... Много слов не получится, тут думать придется