Ещё до того, как я посмотрела фильм, я была заинтригована тем, что "Моя Маленькая Принцесса" (2011) - практически автобиография режиссёра Евы Ионеско (род. в 1965 г.), основанная на воспоминаниях о её детстве, которое разительно отличалось от детства миллионов маленьких девочек. Мать Евы - Ирина Ионеско (род. в 1935 году) - известный фотограф в жанре декадентской эротики. Донельзя противоречивую славу ей принесли фотографии малютки Евы, очень спорные и вызывающие, сделанные Ириной Ионеско в 1970 годах. Она начала снимать свою дочку -златовласку, когда той было четыре года. Ева была любимой моделью матери от 4 до 11 лет. Фотографии, безусловно замечательно сделаны - с точки зрения света, композиции, аксессуаров. Но маленькая девочка в образе то ли блудницы, то ли ангела смерти, то ли миниатюрная копия Марлен Дитрих в коронной роли роковой соблазнительницы, певицы кабаре Лолы-Лолы в фильме "Голубой Ангел", вызывает чувство недоумения, неприятия и лично у меня -возмущение по отношению к матери, поставившей своё право художника на самовыражение превыше интересов ребёнка. В своём режиссёрском дебюте Ева Ионеско заново переживает своё детство, необычные отношения с матерью, восхищение ею и любовь к ней, постепенно, но неизбежно сплетающиеся с замешательством, неприятием, резким протестом и попытками вырваться из гламурно извращённого мира болезненных фантазий, куда её бросили честолюбие и странное видение её матери.
Альтер-эго Евы в фильме - Виолетта, в замечательно искреннем исполнении поразительно красивой и талантливой девочки -дебютатнки в кино, 10-летней Анамарии Вартоломей, предстаёт на снимках, сделанных матерью, полуодетой и выставляющей себя напоказ, согласно маминым представлениям об искусстве. "Это красиво" в горячечном полубреду повторяет Ханна, требуя, чтобы девочка раздвинула колени пошире. В роли Ханны снялась Изабель Юппер, бесстрашно и самозабвенно сыгравшая такую неблагодарную роль. Особенно шокирует сцена съёмок некоего глэм рок суперзвезды в его старинном английском замке. Он нанял Ханну для серии фотосессий, и Виолетта должна стать его партнёршей в кадре, воплотить его эротические фантазии. При этом Ханна настаивает на позах и ситуациях абсолютно неприемлимых для ребёнка. Это очень будоражущая и неприятная сцена. Где кончается искусство и начинается ничем не прикрытая и холодная сексплотация? Как может мать собственноручно растлевать если не тело, то душу своей дочери и практически лишить её детства? Достижение это или жуть во мраке, что Ева Ионеско обладает непобитым рекордом - "самая юная модель" Плейбоя и Пентхауса?"
Принимая во внимание необычную и отталкивающую главную тему фильма, он вряд ли привлечёт массового зрителя, но смотреть его стоит, потому что он хорошо поставлен и сыгран и не может не заставить задуматься и поразиться тому, как далеко могут зайти поиски художника и что он готов принести в жертву на алтарь искусства - как он его понимает. Изабель Юппер - единственная на планете Актриса, кому доступно достоверно воплотить персонаж столь на грани безумия, таланта и ничем не прикрытого одержимого эгоизма. Ханна полностью погружёна в свой мир и не колеблясь ни на минуту, использует собственного ребёнка как инструмент в достижении пусть сомнительной, но известности.
После просмотра "Моей Маленькой Принцессы", я нашла довольно много работ Ирины Ионеско и не только с "нимфеткой" Евой, но и с другими, взрослыми моделями. Фотограф она очень талантливый. Работы её - завораживающе прекрасны. Но один и тот же вопрос не отпускает - все ли средства хороши и дозволены для раскрытия художником его таланта полностью? Когда художник одержим его единственно возможным видением прекрасного, вправе ли он забыть о цене, которой это прекрасное достигается, если это цену платит его собственная плоть и кровь? У меня создалось впечатление, что Ирина - (Ханна в фильме) никогда не стала взрослой. Она затерялась в мире декадентских грёз, где драгоценности, смерть, эротика и надменная отстранённость соединились в мрачные и нездешние, причудливые и экзотические, пышные и вызывающие образы. На вопросы журналистов, как она решилась снимать маленькую девочку в откровенно эротических снимках, Ирина Ионеско отвечала, что Ева сама хотела сниматься прикрытая только прозрачными кружевными накидками, перьями и ожерельями, в туфлях на высоких каблуках и в готическом макияже. Мне кажется, что мать, ссылающаяся на слова маленькой девочки и оправдывающая себя таким образом, просто не понимает что это такое, ответственность за своего ребёнка. Инфантильна ли она? Равнодушна? Жестока? Одержима? Может ли талант оправдать её? Мне кажется, что для Евы Ионеско фильм о маленькой принцесе, потерявшейся в мире взрослых амбиций, это своего рода терапия, возможность объясниться с матерью через столько лет языком кино, найти смысл в том, что произошло в далёком прошлом, но не ушло бесследно, в том, как её детство повлияло на всю её последующую жизнь.
Дети, когда они маленькие готовы на всё ради родительской любви. Они делают то, что им говорят родители в надежде заслужить их похвалу, одобрение и любовь. Оскар Уайльд сказал как-то: "Дети начинают с того, что любят своих родителей. Потом они судят их. Иногда они их прощают". Ева в своём фильме не судит свою мать - она пытается понять её, чтобы лучше разобраться в самой себе.
Как режиссёр, Ева Ионеско, похоже, находится под большим влиянием фильмов германского кино-вундеркинда, ярчайшего представителя "немецкой новой волны" 1970х Райнера Вернера Фассбиндера. Атмосфера "Принцессы", неимоверные костюмы Ханны, её восхищение и подражание Марлен Дитрих, тема сильной одинокой женщины добивающейся успеха и независимости любыми путями, даже имя Ханна, - всё это напоминает известнную трилогию Фассбиндера - "BDR" (Bundes Deutsche Republik)/"ФРГ", в частности фильм "Замужество Марии Браун" с блистательной Ханной Шигулой в роли Марии. Ранний фильм Фассбиндера "Горькие слёзы Петры фон Кант", тоже приходит на память, ну и конечно, "Лола" - осовремененный вариант "Голубого Ангела" с Марлен Дитрих. От Дитрих, "Лолы - Лолы" к Барбаре Зуковой "Лола" Фассбиндера до малышки Евы - Виолетты "Лолиты" - круг замкнулся.
"Моя Маленькая Принцесса" - первый фильм в трилогии о Виолетте Георгиу, задуманной Евой Ионеско. В финале "Принцессы..", 12-летняя Виолетта порывает с матерью и перевоплощается в мятежную Лолиту средней школы с боевой раскраской на лице и зауженных обтягивающих джинсах. Будущее такой юной, но дезориентированной девушки кажется более, чем неопредeлённым и тёмным, но об этом расскажет следующий фильм, который, по словам Евы Ионеско, посвящён периоду её жизни, когда она была "самой юной ночной пташкой Парижа" и это было гораздо более весёлое время для неё.
P.S. Ирина Ионеско обладает правами на снимки маленькой Евы и до сих пор продаёт их на Интернете и в Арт Галереях по всему миру.
P.P.S. Фильм "Моя маленькая Принцесса" имеет второе, английское название "I'm Not a F**king Princess" - "Никакая я, на хрен, не принцесса".
Комментариев: 14 |
Положительных отзывов: 9 |
Отрицательных отзывов: 1
мерзкий фильм для героини Юппер даже слова приличного нет
Очень странный фильм...
Кстати, основан фильм на реальных событиях...
Кстати, основан фильм на реальных событиях...
не каждую уродскую историю из жизни надо экранизировать...
Педофилия. Вот вам и ново-старый на неё взгляд.
А так,фильм на любителя.
К сожалению, народ любит пускать в массы такие фильмы..
а девочка очень красивая!
и играет она хорошо!
ну и тварь мамаша. а девочка и правда очень миленькая.
основан на реальной жизни режисера этого фильма
Ээх Франция Франция.