Режиссёр: Ингмар Бергман
Актеры: Кэри Сюльван, Андерс Эк, Инга Гилль, Хеннинг Моритцен, Георг Арлин, Лена Бергман, Ларс-Уве Карлберг, Линн Ульман
Вместо эпиграфа: "Так... прорвало обшивочку". Лара, стюардесса. "Небо, девушка, самолет". 2002.
Пролог. Первоначальная рецензия начиналась: «Мне не больно». Алексей Балабанов.
Нет, автор, лжешь! Больно, ещё как больно! И непонятно, кому и как, и главное, зачем жаловаться. Нет, не утолить этой жажды водой. Не залечить этих ран прикосновением. Не помогут ни мольбы, ни протесты. Поздно...
Такое вот начало. Мне тут мягко и жестко пеняли на излишнюю эмоциональность. Что ж поделать... Сидеть как другие с каменной репой и разводить руками: «Ну, мля, это современный кинематограф, ёпта», – я не могу. И я не соломенное мурло с глазами, и это не кинематограф. Это вивисекция. Это камерная фуга на обнаженных нервах. Христова жертва посреди Манхеттена, или, скажем там, в Брюгге. (желающие могут продолжить абзац в своем вкусе)".
Как вы понимаете, не просто пробило обшивочку, а взорвало черепушку к хренам.
Глава 1.
Теперь же, после длительного холодного периода, и двукратного пересмотра как-то хочется обойтись с полученным, разобрать и усвоить: "А что это собственно было?" Естественно, лучший способ -- перенести на бумагу, прочесть самому, позволить прочесть другим и обсудить. Но сложно. Бергман уже не просто режиссёр, это столп, один из краеугольных скриптов Символа Веры современной культурной традиции. И с учётом такого его расположения рискованно позволить себе иной угол зрения без фундамента киноведческих заумей. Забить могут цитатками.
Беглое знакомство с откликами в Паутине оставило весьма тошнотное впечатление от присутствия на чужих встречах с психиатром. И плоскость отраженного. Лично для меня главной сложностью в написании адекватной рецензии будет не скатиться с болото своего психопатологического дискурса, так хорошо уже исхоженного и потому соблазнительного. А хотелось бы знать для чего ходят и лежат эти женщины по красным комнатам, кого или что потеряли они, или нашли, зачем так красиво снились они Бергману. И зачем мы режем себя этим фильмом по венам и векам и раз, и два, и три. Я то уж явно пересмотрю его ещё несколько раз. Поем глазами, нет, даже не поем – полакомлюсь.
О, это киноманское кино. Роскошь кадров, женской натурной осязаемой пышной зрелой красоты, избыточности и/или простоты костюма. Великолепие игры, напряженность внутренней эмоциональной работы, выпрыгивающая из зрачков и углов губ. Операторская работа такова, что иногда пропадает ощущение картины и хочется трогать предметы, героев, уже даже не изображение.
Оп, и ты попался. И практически на твоих руках умирает Агнец, и смутное ощущение того, что ты точил тот жреческий нож – не покинет тебя. Если не наложишь печать на уста и мысли свои, словно Марфа/Карен, то истерика Марии тебе обеспечена. Как златовласая Магдалина, будешь биться в смертном ужасе по стенам склепа. М-да, для себя я понял, что испытал истинное облегчение, когда Анна затворила двери за собой и позволила смерти взять своё, примиряя живое и мертвое, словно Вечная Мать, замыкающая вселенский круговорот на своих коленях. Безоговорочная победа онтики.
Как вы поняли, для меня тема Смерти в этом фильме оказалась главной. Ветви сюжета с пастором, матерью, истерическими перверсиями – ушли в орнамент. Но право – Бергман уготовил костлявой утончённый до изощрённости венец.
И всё же он не отвлек от Её Самой, от её поступи, конвульсивными криками рвущей рутину, от её усмешки пред торгом и мольбой. Ускользнул лишь от внимания Её уход, но вероятно мы всегда смотрим на набегающую волну, пропуская отливную. Как быстро жизнь вступает в свои права.
Мгновение, и вот уже золотообрезный дневник открывается любящими руками, и звенящим потоком струится осенний день, и простое человеческое счастье, столь мимолетное и огромное сообщает нам «Жизнь Вечную».
Да, великая картина. А больше я ничего не скажу, по крайней мере пока.
взрыв мозга значит он живет или прекратим отупение масс..
Фильмы, рекомендуемые к просмотру фотографам, художникам, операторам.
Фильм добавлен пл запросу Ivonne от 29.03.2012
о круто! Нигде не мог найти в адекватном виде
О, Боже, снова про рак...Однозначно не буду смотреть. Я не мазахистка.
нестареющая классика великого Бергмана...фильм тяжелый и рассчитан не на каждого зрителя. Картина, прежде всего, для тех, кто любит авторское кино, кому интересно наблюдать за тем , как гений экранизирует свой собственный страшный сон, как умело работает с цветом, как создает атмосферу...
Даешь Бергмана в массы! Спасибо за фильм
В этом фильме есть как минимум две сцены из редчайшей породы "лучше не придумаешь и не снимешь". Любимый фильм у Бергмана.
Опустошительный фильм. Что касается исследования несчастливых семей, отсутствия взаимопоминания, умения ближайших людей смертельно больно терзать и ранить друг друга, мало кто сравнится с Ингмаром Бергманом. Смотреть "Шёпоты и Крики" нелегко. Это - бесспорный шедевр, но очень тяжёлый фильм. Бергман не отворачиваясь смотрит в лицо смерти, страху перед ней, мукам, которыми она сопровождается и этому леденящему душу жуткому одиночеству, в котором мы перед ней предстаём. Всё, что видит, он проецирует на экран в ослепляющих красных тонах.
О, Боже, снова про рак...Однозначно не буду смотреть. Я не мазахистка.
этот фильм НЕ про рак дорогая
понравился.
Всегда поражалась, что именно в красных интерьерах (которые по идее должны символизировать полноту жизни, энергию, любовь и стимулировать их максимальный выброс наружу) эмоции и страсти живущих в этом пространстве, напротив, копятся и бурлят внутри них. Алый цвет с оттенком артериальной крови доминирует в "Шёпотах и криках" и регулярно повторяется даже на стыке кадров. Полная цвета и контрастов, образов и символов, картина неисчерпаема для склонных к созерцанию и анализу натур. Болезненная чувственность и "сплетение лжи" здоровых противопоставляются искренним чувствам больной, замирающее время в момент счастья – толчкам отсчитывающих минуты, тикающих и звонящих часов в период мучительной болезни, динамика статичных предметов – неподвижности живых…
Сцена разговора двух сестёр, озвученная классической музыкой, с лавиной прикосновений, после которой обе будто теряют голоса, а умершая Агнес обретает и голос, и слёзы, – моя любимая в этом гениальном фильме. Всегда думаю о фальшивости показного и сопоставляю касания сестёр с другими, природными и сердечными, любящей Анны:
прикосновение чем легче тем нежнее
наинежнейшее не задевает кожи
но продолжает быть прикосновеньем
но воплощает нежность в чистом виде
предвозвещая: кожа глиной станет
а нежность станет теплотой и светом
так нежность плоть к бесплотности готовит
и учит о бессмертии молиться
(Вера Павлова)