Режиссёр: Станислав Ростоцкий
Актеры: Маргарита Струнова, Анатолий Игнатьев, Гарри Дунц, Юрий Фомичев, Василий Савченко, Клавдия Лепанова, Александр Титов, Герман Полосков
О героизме лучше говорить негромко. Так будет слышнее. И великое часто совершается в обыденном. Среди множества замечательных фильмов о Великой Отечественной есть тот, что мне особенно дорог – негромкий гимн женской верности.
И девушка незаметная, с простым русским именем – Светлана Ивашова. Красавицу Ларису Лужину поначалу и не разглядишь в куцем пальтишке и шапке-ушанке, скрывающей тифозную стрижку… Она выехала к жениху из Владивостока 20 июня 1941 года… А приехав, обнаружила опустевшую квартиру и простую записку: «Сегодня опять плохая сводка. Пошёл исправлять. Возьму Берлин и вернусь. Игорь». И начинается невероятная история ожидания в доме на семи ветрах.
Экранные героини сталинской эпохи – рабочие, колхозницы, комиссары… Активные и иногда не в меру простые… Но с оттепелью 60-х потеплел и кинематограф. Одни из самых чистых и душевных фильмов сняты в те годы: «Когда деревья были большими», «Рано утром»… Светлые образы перед глазами.
И ещё более возвышенный образ Светланы, напомнившей мне Золушку. Она топит печку-«буржуйку», готовит, стирает, убирает, печатает на машинке, ассистирует на операции вместо заболевшей медсестры… А всё потому, что дом попеременно становится пристанищем то для редакции военной газеты, то для госпиталя, а после и вовсе оказывается на линии огня… А Светлана просто в нём живёт. И ей нужно не только отработать свой хлеб, а помочь, утешить, озарить светом и теплом… Когда капитан Зубарев (Вячеслав Невинный) бессовестно отказывается выделить и ей пригласительный на новогодний бал, потому что он не для «посторонних», она ответит лишь: «Извините… Спасибо!». А позже, на том самом балу, не откажется с ним танцевать. И корреспондентам, онемевшим от её волшебного преображения, скажет простое «Здравствуйте». Но та же тихая девушка способна повысить голос и пристыдить раненых, впавших в панику во время налёта.
…В моём городе у Вечного огня стоит памятник участникам Великой Отечественной, где запечатлены представители всех родов войск, партизан, медсестра – все, кому мы обязаны Победой. Почти все они предстанут перед зрителем со сменой «квартирантов». И пожилой интеллигентный полковой комиссар Вальдемар Янович (Михаил Трояновский), который в первых кадрах грустно шутит о том, что нелегко для армии, полгода отступающей назад, делать газету с названием «Вперёд». Именно он заметит «постороннюю» и выпишет ей довольствие, несмотря на её скромный протест.
И строгий военный хирург (Клара Лучко), спасшая столько жизней… И как всегда тёплый экранный образ Леонида Быкова – пулемётчик Гаркуша, сочиняющий пылкие нескладные стихи, над которыми смеётся редакция: «Фашистская мина мне стукнет в колено…». А Светлана всё поймёт и смеяться не станет… И образ настоящей коренной ленинградки Долли Максимовны (Софья Пилявская). Как много стоит за её фразой в ответ на реплику Светланы:
- Смешная была жизнь до войны.
- Всякая жизнь была.
Что осталось в её довоенной жизни?..
А жизнь показана действительно разной, порой, правда, поэтизированной, порой идеологизированной, но в-основном – без прикрас. Есть те, кто способен украсть чемодан у одинокой пассажирки, подкошенной тифом. Есть персонаж Крамарова, запомнившийся яркими и довольно типичными фразами: «Пристукнуть тебя по закону военного времени – и точка» и «Все беды от баб – историю почитай». Есть простой деревенский парень, мечтающий о самогонном аппарате для мамы, потому что как иначе он может ей помочь – на войне «налево не постреляешь». А потом сжимается сердце, когда и он погибает… А есть и сапёр, который просто и по-отечески прикроет собой Светлану от смертельного осколка.
Ну и, конечно же, бесподобный капитан Суздалев – ах, красавец Тихонов! Всеобщий любимец, герой-корреспондент, покоривший даже ветреную коллегу Зиночку. Но что его чары для любящего сердца? Уже спустя полгода, увидев Светлану вновь, он спросит: «И он по-прежнему единственный и незаменимый?» Странный народ – мужчины! Неужели он ожидал услышать: «Нет, я тут подумала – зачем мне дожидаться какого-то Игоря, если есть такой неотразимый капитан Суздалев»? Она ждёт не потому, что это такой героизм, а потому что как же иначе?
И именно сознание того, что тебя ждут, надежда на будущее и воспоминание о мирной жизни так спасительно. Не может не тронуть эпизод, когда солдаты в полуразрушенном доме под огнём противника читают оставшиеся на почте с довоенного времени письма: продавать ли козу, внучка родила, кто-то опять прибавил в весе полкило… Та самая жизнь, смешная и всякая, светлая и дорогая, которую стоит защищать…
В фильме звучат песни на стихи Александра Галича, который был также соавтором Станислава Ростоцкого в написании сценария. В 70-е – 80-е имя опального поэта было удалено из титров. Но прежде всего на память приходит, конечно, знаменитое стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Весь фильм героиня и вместе с ней зритель с замиранием сердца ждёт, раздастся ли заветный звонок – три коротких гудка и один длинный? И всё бессильно перед этим ожиданием: беды, болезни, предательство, сама война и смерть…
Казалось бы – удачный сценарий о войне, хороший повод показать всех её участников и собирательный образ тех, кто ждал, художественный вымысел… Но в основу сюжета положена реальная история. В жизни так бывает.
Те фильмы которые нельзя не посмотреть, многие из них, многим из Вас, возможно, еще не понять. Но посмотреть их нужно.
Добавлен по запросу lara77 от 11.04.12
ей богу не видел...хотя истинный фанат СОВЕТСКОГО кино.. качаю однозначно ибо любимые актеры
Хороший,искренний фильм !!! Смотреть однозначно !!!
Хороший фильм
Добавлен по запросу lara77 от 11.04.12
Спасибо большое! И так оперативно.
Фильм о верности и любви!смотрите,не пожалеете!
Говорят, что чище и выше собачьей преданности нет на свете. Но собака – животное, её поведение неосознанно, инстинктивно. Ждать сознательно, несмотря на и вопреки умеет лишь человек. Светлана Ивашова, героиня Ларисы Лужиной, ждёт в доме на семи ветрах (невольно напрашивается параллель с имением Wuthering heights, Холмами бурных ветров или Грозовым перевалом Эмилии Бронте) бессрочно не потому, что "разгадала знак бесконечность", а потому что наделена не только всё более и более источающими доброту глазами и беспокойно-трудолюбивой натурой. Меняются люди, декорации внутри и снаружи дома, звучит то спокойная, то тревожная музыка Кирилла Молчанова, а Светлана всё так же, как и в начале войны, продолжает верить и ждать...
Одна из самых лиричных кинолент о Великой Отечественной войне и вековечности истинной любви.