Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Раскол

Раскол

Раскол
  • 8.11997
8.1/10 (45)1

Описание

Картина о церковном расколе, потрясшем Россию в XVII веке, о судьбах исторических лиц - царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича, братьев Морозовых, боярыни Феодосии Морозовой, о церковных реформах патриарха Никона и ярых противниках этих реформ во главе с протопопом Аввакумом.

Кадры из фильма

кадр из фильма Раскол - 1 кадр из фильма Раскол - 2 кадр из фильма Раскол - 3 кадр из фильма Раскол - 4 кадр из фильма Раскол - 5 кадр из фильма Раскол - 6 кадр из фильма Раскол - 7 кадр из фильма Раскол - 8 кадр из фильма Раскол - 9 кадр из фильма Раскол - 10

Рецензии фильма

Bars2009 thumb

Телевизионный сериал, можно даже сказать - телероман «Раскол» в 20 сериях, был показан на российском канале «Культура» прошлой предвыборной осенью. Это, с одной стороны, значительно сократило аудиторию телезрителей (даже жители Кириллова в Вологодской области, которые снимались в массовых сценах, не смогли его увидеть), но, с другой стороны помогло сосредоточенно (без рекламных пауз) погрузиться в большой пласт российской истории, до сей поры как-то обойденный обстоятельным художественным осмыслением. Автором исторического сериала является известный режиссер, в чьем активе такие заметные работы как «Облако Рай», «Штрафбат», «Гражданин начальник», «Завещание Ленина», «Петя на пути в Царствие Небесное» - Николай Досталь. Он же (человек верующий) совместно с Михаилом Кураевым (атеистом) написал сценарий. Сценарий по мотивам исторических романов Владислава Бахревского: «Аввакум», «Никон», «Страстотерпцы», «Алексей Михайлович».

 

Работа над сериалом продолжалась пять лет. Оператор Эдуард Мельников прекрасно запечатлел красивую натуру, одухотворенные лица, хочется даже сказать – лики главных героев, дворцовые и церковные интерьеры. Для съемок были арендованы в Германии две особенные камеры, и качество картинки поражает особой четкостью и одновременно мягкостью изображения. Композитор Владимир Мартынов написал чудесную музыку. Художник Павел Пархоменко провел огромную работу по воссозданию адекватной эпохе вещественной фактуры. Города Ростов Великий и Суздаль сыграли роль стольного града Москвы, а окрестности города Кандалакша Мурманской области изобразили далекие северо-восточные окраины московского царства. Там же, кстати, Досталь снимал прежде Колыму для «Завещания Ленина». На главные роли режиссер пригласил в основном новых для большого экрана актеров из провинциальных театров. Поэтому знакомство с этими актерами, чьи лица не затерты в медиа-проектах, особенно интересно и приятно. Валерий Гришко – Патриарх Никон, Александр Коротков – протопоп Аввакум, Дарья Екамасова – протопопица Марковна, Юлия Мельникова – боярыня Морозова. Дмитрий Тихонов – царь Алексей Михайлович «Тишайший». Здесь даже фамилия артиста и прозвище монарха созвучны. А многоопытный Роман Мадянов очень уместен в роли царского «дядьки» и наставника - боярина Бориса Морозова.   

 

Царствование Алексея Михайловича Романова прежде обычно служило неким смутным фоном для исторических событий и фигур, таких как Стенька Разин, Богдан Хмельницкий или боярыня Морозова. Крестьянская война на Волге, воссоединение Украины с Россией, героиня картины Сурикова – вот, пожалуй, и все, что мы могли узнать из школьных учебников в советские времена. Гораздо лучше нам известны подробности юных лет шустрого парнишки Петруши Романова, младшего сына Алексея Михайловича и будущего императора Всероссийского. Мы увидим и его в последней серии «Раскола». О жизни и государственной деятельности русского царя – его отца, о войнах с Польшей, Швецией и Турцией, о церковной реформе патриарха Никона, о дуумвирате (тандеме) светской и церковной власти, о мученике и страстотерпце протопопе Аввакуме в советские времена не принято было распространяться. Так что для многих столь подробный и обстоятельный рассказ о жизни России в XVII веке исключительно полезная возможность с этим этапом истории соприкоснуться.

 

Еще Николай Васильевич Гоголь замечал: «Велико незнание России посреди России. Все живет в иностранных журналах и газетах, а не в земле своей». В ХХ веке, в советские времена, русская история и религиозные вопросы вовсе замалчивались, хотя любознательные могли кое-что почерпнуть из иностранных источников, из передач «вражьих» голосов. Только с конца 80-х годов, с возрождением Православной церкви стало возможным разглядеть очертания и краски огромного белого пятна российской истории. Авторы сериала поэтому, как мне кажется, определили жанр фильма, как фильм-фреска.  Помнится мне, что еще в 1992 году показывали другой телесериал с тем же названием. Естественно, там речь шла о другой истории, о другом расколе. О размежевании на заграничных съездах российских социал-демократов на большевиков и меньшевиков. Тоже важный этап российской истории и трещины от этого раскола, как и от церковного раскола 17 века, а уж, тем более, от раскола в октябре 1917 года, не срастаются и до сей поры.

 

Второй русский царь династии Романовых – Алексей Михайлович был коронован в возрасте 16 лет. Мы впервые увидим его в этом фильме именно таким юношей (Дмитрий Тихонов), шествующим пешком на поклонение к Троице-Сергиевскому монастырю. Царь Алексей так и останется в русской истории  монархом без порядкового номера – Первый и единственный. Судьбы двух его потомков, носящих имя Алексей, окончатся трагически. В сериале «Раскол» мы проследим весь период его тридцатилетнего царства, (он умер в возрасте 47 лет, в 1676 году) и несколько лет деятельности его преемников, царей Федора Алексеевича и Петра Алексеевича Романовых. Жизнь царя Алексея, его мягкий и добродушный характер, его семья (13 детей от первого брака с Марией Милославской и трое от второй жены - Натальи Нарышкиной), его участие в государственных делах и военных походах, его искренняя религиозность и благочестие, его увлечения книгами, техническими новинками и соколиной охотой – все это показано обстоятельно,  и само по себе интересно.

 

Но параллельно перед нами разворачивается кипучая деятельность двух его современников, двух великих представителей малого «мордовского» народа – Патриарха Никона (Валерий Гришко) и протопопа Аввакума (Александр Коротков). И эти фигуры все-таки задвигают «тишайшего» царя на второй, а то и на третий план. Могучий и монументальный Никон буквально на короткое время возвышается до равного с царем звания Великого Государя. А несгибаемый в своих моральных устоях, упёртый, как нынче говорят, протопоп Аввакум проживает перед нами всю свою мученическую жизнь. Драматическая история никонианской церковной реформы разворачивается на фоне геополитических катаклизмов Восточной Европы и Ближнего Востока, откуда в 10 веке на Русь пришло Православие византийского (греческого) образца. Пришло в готовом, каноническом, виде вместе с кириллической письменностью. За семь столетий каноны обветшали и снова константинопольские греки пытаются втолковать московитам, что христианская религия не заключена только в твердом соблюдении обрядов. Но куда там! Русская вера крепче греческой и Москва должна воистину стать Третьим Римом! У нас великая страна и церковь наша велика и богата, не то, что у этих «нищебродов», которые к тому же живут под басурманами! При том, забавно, что даже грамотные переписчики, или правщики не знают, что Иисус Христос был иудеем. Кстати, до Никона и само имя Христа писалось короче – Исус.

 

Столь развернутое во времени повествование показывает и широкую панораму российской жизни по городам и селам, монастырям и острогам, по лесам и рекам от Белого моря до крымских степей, от польской границы до восточных окраин Сибири. Жизнь не только во дворцах и боярских палатах, но и в курных избах и в земляных тюрьмах. О народе своем хозяева земли русской отзывались пренебрежительно. Не иначе как – народишко, людишки! Но порой и этот народишко, доведенный до крайности, поднимался на бунт. В фильме показан «соляной бунт» в Москве, когда властям пришлось выдать на расправу думного дьяка Плещеева и одного из бояр. Самому царю пришлось тогда выходить на кремлевское крыльцо и давать обещание снизить налоги на соль.А потом был еще и "медный бунт". Никону на себе пришлось испытать силу гнева новгородцев, ущемленных в своих вольностях, в то время когда он был тамошним митрополитом. Стремительное возвышение по иерархической лестнице, утверждение церковной власти в государстве наравне с царской, а затем отдаление от двора и от Москвы в Воскресенский монастырь на Истре, который он назовет Новым Иерусалимом. Затем и полная опала, снятие сана и ссылка в Ферапонтов монастырь. Валерий Гришко, ныне главный режиссер петербургского театра им. Товстоногова создал очень внушительный и убедительный образ этого могучего деятеля русской православной церкви. Могучего, даже в своих заблуждениях.   

 

Далеко не все радостно приняли никонианские новины. Креститься троеперстием, щепотью, срам сказать – кукишем! Начался раскол. Многие священники держались за веру отеческую. Их заточали в подвалы, резали языки – времечко и при Тишайшем было жестоким! Запоминается добрый и искренний протопоп Иван Неронов в исполнении Александра Коршунова. Большинство же церковного начальства и приближенная ко двору знать лицемерно восприняли нововведения. Тем более, на этом фоне выделяется тяжкая судьба боярыни Федосьи Морозовой (Юлия Мельникова). На картине Сурикова изображена почти старуха, а на самом деле она была молодой красивой женщиной, из наиболее знатной и богатой семьи, царской родственницей, которую, за несогласие отречься от старой веры, пытали на дыбе и затем ее, вместе с сестрой - княгиней Урусовой уморили голодом в Боровской тюрьме. Но более всего придется претерпеть беспрерывный произвол и бесчинства светского и церковного начальства стойкому и непримиримому протопопу Аввакуму.

 

Замечательный молодой актер из Екатеринбурга Александр Коротков - настоящая находка для этой трудной роли. «Когда я увидел Сашу, то сразу понял, что именно он, как Солоницын у Тарковского способен воплотить образ Аввакума» - вспоминал Николай Досталь. Можно бесконечно долго описывать сюжетные узлы этого протяженного (более 30 лет), но не затянутого киноромана, но не буду заниматься пересказом. Фильм необходимо внимательно смотреть и зрелище это само по себе прекрасное и поучительное. Фильм побуждает к глубокому ознакомлению с русской историей XVII века и наталкивает на размышления о ее неразрывных связях с российской современностью.   

Комментариев: 12 | Положительных отзывов: 9 | Отрицательных отзывов: 0
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 1142357 thumb

    Платиновые раздачи

    Film877 Followers414 Comment46

    Некоторые торренты этих фильмов на розовом фоне можно скачивать без учета рейтинга. Розданное учитывается полностью.

    Обновил Andrew @ больше 10 лет назад.

  • # 934352 thumb

    Наше новое "важнейшее из искусств"

    Film289 Followers66

    Российские фильмы (полнометражные и многосерийные), сериалы и мультфильмы, созданные начиная с 1991г., которые лично я смотрела, смотрю и буду пересматривать много раз.

    Теги: все в подряд.

    Обновила ner110475 @ около 7 лет назад.

  • # 889909 thumb

    РОССИЙСКОЕ кино

    Film668 Followers49 Comment15

    Теги: драмы, комедии, детективы, триллеры, боевики

    Обновила ninanika @ почти 10 лет назад.

Комментарии к фильму (29)

nerchinsk
  • Кинолюбитель
  • Sat, 14 Apr 2012 17:36:36 +0400

В фильме "Раскол" Н.Досталя,который он поставил в 2011г. не мог играть актёр Иван Соловьёв,который умер в 1982 году.Приступая к работе над фильмом "Раскол",Николай Досталь пригласил мало известных актёров,которые не примелькались зрителям.Иван Соловьёв физически не мог играть в этом фильме

mEDIUM_Gap2
  • Киновед
  • Sun, 15 Apr 2012 03:48:45 +0400
nerchinsk писал:

В фильме "Раскол" Н.Досталя,который он поставил в 2011г. не мог играть актёр Иван Соловьёв,который умер в 1982 году.Приступая к работе над фильмом "Раскол",Николай Досталь пригласил мало известных актёров,которые не примелькались зрителям.Иван Соловьёв физически не мог играть в этом фильме

Пора вводить отчества для кинодеятелей... в Геймерах он тоже не мог играть)))

Gektor610
  • Киновед
  • Sun, 15 Apr 2012 09:24:08 +0400

Сильный фильм! Спасибо раздающему!

kn128
  • Киновед
  • Sun, 15 Apr 2012 10:12:02 +0400
Gektor610 писал:

Сильный фильм! Спасибо раздающему!

а не затянут??? "длительность 16ч 37 мин" Сам православный, при церкви работаю, но почти все "сильные фильмы" смотреть не могу - слишком нудно и нравоучительно, как не могу смотреть православный канал "Союз" (по той же причине). Кстати сцены блуда и насилия в фильме есть... так что получается что он еще и не для всей семьи... Возникает вопрос для какой категории зрителей он вообще снят???

Хотел бы быть неправ но боюсь что все именно так sad

XLogiX
  • Зритель
  • Sun, 15 Apr 2012 15:38:05 +0400

Наконец то. Я его недавно в кинокопилке искал не нашел. Буквально неделю назад. Очень классный фильм.

Roma_latinos
  • Кинолюбитель
  • Sun, 15 Apr 2012 16:40:23 +0400

Как было на Руси в 17 веке дерьмово, а в 21 веке только хуже стало и веры поубавилось. Что-бы уничтожить народ, нужно с начало расколоть его веру... Сериалу респект.

77860029104
  • Кинолюбитель
  • Sun, 15 Apr 2012 20:55:01 +0400

всем русским однозначно смотреть историю.

abbat7958
  • Зритель
  • Sun, 15 Apr 2012 22:00:46 +0400

класс

drumat
  • Кинолюбитель
  • Fri, 20 Apr 2012 02:50:56 +0400

А кин такси Бе

Pochemuk

Всем участникам холивара предупреждение!

Читаем Правила КК и понимаем, какие из них нарушаете.

Флейм удален ...

Добавить комментарий