Режиссёр: Адриан Шерголд
Актеры: Бен МакКэй, Майкл Нортон, Лиззи Хопли, Кэван Клеркин, Иэн Шоу, Шейла Шехович, Кейран Флинн, Тобиас Мензиес, Джойлия Фитч
Альберт Пьеррпойнт много работал. Работа была тяжелая и неблагодарная. Но он ее делал. И делал хорошо. Так же как и его отец. И его дядя. Семейное дело. Когда учитель в школе задал ученикам традиционный вопрос «Кем ты хочешь быть?», Альберт ответил: «Хочу быть палачом». Никто не удивился. Пьеррпойнты – династия палачей.
Британский фильм 2005 года «Последний палач» основан на жизни последнего представителя этой династии, самого известного палача Англии Альберта Пьеррпойнта. Давно ушли в прошлое времена, когда палачи жили вдали от общества и принимали причастие в перчатках… Нет. Теперь палач это простой государственный чиновник. Только график у него ненормированный.
В своей книге "Пьеррпойнт - палач", Альберт так объясняет выбор профессии: «Я понимал, что это не принесет мне много денег, что, наоборот, это может повредить моим отношениям с друзьями. Но теперь я могу видеть более отчетливо, чем тогда, те два главных стимула, которые побудили меня избрать это занятие: Одним из стимулов было получить социальный статус, что сделало бы меня как личность важнее, чем сотни тысяч безликих рабочих на мельницах, проходивших перед моими глазами на фоне серого индустриального пейзажа». Вторым стимулом стало желание повидать мир. Юный Пьеррпойнт, никогда не ездивший дальше соседней деревни, с восторгом провожал отца на работу в Ирландию и Лондон. В 27 лет он стал помощником палача при пинтонвилльской тюрьме. Его наставником стал его родной дядя.
Вот как он описывает свою первую казнь: «В 8 часов утра какой-то чиновник подал нам знак. Я последовал за дядей в соседнюю камеру... к эшафоту, связал осужденному ноги, отошел назад и оглянулся только тогда, когда услышал удар, за которым наступила полная тишина. Люк был открыт, веревка натянулась, человек был мертв... Мой дядя спустился в подвал и расстегнул рубашку повешенного для стетоскопа доктора. Доктор констатировал смерть. И вдруг я увидел, что тюремщик наливает в стаканы виски для всех присутствующих. "Спасибо, нет", - твердо сказал дядя Том... Потом он посоветовал мне: "Если ты не можешь делать это без виски, не делай". Я подумал тогда, и думаю до сих пор, что это был очень хороший совет».
В период с 1933 по 1955 годы Альберт Пьеррпойнт повесил 608 человек. Он не был садистом. Просто работа такая. Очень интересен момент в фильме, когда он замечает некоторую небрежность коллеги по отношению к телу казненного: «Он невиновен! За все свои прегрешения он заплатил сполна. Теперь он чист. Мы должны оказать ему уважение». От этого принципа он не отступал до конца своей карьеры.
Вторым принципом работы он считал гуманность к заключенному. «Самое страшное – это путь на эшафот» - считал Альберт. И старался сократить этот путь до минимума. Так он поставил своеобразный рекорд: на процедуру казни, от вывода из камеры до нажатия рычага, он потратил 7 секунд. В среднем же на все про все у него уходило от 9 до 12 секунд.
С ролью Альберта Пьеррпойнта блестяще справился Тимоти Сполл. Альберт говорил: «Для палача необходимо чувство отстраненности... Кто я такой, чтобы судить? Когда я вхожу в камеру, Альберт Пьеррпойнт остается снаружи». И Сполл очень хорошо это обыгрывает: в повседневной жизни милый и веселый человек, душа компании он преображается, исполняя свою работу. Его глаза… Не хотелось бы впадать в патетику, но… Холодный огонь – вот что такое его глаза. Блестящая актерская работа.
Альберт предстает прекрасно отлаженным механизмом. Работа там, жизнь здесь. И страшно наблюдать, как этот механизм ломается, когда работа вторгается в его жизнь. После этого Альберт увольняется. Как не задуматься о роке: то же самое случилось и с его отцом, которому довелось казнить своего друга.
Фильм заканчивается словами Пьеррпойнта: «Плоды моего опыта были горьки… Смертная казнь порождает только месть». 1974
И тут авторы фильма немного лукавят. В последние годы жизни, давая интервью ВВС, Пьеррпойнт связывал разгул преступности в Англии именно с отменой казни, опровергая, что стал противником этого института наказаний.
Как-то разговаривая с одним китайским коллегой, мы затронули вопрос смертной казни. Он сказал интересную мысль, с которой лично я соглашусь: «Смертная казнь – ужасно. И я уверен, однажды человечество откажется от нее. Но пока оно к этому не готово. И несвоевременная отмена казни может принести гораздо больше беды, чем ее существование».
Альберт Пьеррпойнт (1905-1992)
хорошая драма любителям жанра качать однозначно
Отличный фильм...
не взбудоражил...
Фильм хорош!!!
Фильм очень даже не плох.Впрочем британское кино-это не Америка.Сравните Лютера с американскими полицейскими сериалами.
20-летняя Ирма Гриз лично отбирала узников Аушвица, которым предстояло отправиться в газовую камеру, расстреливала людей, совершая выстрелы наугад, натравливала на заключённых собак, которых перед этим долго не кормили. Гриз всегда имела при себе два вида оружия - пистолет и плетёный кнут. В 1945 году Ирма Гриз была захвачена и приговорена к смерти через повешение. Всю ночь перед казнью она пела песни и смеялась с подругами, которые также служили в Аушвице. Когда палач набросил на её шею петлю, ей предоставили возможность сказать последнее слово. Ирма Гриз, на лице которой не было ни единого признака страха или раскаяния, повернулась к палачу и сказала: "Давай быстрее".
Понятно что палач был Альберт Пьеррпойнт.
Вот и думайте, профессия это или нет...
палач и садист - 2 разные вещи
фильм об интересном человеке. должен быть хорош. увидим.
ну, я потрясён, что сказать.
Сюжет необычный.