В своей лаборатории, оборудованной в старой башне, молодой ученый Генри Франкенштейн проводит эксперименты, результатом которых должно стать создание живой материи из неживой. Он совмещает части тел, которые вместе со своим горбатым ассистентом Фрицем выкрал из могил и снял с виселиц, и собирает из них ужасное огромное существо. Остаётся вложить в черепную коробку мозг. Фриц должен украсть его из лаборатории медицинского факультета в университете. Однако бестолковый помощник вместо мозга выдающегося учёного приносит мозг преступника. Франкенштейн, не зная об этом, помещает дефектный мозг в черепную коробку своего создания...
Первоначально планировалось, что роль Чудовища сыграет Бела Лугоши, а фильм будет ставить Роберт Флори. Однако Флори быстро выбыл из проекта, а приглашённый вместо него Джеймс Уэйл быстро разошёлся с Лугоши во взглядах на постановку. После первых же проб Лугоши отказался от участия в фильме, заявив, что роль без слов ему неинтересна и что он не хочет подолгу гримироваться. В итоге Уэйл нашёл для этой роли Бориса Карлоффа, чья работа в фильме стала классической и сделала актёра новой звездой фильмов ужасов.
Роль Чудовища предлагалась также Джону Кэррадайну, однако он отклонил её, посчитав свой уровень мастерства слишком высоким, чтобы играть монстров.
Карлофф сам предложил мастеру по гриму Джеку Пирсу убрать из его рта боковой зубной протез, чтобы щёки монстра были более впалыми.
Каждое утро Карлоффу предстояло гримироваться в течение трёх с половиной часов; на снятие грима после съёмок уходило ещё полтора часа.
Грим и костюм Чудовища весили вместе около 24 килограммов.
Внешний вид Чудовища до премьеры фильма держали в строжайшем секрете. Если Карлоффу приходилось днем передвигаться в гриме по территории студии за пределами павильона, на голову ему надевали наволочку с отверстиями для глаз. Обеды ему приносили из столовой прямо на съёмочную площадку.
Карлофф опасался сниматься в сценах, когда над ним сверкают электрические разряды. В этих сценах его подменял, закрыв лицо, создатель электрической машинерии для фильма Кен Стрикфаден. Кстати, созданная им аппаратура сохранилась и позже была использована при съёмках пародийной комедии Мела Брукса «Молодой Франкенштейн» (Young Frankenstein, 1974).
Сцена, в которой Чудовище бросает девочку в воду, была вырезана из прокатной версии фильма по требованию цензуры как слишком жестокая. В дальнейшем фильм также подвергся ряду сокращений. Однако, удалённые материалы сохранились и версия, которая в настоящее время издаётся на видеоносителях, практически полностью соответствует первоначальному монтажу.
Фильм, по мнению продюсеров, получился настолько страшный, что они настояли на добавлении вступительного эпизода, в котором Эдвард ван Слоун предупреждал зрителей, что слабонервным лучше покинуть зал, а кто останется, тот пусть в случае чего пеняет на себя.
В титрах фильма имя автора исходного романа указано как «Миссис Перси Б. Шелли» (Mrs. Percy B. Shelley).
В списке действующих лиц и исполнителей в начале фильма вместо имени Карлоффа против роли Чудовища помещён большой вопросительный знак. Имя Карлоффа как исполнителя этой роли указано в финальных титрах.
Созданный Джеком Пирсом грим и образ чудовища защищены специальным патентом и будут находиться в исключительном распоряжении Universal Pictures до 2026 года.
Создатель грима Джек Пирс для создания образа Франкенштейна изучал древние техники погребения и анатомию, а срезанная макушка головы появилась из-за того, что Пирс считал, будто так Франкенштейну будет удобнее напрямую пересаживать мозг своему чудовищу.
Эпизоды фильма использованы в клипе группы «Ария» на песню «Отшельник» с альбома «Генератор зла»