Режиссёр: Андрей Звягинцев
Актеры: Андрей Сумин, Алексей Сукновалов, Лазар Дубовик
Насколько громко картине Андрея Звягинцева аплодировали и хвалили, настолько бурно ее же критиковали и всячески бичевали. Думается и чувствуется, добрая часть сошлась на «скорее суррогат, чем искусство», а вдогонку подкинула «комплиментов» о полной бездарности авторов в вопросах драматургии, съемки, отсутствии глубинного смысла (и вообще какого-либо смысла) и т.д., и т.п. Нет, на защиту фильма вставать не буду, рáвно как и уходить в глубины язвительной критики. Просто поразмышляю на тему...
Интересный факт, что фильм получил такую неоднозначную оценку. Причем, со стороны западных критиков вызвал практически повальный восторг (ну возьмем хотя бы вечно припоминаемых «Золотых Львов», полученных на Венецианском фестивале), а вот с критиками (да что там греха таить, со зрителями тоже) на «восточном фронте» как-то не сложилось. И потянулась череда дискуссий, споров, обвинений, сравнений Звягинцева с метрами (большей частью с Тарковским, конечно), подсчетов режиссерско-операторских недоделок/ошибок/ляпов. Отчего же так прохладно приняли картину, скажем так, на родине? Ненароком закрадывается мысль, а может просто слишком много надежд возлагали?.. Уж очень хотелось стать свидетелями пришествия второго Тарковского, уж очень ждали вселенского откровения, уж очень верили в возрождение того сáмого глубинного русского кино. Да еще и эта пресловутая победа в Венеции, восторги запада, охи и ахи! А в результате – замыленная тема «отцов и детей» с христианским подтекстом, псевдо-неформатная съемка в сине-голубых полутонах, ворох поставленных, но так и неотвеченных вопросов, ни тебе глубоких размышлений о вечном, ни хоть малейшего намека на возрождение «настоящего» кино. Опять обманули, получается?! Не думаю. Просто поставленная самими зрителями планка была слишком высока, а изначально возложенная на фильм и его режиссера ответственность невообразимо велика. И выйди эта картина без лишней шумихи, не получи такой дикий ажиотаж на международном уровне, кто знает как приняла бы ее публика, да и критики в том числе. Почему-то кажется, что более тепло и благосклонно, без нервной истерики «обещали нового Тарковского, а подсунули какое-то фу!».
А что касается самого «виновника торжества», т.е фильма, хочется сказать вот что. Пересмотрев «Возвращение» через пять лет после первого просмотра, нежные ощущения, рáвно как и искренняя симпатия к картине не изменились (моментами даже усилились), а заодно и отпала праздная шелуха вопросов (кто такой этот Отец, где был, чем занимался, куда и зачем повез сыновей, что в пресловутом ящике). Подумалось, а может эти неотвеченные вопросы совсем и недоработка авторов, а нечто из области намеренных импликаций. Ведь если разобраться, каждый из нас задает те самые ненужные, бесполезные вопросы (и в больших количествах), не получает ответа и снова их задает, но по сути, ответы глобально (если хотите, вселенски) ни на что не влияют, никак нам не помогают, а наоборот усиливают размер нашего незнания. Так может и не надо спрашивать по пустякам?.. Так может и нам не надо задавать бесчисленные вопросы режиссеру – кто, да что, да почему, да где, а стОит просто поддаться течению фильма и смотреть, наблюдать.
Синевато-голубая картинка, как синий фильтр на фотообъективе, лично на меня действуют расслабляюще-проникновенно. Образ воды (и водности), тишина и мимолетные вкрапления музыки – все это приятно обволакивает и медленно затягивает, будто невидимая тонкая нить, повязанная на запястье, нежно тенят под воду, густую, уютную. И еще чувство того, что происходящее на экране вне времени и вне пространства; история, вырисованные в ней образы и характеры универсальны, они могут жить вчера, сегодня или завтра, в Европе или Америке. Думаю, именно такого вневременного/внетерриториального/внепространственного эффекта пытался достичь Звягинцев (и, знаете, получилось).
А еще (можете со мной не согласиться и забросать камнями, но скажу!), «Возвращение» полнится деликатными отсылками к христианской морали (уважай и слушай отца своего) и христианскими символами как таковыми (повторяющийся образ рыбы, например), которые ни сколько не раздражают, а, с точностью до наоборот, вызывают приятное чувство причастности. Если пойти дальше, то фильм можно полностью рассмотреть под религиозным углом, распределив роли Иисуса и апостолов Отцу и сыновьям (Андрею и Ване) соответственно, но не думаю, что это будет правильно...
И в довершение немного о Тарковском в свете «Возвращения». Кто-то из критиков предположил, что Звягинцев через предметы и образы выстроил картину дежа-вю, отсылающую нас к работам Тарковского. Используя его мифологию и кодировку символов, Звягинцев написал свою историю. Так может ответы на неотвеченные вопросы и нераспознанные знаки стóит искать в фильмах Тарковского и «читать» двух авторов параллельно, исключая какие бы то ни было сравнения?
В заключении, убедительная просьба не расценивать все вышеизложенное как некое слово в «защиту «Возвращения»». Это просто непредвзятое размышление на тему, приправленное личными впечатлениями.
Кино я люблю давно, так давно, что не могу вспомнить с чего все началось. Здесь я выкладываю плейлист с фильмами и сериалами, которые произвели на меня неизгладимое впечатление, которые я готов пересматривать. Так же меня часть спрашивают, что можно посмотреть и именно сюда я смогу отсылать вопрошающих.
Качественные фильмы и сериалы разных жанров, задающие разное настроение. Смотреть их всегда интересно и увлекательно.
Пополнения в листе обязательно будут. Хорошего просмотра!
Фильмы, которые произвели на меня огромное впечатление. Фильмы, которые невозможно понять каждому. Фильмы, для тех, кто постоянно ищет ответы на вечные вопросы. Фильмы, для тех, кто не разучился думать. Фильмы для тех, кто ценит по-настоящему хорошее кино. Фильмы, которые тронут даже самое черствое сердце. Фильмы, которые вы постоянно ищете. Фильмы, которые вы еще не видели...
Просто душевные фильмы, которые приятно посмотреть...
Фильм очень хороший мне понравился.
Довольно тяжеловатый фильм. Пожалуй самая лучшая драма среди российских
Потрясающее кино..
но не для всех... это вам не Жан-Клод-Вам-Даст
посмотрите по imdb.com они редко ошибаються http://www.imdb.com/title/tt0376968/
ели не хотите портить настроение, не стоит смотреть.
Смотрела давно в кинотеатре. Неплохой фильм. Тяжелый. На любителя и под соответствующее настроение. Оставляет непростые чувства. Заставляет задуматься.
Советую посмотреть, т.к. этот фильм - один из достойных образцов современного российского кинематографа.
Смотрела давно в кинотеатре. Неплохой фильм. Тяжелый. На любителя и под соответствующее настроение. Оставляет непростые чувства. Заставляет задуматься.
Советую посмотреть, т.к. этот фильм - один из достойных образцов современного российского кинематографа.
Согласен
Так как фильм очень близок моей душе, так как вырос без отца, я настолько проникся этим фильмом, что посмотрев его 5 лет назад, до сих пор вспоминаю. Один из лучших российских фильмов в моей жизни.
Давно мечтала его посмотреть!И вот сбываются мечты!)))
Вова Гарин - был очень хорошим парнем. Была с ним знакома.
Он очень талантливый!
Фильм потрясающий.
Потрясающее кино..
но не для всех... это вам не Жан-Клод-Вам-Даст
посмотрите по imdb.com они редко ошибаються http://www.imdb.com/title/tt0376968/
Фильм отличный!!! Только причем здес Жан-Клод Ван Дамм! С его участием есть тоже хорошие фильмы, а те кто не понимают этого, просьба не обсерать человек, как говориться на вкус и цвет товарищей нет)))
Шедевр равный "Белому солнцу пустыни" и второй русский фильм который нужно посмотреть.