Детективный ретро-сериал. Сценарий Зоя Кудря (Курсанты, Граница. Ликвидация, АдмиралЪ, Блиндаж). Режиссер-постановщик Андрей Малюков (Диверсант, Мы из будущего, Матч). В главных ролях: Андрей Смоляков (Штрафбат, Высоцкий. Спасибо, что живой), Юрий Чурсин (Изображая жертву, Побег), Марина Александрова (Последний бронепоезд, МУР), Максим Матвеев (Тиски, Стиляги, Ялта-45), Светлана Ходченкова (Благословите женщину, Краткий курс счастливой жизни), Екатерина Климова (Синдром дракона), Роман Мадянов (Штрафбат, Раскол), Борис Каморзин (Ликвидация, Исаев), Анатолий Кузнецов (Белое солнце пустыни) и многие другие известные актеры театра и кино. Композитор Максим Шварц. Продюсеры: Константин Эрнст и Денис Евстигнеев. 2012 год.
Звучная аббревиатура – МОСГАЗ! Не менее звучная, чем нынче – ГАЗПРОМ. Только вот в начале 60 -х это короткое слово вызывало волны паники в Москве и в Иваново. Подробности похождений таинственного вурдалака с топором разносило «сарафанное» радио. Официальные новости бодро информировали граждан об очередном запуске очередного космонавта и о росте производства «чугуна и стали на душу населения в стране». Вот поэтому мне перед просмотром фильма было трудно вспомнить конкретные детали. Помню только, что какие-то отчеты в газетах появились о суде над опасным преступником , который входил в квартиры под предлогом проверки газового оборудования. Дело в том, что я в то время находился далеко от Москвы. В армии служил. Кровавая серия убийств в реальности произошла в конце 1963 года. Но авторы фильма перенесли действие на год раньше – в год 1962-й. Потому что к делу реального «Мосгаза» - Владимира Ионесяна» - банального и примитивного маньяка и душегуба - этот фильм имеет весьма далекое отношение. Фильм о том времени, когда в СССР раньше повсюду был РАЙ! РАЙсовет, РАЙком, РАЙсобес, а нынче – АДминистрация…
Итак, детектив в стиле ретро. Люблю такое кино. Кроме увлекательного сюжета, обстоятельств процесса расследования и раскрытия новых человеческих характеров, в этом сериале весьма качественно воспроизводится колорит эпохи. Для многих совсем неведомой, а мне очень хорошо памятной. Мне ровно 20 лет. На выставке в Манеже «30 лет Московского Союза Художников» я побывал раза три-четыре. А 1 декабря ее посетил со свитой наш неуемный первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев, и этот исторический визит вошел в историю советского искусства. В подобном московском дворе, где с утра до вечера толпились мальчишечьи стаи, и я вырос. И надо же, какое совпадение! В ту самую зиму я трудился в московском театре им. Маяковского рабочим монтировщиком декораций. Хорошо помнится запах пыльных кулис, изнанка театральной жизни, тесные закоулки служебных лестниц и коридоров. И особые приметы того времени: мороженое эскимо на морозе, витрины с газетами на бульваре, семейные диалоги типа: «У меня очередь на холодильник подошла». «Зачем? У нас уже есть». «Два будет. Я второй на ковер обменяю». Не забитые автомобилями и рекламными щитами московские улицы. Да и машины: «Москвичи», «Победы», «Волги», начальственные «ЗИМы» и «ЗИЛы». Избы и бараки подмосковных поселков, они и сейчас похожи.
Так вот, посмотрел я этот сериал и как бы освежил свои воспоминания. За это особо благодарен создателям фильма. А вот о сюжете попробую не сказать ни слова. Постараюсь набросать образы основных персонажей, а вам предстоит на протяжении семи из восьми серий вместе с московской милицией вычислять таинственного убийцу с топором. Сценаристка и режиссер проявили изрядную творческую фантазию, чтобы завязать в тесный клубок практически всех персонажей этой трагедии. Персонажей, которые все между собой хорошо знакомы или даже находятся в служебных, семейных, дружеских или романтических отношениях. Оперативники Замоскворецкого Райотдела милиции, их начальство из МУРа, представители художественной богемы и инструкторы Министерства Культуры СССР, артисты и администрация Театра Музкомедии, редакция газеты, и даже – партия и народ едины! – неоднократные вызовы на подмосковную дачу самого Первого секретаря ЦК КПСС. И все это на фоне предновогодней суеты с гирляндами цветных фонариков. Тоже особенно памятная мне встреча Нового 1963 года.
Проницательный майор, а затем капитан милиции (именно так) Иван Черкасов – главный герой этой истории. Андрею Смолякову удается на протяжении всего фильма сохранять человеческое достоинство сильного, умного человека и перед натиском непосредственного начальства, семейных неурядиц и даже самого главы Партии и Правительства. Никита Сергеевич Хрущев пристально следит за ходом расследования, откликаясь на письма трудящихся. Актер Сергей Лосев внешне действительно очень похож на энергичного и несдержанного на выражения вождя. В первых же кадрах фильма мы видим Хрущева, распекающего группу молодых московских художников на приснопамятной выставке. Особо достается Станиславу Шелесту, которого ярко играет Юрий Чурсин.
С этим художником дружит молодая подчиненная Черкасова, криминалист райотдела милиции Соня Тимофеева. Ее играет симпатичная и обаятельная Марина Александрова. Соня - внучка отставного генерала, фронтового товарища Ивана Черкасова. Анатолию Кузнецову здесь досталась-таки незначительная роль - типа свадебного генерала. Дружба Сони со Стасом, с его подругой Наташей (Агния Кузнецова), с их приятелем – красавцем баритоном Владом Вихровым (Максим Матвеев), которая постепенно перерастает во влюбленность, одновременно и помогает, и мешает расследованию цепи загадочных убийств, но, в конце концов, все расставляет по своим местам. Многоопытный Роман Мадянов на сей раз предстает в неожиданной роли директора театра, который, пользуясь служебным положением, пытается увести у солиста певца его любовницу, танцовщицу кордебалета Ирину (Светлана Ходченкова). Параллельно развивается линия в подмосковных Мытищах. Там на даче технолога Чеботаря (Владислав Ветров) имеется тайник, где спрятан «общак цеховиков». Так в то время называли предприимчивых советских бизнесменов. Интересный образ подобного деятеля создает Борис Каморзин.
Ну, вот собственно, и все. Несмотря на чуть ли не десяток насильственных смертей, фильм я бы не отнес к жанру триллера. Темп фильма ровный. Картинка яркая и оптимистичная. Пожалуй, только музыка Антона Шварца создает иногда соответствующую жанру атмосферу. Повторюсь – я получил свою дозу удовольствия от экскурса во времена моей молодости. Но нашел я и некоторые несоответствия: художник-стиляга Стас Шелест в 1962 году уже носит прическу под Битлов. В СССР о них тогда никто не знал. Песенка из кинофильма «Я шагаю по Москве» еще не могла звучать по радио. Премьера фильма состоялась в 1964 году. В советское время в Народном суде - «самом гуманном в мире» - скамья подсудимых не была заключена в клетку. В Москве не было Театра музыкальной комедии, а был и есть Театр Оперетты на Б. Дмитровке (в то время Пушкинской). Кстати, оперетта в те времена была излюбленным жанром высшего партийного идеологического начальства. Это странно – в стране победившей диктатуры пролетариата по радио и телевидению чуть ли не третью часть эфира звучали арии фрачных баронов, графов и декольтированных красоток кабаре.
Комментариев: 7 |
Положительных отзывов: 16 |
Отрицательных отзывов: 3
весь фильм думала что убийца именно он.. разочарована!пытались сделать интересно..но как то не вышло
Тоже подозревал именно его.
Основан на реальных событиях!
Снят не плохо, но всё не так как было на самом деле.
7 из 10
(На самом деле убийца был кавказской национальности.)
Не сказать, что шикарно, но вполне смотрибельно. Мне показался фильм затянутым. И никакого отношения к реальному "Мосгазу" того времени не имеет.
Сериальчик смотрибельный, но не сказать, чтобы хороший! Владимира Ионесяна, настоящего убийцы-отморозка, уголовника из Грузии, мочившего детей и стариков в фильме нет. А он был, конечно, куда страшнее, чем убийца из этого сериальчика! В самой реальной истории про Мосгаза, которая вроде бы легла в основу сериала, очень много белых пятен. В частности, не ясны мотивы убийцы. Иногда его называют первым советским маньяком. Что он не был нормальным человеком - это несомненно. Но вместе с тем, это человек из уголовной среды. Он родился в армянской семье в Тбилисси, тогдашней криминальной столице СССР. Там процветали все виды незаконной деятельности. Его отец отмотал срок за спекуляцию. Сам Владимир Ионеся на свои лет имел два срока. Один за уклонение от службы в армии. Другой за кражу по предварительному сговору с группой лиц. И вот он совершает в Москве и в Иваново ряд жестоких убийств, главным образом детей и пожилых людей (в фильме показано всего одно детоубийство, хотя их было гораздо больше). Он заходит в квартиры, представляется сотрудником "Мосгаза", убивает, грабит, в одном случае насилует. Высказывалось несколько версий относительно мотивов убийцы. Одна, романтическая, была предположительно озвучена самим Мосгазом - он убивал и грабил всех подряд, чтобы добыть деньги для любовницы. Вторая - он испытывал извращённую тягу к убийствам и, в особенности, к детоубийствам. Третья - он заходил всё-таки в непростые квартирки, он убивал детей и грабил хаты, тех, кому было что скрывать и прятать под покрывалом быта простых советских людей. По сути, последнюю версию и развивают создатели фильма. Но фильм очень смягчён и политкорректен. Ни от реальных событий, ни от реального Мосгаза в нём почти ничего не осталось. Рассказана совсем другая история. История менее и ннтересная и менее мрачная, чем рассказала нам жизнь!
Хотя смотреть сериальчик можно. Андрей Смоляков сыграл следака великолепно. И жена у него шикарно вынлядит. Очень хорошо передана мрачноватая и гнетущая атмосфера Москвы тех лет. А вот Хрущёв получился никакой. Короче, посмотреть на досуге можно, но можно было и гораздо лучше экранизировать те события!
Фильм норм
Очень даже ничего!!!!! Рекомендую!
Сколько вообще серий? У меня скачано 9, но нет 7...
посредственный, но смотреть можно ради атмосферы и пары приятных актеров
Хорошее Смотрится легко 9балов
ниче так