Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Репетиция оркестра

Prova d'orchestra

Репетиция оркестра (Prova d'orchestra)

Описание

В древней часовне телевизионная группа устраивает запись репетиции оркестра, но рутинная работа неожиданно перерастает в противостояние.

Состав исполнителей

Режиссёр: Федерико Феллини

Актеры: Бальдуин Баас, Элизабет Лаби, Рональдо Бонакки, Фердинандо Виллелла, Франко Явароне, Дэвид Монселл, Франческо Алуиджи, Энди Миллер, Сибил Мостерт

Кадры из фильма

кадр из фильма Репетиция оркестра (Prova d'orchestra) - 1 кадр из фильма Репетиция оркестра (Prova d'orchestra) - 2 кадр из фильма Репетиция оркестра (Prova d'orchestra) - 3 кадр из фильма Репетиция оркестра (Prova d'orchestra) - 4 кадр из фильма Репетиция оркестра (Prova d'orchestra) - 5 кадр из фильма Репетиция оркестра (Prova d'orchestra) - 6 кадр из фильма Репетиция оркестра (Prova d'orchestra) - 7 кадр из фильма Репетиция оркестра (Prova d'orchestra) - 8 кадр из фильма Репетиция оркестра (Prova d'orchestra) - 9 кадр из фильма Репетиция оркестра (Prova d'orchestra) - 10

Рецензии фильма

Grannatt thumb

     Дорогой Bars2009, эту рецензию на классику итальянского кино в Ваш день рождения я бы хотела посвятить Вам – признанному классику нашей КиноКопилки…

но я говорю жизнь и ты говоришь музыка
но я говорю смерть и ты говоришь тишина
Рахман Кусимов

     В обрамлении из цветистых, фривольно-сластолюбивых «Казановы Феллини» и «Города женщин» «Репетиция оркестра» контрастирует не только с ними. Почти так же, как Татьяна Ларина, «она в семье своей родной казалась девочкой чужой» на фоне остальной фильмографии маэстро. Лишённая пилигримства натурных съёмок, сотворённая в стиле мокьюментари за шестнадцать дней (без учёта затрат времени на монтаж и озвучивание), поющая осанну Аристотелевым единствам, эта кинолента способна побороться за пальму первенства с Туринской плащаницей по количеству споров вокруг своей истинной сути. Кто-то считает её простой и бесхитростной, как жизнь одноклеточного организма, а кто-то полагает, что, разверни туго натянутую нить её сюжета вертикально, та легко достанет до небес подобно одной из высочайших башен Италии Моле Антонеллиана. Кажущаяся линейность происходящего маскирует смысловой лабиринт. Рискнём зайти?

     Интрига картины поначалу не предвещает ничего грозного: в здании старой часовни, в камерной атмосфере собирается репетировать симфонический оркестр. Его участников снимает телевидение. Они рассказывают на камеру о профессиональных секретах («ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка»), о самих себе, умудряясь противостоять жаре и наёмному дирижёру с нарастающей экспрессией. На глазах у зрителей и закадровых тележурналистов интеллигентная публика разительно меняется. Не без подстрекательства профсоюзных лидеров люди обретают повадки диких животных, срывают с себя одежду, крушат всё вокруг и исступлённо скандируют: «Долой власть музыки! Долой музыку власти!» И, только пережив ряд животрепещущих событий, присыпанные штукатуркой, словно сахарной пудрой, они присмиреют и с просветлёнными лицами снова сплотятся в едином музыкальном порыве, будто иллюстрируя стихотворные строки Александра Дольского:

Нам говорит согласье струн в концерте,
что одинокий путь подобен смерти.

Есть в музыке такая сила,
такая тягостная власть,
что стоит под неё подпасть, –
и жизнь покажется красивой.

Но музыканты, - вот напасть! -
порой горды невыносимо
и неоправданно спесивы,
что публике попали в масть.

Они забыли, что призванье
не рента славы и утех,
и за таланты, как за грех,
грядёт работы наказанье.

А музыка, живя в природе,
сама служителей находит.

     Первый поворот, первый слой киноленты, не разлагаемый на метафоры и аллегории. В титрах имена актёров указаны напротив названий музыкальных инструментов, и мы можем прочесть, кто из них во время съёмок обуздывал индивидуализм гобоя, а кто выдавал тайные симпатии виолончели. Отшучиваясь, что собрались здесь, чтобы издаваемыми вибрациями покачать паучка на паутине качелей у самого свода, причастные к искусству люди словами-мазками рисуют целую галерею портретов тех, с кем или с чем неразрывно связаны. Саркастично или восторженно, но неизменно – с любовью.

     Закулисье оркестрового быта под аккорды симфонической сюиты Нино Рота увлекательно, но мы идём дальше. То, как шаток порядок, до какой степени разладился коллективный механизм, обобщённо показывает деформацию всего человечества. «Потому что оркестр - и вы должны это себе представить - является и действительно должен быть иерархичной структурой, своего рода слепком человеческого общества. Не какого-то определённого человеческого общества, а человеческого общества вообще…» (Патрик Зюскинд «Контрабас») Распадаются привычные связи, утрачиваются не ноты – многовековые нормы, традиции, ориентиры. Поверх какофонии и поведенческой анархии проступает печально знакомый политический мотив: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим, - кто был ничем, тот станет всем…»

     Когда-то дирижёра почитали, ему слепо подчинялись, а он мог позволить себе мимолётом «сдирать кожу» с музыкантов едкими замечаниями. Времена изменились: в связке «дирижёр-оркестр» руководитель стал слабым звеном. Не претензии ли к актёрам и системе итальянских профсоюзов, которые к концу 70-ых годов прошлого века переросли до размеров неподъёмной гири и привели к спаду производства, завуалированно звучат в словах героя, придавая им горечи? Не крик ли это и режиссёрской души?

     Кстати, о душе. Следующий поворот, и новая порция размышлений. Занятно, однако «Репетицию оркестра» можно назвать условным приквелом оскароносной диснеевской «Головоломки», ведь картина Феллини на примере отдельно взятой ячейки показала структуру личности, психологическую сущность индивидуума. Пороки и слабости, доброжелательность и веселье уживаются не обязательно в разных людях – они существуют в любом из нас. Как часто внутренний дирижёр не в силах справиться с нашим глубинным хаосом! И, как следствие нравственного диссонанса,


…остаёшься один, посреди
бурелома, бедлама,
и широкий овраг, потрясённо молчащий в груди, –
оркестровая яма.

(Ирина Вакуленко)

     Мы самонадеянно не желаем прислушиваться к собственной мелодии – той, что «внутри тихо звучит по наитью…» И разговор о самом сокровенном плавно переносится на другой уровень, в иную, религиозную плоскость – как бы подразумевая, что человек призван руководствоваться не столько знаками свыше или интеллектом. Не символично ли именно арфы Феллини лишает оркестр, тогда как в начале фильма из исповеди оркестрантов вырисовывается схема жизнедеятельности их многоголосого существа, где первая скрипка – это его мозг и сердце, флейта – голос, а арфа – душа?..

     Наша экскурсия по коридорам и этажам кинематографической конструкции Федерико Феллини заканчивается, но кто мешает вам продолжить её самостоятельно?

Комментариев: 17 | Положительных отзывов: 42 | Отрицательных отзывов: 0
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 1220338 thumb

    Мои заявки - для КК!!!

    Film1681 Followers50 Comment11

    Уважаемые Кинокопильщики!
    В этом плейлисте Вы найдете фильмы, которые были упущены на КК по той или иной причине. Этот плейлист сформирован по моим заявкам.

    Обновил Dariy @ около 3 лет назад.

Комментарии к фильму (6)

mFort
  • Аплоудер
  • Sat, 09 Feb 2013 19:51:56 +0400

Фильм добавлен по запросу http://www.kinokopilka.tv/users/dariy75

dariy75
  • Киновед
  • Sat, 09 Feb 2013 19:54:37 +0400
mFort писал:

Фильм добавлен по запросу http://www.kinokopilka.tv/users/dariy75

огромное спасибо! smile

MrPostman
  • Киновед
  • Sun, 10 Feb 2013 15:20:09 +0400

Вот это настоящее кино. В своё время смотрел в кинотеатре, затаив дыхание, от начала до конца!

muru
  • Зритель
  • Sun, 10 Feb 2013 21:17:54 +0400

Много лет назад удрали с лекции на Филини...
Теперь таких фильмов не делают sad

opek
  • Новичок
  • Sun, 10 Feb 2013 22:22:35 +0400

Это-чудо!!!

kleopatirina

Феллини по своему гений! Смотрела фильм в рамках институтской программы по режиссерскому мастерству, нужно было написать по нему реферат.Фильм понравился своим смыслом и той параллелью, которую провел Федерико между репетицией оркестра и тем, что творилось на тот момент в Италии. Повторюсь - ГЕНИАЛЬНО! thumbsup Его до сих пор неправильно интерпретируют mrgreen Здесь уместно будет заметить, как сказал один очень умный человек (мой преподаватель по истории кино), что любой фильм надо рассматривать с учетом того времени, в которое он снят и с учетом той страны, в которой он снят! Тогда все становится яснее! Бывают, конечно, фильмы на все времена, но это исключение и в основном на личную тему или про любовь, потому что она вечна, как мир smile

Добавить комментарий