Режиссёр: Абель Ганс
Актеры: Альберт Дьедонне, Владимир Руденко, Эдмонд Ван Даэль, Александр Кубицкий, Антонен Арто, Жина Мане, Сьюзанна Бьянчетти, Маргарит Ганс, Ивет Дьедонне, Филипп Эриа, Дамия, Симона Женевуа, Морис Шюц, Сьюзи Вернон, Роберт Арну, Арман Бернар, Жан Древиль, Эдмон Т. Гревиль, Жоэ Амман
Наконец-то я посмотрел знаменитый, весьма уже древний фильм, о котором упоминается во всех книгах по истории мирового кино. Один из ста великих фильмов всех времен и народов! Первый в истории широкоэкранный фильм! Самый масштабный и дорогостоящий европейский кинопроект эпохи немого кино! Русский коммерсант Венгеров создал международный синдикат «Вести», состоящий из кинематографических фирм Франции, Германии, Чехословакии, Нидерландов и Швеции. Французский режиссер и актер Абель Ганс (настоящее имя Эжен Александр Перетон) начал работу над гигантской фреской об императоре французов в 1924 году. Он сумел снять и смонтировать только первую часть из задуманной эпопеи. И одна эта гигантская первая часть идет почти пять часов! Первая часть – это тот самый фильм, что мы увидим: «Наполеон Абеля Ганса». Вторая должна была называться - «Итальянская компания и Арколь», третья - «Египетский поход и 18 брюмера», четвертая - «Солнце Аустерлица», пятая - «Возвращение из России», шестая - «Ватерлоо», седьмая, последняя - «Остров Святой Елены». Но весь проект осуществить не удалось. Еще в 1925 году съемки пришлось приостановить – разорился киноконцерн. Финансировать дальнейшую работу взялся еще один русский – Гринев. Ну, а затем разразился мировой финансовый кризис конца 20-х годов.
Возможно, современникам нашим, избалованным цветным кино со стереозвуком, непросто будет воспринимать немой черно-белый фильм такой протяженности. Но вы же не зритель в кинозале. Можно смотреть на мониторе компьютера фрагментами, делать паузы, во время которых советую покопаться в сети и уточнить кое-какие детали биографии героя. Можно растягивать удовольствие хоть на неделю. Ведь главная прелесть этой картины – возможность как бы заглянуть в поза-поза-прошлое столетие. Все события фильма не выходят за пределы XVIII века. И порой создается впечатление, что мы смотрим кинохронику, снятую за сто лет до рождения братьев Люмьер. Особенно это относится к массовым сценам, где в кадре занято более тысячи костюмированных статистов. Тем более интересно, что военная школа снималась в Бриенне, сцены на Корсике снимались в доме семьи Бонапарта, парижские эпизоды в Париже, осада Тулона в самом Тулоне, и в приморских Альпах начало первого Итальянского похода Великой армии.
Эта огромная первая серия делится на отдельные главы. В первой мы увидим 10-ти летнего мальчика Напойлеоне Буонапарте, кадета военной школы в Бриенне. В роли драчливого, дерзкого «корсиканского волчонка» снимался русский мальчик Володя Руденко. Во второй главе мы видим уже молодого лейтенанта Бонапарта в Париже, где он стал свидетелем, но пока еще не участником высшего пика французской буржуазной революции - лета 1792 года, когда депутаты Конвента окончательно свергла короля Людовика XVI и толпа штурмом взяла дворец Тюильри. Короля осудили, казнили, и была провозглашена Республика. Теперь в заглавной роли Альбер Дьедонне. Символическая, кстати, фамилия. Дословный перевод – Богом данный. Богданов по-русски. Очень выразительное лицо и фигура. Медальный профиль, прямые длинные волосы – он словно сошел с полотен Давида, Жерома и Гро.
В те бурные дни ни сам Наполеон, нищий лейтенант в потертом мундире, и никто другой не мог и подумать, что в недалеком будущем именно он дважды спасет Республику – в Тулоне и в Париже 13 вандемьера 1795 года, а потом и похоронит Республику и воссядет на трон французской Империи. В фильме мы увидим только становление великой исторической личности – кадет, лейтенант, капитан артиллерии, бригадный генерал, командующий парижским гарнизоном, а к финалу генерал-аншеф республиканской армии, ведущий босоногое, оборванное войско в первый Итальянский поход в 1796 году. Все еще впереди - великие победы на полях сражений и великая геополитика, перекраивающая политическую карту Европы.
Еще до «Наполеона» Абель Ганс снял несколько фильмов, где немало экспериментировал с оптическими эффектами и монтажом. Совершил много изобретений в области техники кино и звукозаписи. Писал стихи, сценарии и пьесы для театра. Сам играл на сцене и снимался в кино. Огромное впечатление на него произвел фильм Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации». Это и послужило толчком к замыслу фильма о Наполеоне Бонапарте и Революции, чьим победным лозунгом станет клич «Vive la nation!» - «Да здравствует нация!». Абель Ганс сам был увлеченным романтиком, его даже прозвали Виктором Гюго кинематографа. Прозвали не без основания. Роман Гюго «Девяносто третий год» буквально оживает в фильме Абеля Ганса. В эпизодах природных бурь и столкновений политических, энергичный параллельный монтаж сочетает сцены бегства Наполеона с острова Корсика по бушующим волнам в лодке под парусом, сделанным из республиканского триколора, с яростной полемикой в Конвенте между радикалами-якобинцами и жирондистами. Выразительные портреты витий революционного Конвента – Жоржа Дантона, Жан-Поля Марата, Максимилиана Робеспьера, Камиля Демулена и Луи Антуана Сен-Жюста. Сам Абель Ганс снимался в роли этого «архангела» революционного террора.
Для съемок было заказано 8 000 костюмов, 4 000 ружей, 60 пушек. В массовых сценах участвовало около 6 000 статистов и 40 профессиональных актеров. После съемок батальных сцен в Тулоне к медикам обратилось 42 человека. «Это здорово, значит, парни сражались отчаянно!» - воскликнул режиссер. Он и сам был легко ранен во время случайного взрыва ящика с патронами. Энтузиазм участников съемок был столь велик, что при съемках проезда Бонапарта перед войсками, солдаты кричали не «Да здравствует Бонапарт!», а «Да здравствует Ганс!». Снимая черно-белое кино, он применил немало новаторских приемов: двойную экспозицию, скоростные наплывы, «субъективную» камеру и окрашивал различные сцены с помощью цветного «виража». Впервые в истории им был применен полиэкран, когда фильм демонстрировался с трех синхронизированных проекторов. На первых зрителей в зале парижской «Гранд-опера» это произвело колоссальное впечатление. «Я следую стремлению превратить до сих пор пассивного зрителя в действующее лицо. Он больше не смотрит, а участвует в действии, и отсюда его аналитические и критические способности заменены эффективным восприятием, порождающим абсолютное отчуждение и предельное переживание» - заявлял Абель Ганс в интервью газете «Пари суар».
Как и свойственно романтикам, режиссер допускает в своей картине некую патетичность и порой по-своему трактует характеристики исторических личностей, Ганс, разумеется, создал панегирик великому полководцу и политику. Он показал его личную храбрость и демократизм, великодушие к поверженным врагам и в то же время «пропустил» такой эффектный для кино эпизод, как, например, расстрел из пушек выступления роялистов на улице Сент-Оноре 13 вандемьера. Имелся у меня большой соблазн растолковать и еще какие-то исторические детали, но не буду я этого делать. Фильм снабжен довольно подробными титрами. Титрами на английском языке.
По иронии судьбы картина, которую мы смотрим, была отреставрирована для показа на телевидение в стране, которую Наполеон считал своим главным врагом - в Великобритании. Автор реставрации историк Кевин Браунлоу с юности по кусочкам собирал части негатива по разным странам и смонтировал наиболее полную версию фильма. Композитор Карл Дэвис написал замечательную оркестровую музыку, в которой использованы и легко угадываются фрагменты произведений Баха, Бетховена и множества французских песен революционной эпохи, одна из которых - «Марсельеза» знакома всем как государственный гимн Французской республики. Интересно знать, что большой поклонник Абеля Ганса, Фрэнсис Форд Коппола также приобрел немой вариант «Наполеона», чтобы его отец, композитор Кармине Коппола, написал свой саундтрек к этому фильму.
Неоднократно Абель Ганс возвращался к наполеоновской теме. В 1960 году он выпустил грандиозную историческую батальную драму «Аустерлиц» с итальянцем Россано Брацци в роли Наполеона, а в конце своей карьеры, в 1971 году вместе с Клодом Лелушем смонтировал укороченную версию своего главного фильма, которую назвал «Бонапарт и революция». За общий вклад в историю кино в 1974 году Абель Ганс был награжден только что утвержденной премией французской киноакадемии «Сезар».
Фильм добавлен по запросу миша73 от 23.07.2013г.
Шедевр Абеля Ганса! Большое спасибо!
Фильм добавлен по запросу миша73 от 23.07.2013г.
Большое спасибо!
Эти пять часов только первая серия из семи, задуманных Абелем Гансом, но так и не снятых. Финансовый кризис конца 20-х годов оборвал постановку грандиозного проекта. Здесь показан молодой Бонапарт от ученика военной школы в Бриенне, до бригадного генерала ведущего оборванную и босоногую армию республики в первый итальянский поход 1796 года.
Посмотреть этот фильм было непросто, но я это сделал Люблю Наполеона. В этом кино собраны все истории и байки из его детства, которые показаны достаточно ярко (с поправкой на монохромность изображения) и убедительно. Особенно запомнилась свора убийц-террористов, называвших себя Конвентом. Прекрасные Дантон и Демулен, а за такого Марата я бы Оскары давал (они уже были тогда?) или Пальм-Дор. Сразу видно, что не зря гадину зарезали. А вот Жозефина откровенно страшна.. Но все это не изменяет некоторой затянутости фильма, частого пережевывания совершенно неважных деталей, совершенно лишних персонажей, не оказывающих никакого влияния на сюжет. Но здесь, видимо, следует сделать поправку на почтенный возраст фильма и на грандиозность замысла.
Поклонникам Наполеона и всем любителям истории (в том числе истории кино) обязательно следует посмотреть.