Описание
Оставшись после смерти матери сиротами, сводные брат и сестра отправляются на поиски своих отцов в большой город. На пути они встречают множество самых разных людей: добрых и злых, бедных и богатых, умных и идиотов — но никому до них нет ровно никакого дела, ведь каждый погружен в свои заботы. Тем более накануне Рождества. Холодная волшебная рождественская ночь завершается отнюдь не сказочным финалом.
Фильм добавлен по запросу Grannatt от 03.07.2014г.
Фильм добавлен по запросу Grannatt от 03.07.2014г.
Уважаемый dragon&leo, благодарю за выполнение запроса и пополнение КиноКопилки ещё одним фильмом Киры Муратовой.
Уважаемый dragon&leo, благодарю за выполнение запроса и пополнение КиноКопилки ещё одним фильмом Киры Муратовой.
Всегда пожалуйста!
Под "Колыбельную" Анны Герман в электричке мирно посапывает мальчонка, а старшая преданная сестра (Алёнушка, как и полагается!) оберегает его сон и бдит: сбежав из родного города, где их после смерти матери должны были разъединить по прихоти чиновников, дети безбилетниками едут на поиски своих отцов… Такова завязка "Мелодии для шарманки", первого фильма Муратовой с героями-детьми в жанре святочной истории.
Не могу сказать, что данный фильм выпадает из муратовской режиссёрской манеры, да только в её творчестве стоит он чуточку особняком. Детей и животных в кадре переиграть невозможно, а здесь на первом плане как раз и те, и другие. И множество любимых актёров Муратовой, приспособленных к рождественской сказке - не волшебной, а бытовой, в духе Андерсена или Диккенса - весьма относительно (разве что Литвинова в карнавальном костюме Феи, с бутафорской палочкой: не работает, видно, волшебство в такой скверной бездуховной атмосфере, как наше общество).
Места, попадающиеся на пути детей, источают хаос, бессердечие и ложь – будь то вокзал, казино или супермаркет. И везде ироничная Муратова не упускает возможности рассыпать смачные крошки-детальки в духе своего кумира Чехова: вокзал – Нина Русланова, бездомная, распевающая украинские песни-колядки, и живописнейшая зарисовка в зале повышенной комфортности с непринуждёнными позами спящих и ярмаркой торчащих парами носков; казино – разнородные игроки и "живой труп" на кожаном диване в холле; супермаркет – аттракцион воровства перед камерами ради потехи, куда совершенно не вписывается кража хлеба голодной девочкой. Бедлам, смена декораций на протяжении почти двух с половиной часов, взрослая игра детей и отсутствие хэппи-энда. Земфира, как и в "Вечном возвращении", поёт за кадром, а в кадр одна за другой подбрасываются реминисценции из ранних работ самой Муратовой (пары близнецов из "Настройщика", труп в камере хранения из "Второстепенных людей" и т.п.).
Из главных упрёков в адрес этого фильма чаще других называют надуманность детских персонажей-сирот. Мол, даже внешний вид не тот (упитанность выше среднего). Да, тёмные круги под глазами и пухлые лица и мне сначала навеяли пушкинское: "Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца". И всё-таки это не фарс, не чёрный юмор – скорее, привязка к традиционным пышнощёким херувимоподобным изображениям детей с рождественских открыток и гримёрский приём, акцентуация, как в немом кинематографе...
Обычная необычность "Мелодии для шарманки" вызывает целую гамму сменяющих друг друга состояний: заинтересованность, возмущение, сопереживание, дискомфорт, неловкость, обескураженность, недоверие. Не зафиксировала среди них одного – равнодушия.
ох, не стоило делать такую ставку на игру детей((