Режиссёр: Сергей Соловьев
Актеры: Геннадий Бордачев, Любовь Якуба, Валерий Перехватов, Илья Иванов, Валерий Светлов, Алла Парфаньяк, Ольга Малинина, Сева Балян, Ольга Всеволодская, Александра Турган
Текст посвящается.
«В жизни ничего нет, кроме любви. Ну не увеличение же ВВП - смысл жизни! Это как бы условия жизни, улучшаются они или ухудшаются. А сама жизнь из ВВП не состоит. Она состоит только из любви…» - Сергей Александрович Соловьёв.
«Ничего, что я куру?» - Владимир, герой кино.
«Советская кинематография никогда не была большим балетом. Никогда! Она была народным фольклором для нашей огромной страны». Автор этих слов – Сергей Соловьёв, режиссёр, автор «Трёх песен о Родине» - как бы культовой «Ассы» (1987, Специальный приз жюри на МКФ в Сан-Себастьяне), саркастической «Чёрной розы - эмблемы печали, красной розы - эмблема любви» (1989) и трагифарсового «Дома под звездным небом» (1991).
Правда, «Асса» не имела абсолютно никакого отношения к кино и представляла собой поверхностную лажу, интересную исключительно участникам асс-перформанса. И, конечно же, асс-фанатам - как системно упоротым, так и случайным жертвам порывов как бы свободы в формате «ветер перемен». Лично для меня «Асса» - это сказ про то, как аутентичная песня Цоя, в которой в главной роли фигурировала зелень стекла винной бутылки («Вместо тепла – зелень стекла. Из сетки календаря выхвачен день. Сигареты в руках, чай на столе - так замыкается круг. И вдруг нам становится страшно что-то менять…»), с лёгкой синефильной руки Соловьёва вдруг превратилась в гимн, в котором с резвой схематичностью сошлись «пульсация вен» и «мы ждём перемен».
Как ни крути, но «Асса», с одной стороны, смотрелась, как подборка видеоклипов, поскольку основной структурной единицей «Ассы» была песня. С другой стороны, в «Ассе» правили бал некие стихии, абсолютно неподвластные автору фильма. Сергей Соловьёв был похож на мальчишку, нашедшего шкатулку с непонятными диковинками, которые он с упоением демонстрировал всем окружающим: мол, посмотрите, что у меня зажато в кулачке.
Сергей Соловьёв: «На «Ассе» мы не работали. Мы кайфовали. Да и не было особой работы. Вот помню, я снимал эпизод, в котором Цой идёт и проходит мимо окон, снимает пальто. Я Вите говорю, мол, ты так хорошо идёшь. А он мне: «А почему это я должен плохо ходить?..» Вот и вся работа. Давай, говорю, тебе в петличку гвоздику повешу. Он говорит: «А, вешайте!». Так мы и сняли «Ассу»…»
Впрочем, после череды асс-презентаций и после асс-чёса по СССР, Сергей Соловьёв всё-таки сумел от передовиц «Ассы» повернуться передом к кино. И после как бы асс-откровений типа про Перестройку, снял «Чёрную розу - эмблему печали, красную розу – эмблему любви» и «Дом под звёздным небом».
«Чёрное зловещее ущелье со множеством расходящихся в стороны узких лабиринтов, ходов, тропинок. Справа и слева свисают безобразные каменные острия, по которым стекает вода. Изредка из тьмы доносятся леденящие кровь звуки: это «веселятся» демоны, духи ада и фурии… Появляется Орфей. Не оглядываясь, он ведет за руку Эвридику…» - вот краткое содержание фильма «Чёрная роза…». Можно и ещё короче – «Лой Быканах, Вы-шли-хлаи. Лой Быканах.». Правда, «Эмблема с розами» - это тоже не совсем кино.
И только «Дом под звёздным небом» - занавес соловьёвской трилогии «Чемодан»-«Вокзал»-«СССР» «Асса»-«Эмблема»-«Дом» можно назвать действительно полноценным кино.
В «Доме под звёздным небом», равно как и в «Чёрной розе…», Соловьёв поёт свою личную «Песнь о Родине» и режет советскую мифологию по живому. Давая в полной мере раскрыться тому настоящему Абдулову, которого Захаров просто таки закатал в асфальт своих искусственных «обыкновенных чуд».
Впрочем, в «Доме под звёздным небом» живёт не только сантехник Жора в исполнении Абдулова. От ощущения безнадёжности пытаются освободиться и семейство академика Башкирцева (Михаил Ульянов), и ангарный житель Тимофей (Дмитрий Соловьёв), практикующий свободный духовный флейтизм. Все ждут, когда придёт «большой чудесный О'кей. С волнистым припуском на колени…» А вот перемен, кстати, уже никто не ждёт. Оно и понятно – эмбрион Перестройки сдох в процессе Ускорения, Нового Мышления и Совершенствования Всех Сфер Жизни Советского Общества. И вместо перемен приходит мелкий бес-феникс Валентин Компостеров (Александр Баширов) – товарищ из Москонцерта, красотка в метро и пограничник. И так с нечистосильным прищуром говорит: «…кругом всё обосрано, но знаешь, звёзды догорают, скоро светать начнёт…»
Да и пусть щурится! Воздушный шар Тех-кто-влюблён понимается в небо. Всё выше и выше, к Небесному Усь-усь. Оставляя на земле обоссанный пепел мелких бесов. Да, милая, всё только начинается. Я люблю тебя.
Кстати, именно в период написания музыки к «Дому…», БГ записал студийный вариант «Не стой на пути у высоких чувств». И выпустил из «Аквариума» «Квартет Анны Карениной», как в своё время – во время спонтанных музыцированний периода «Чёрной розы…» - выпустил «Русско-Абиссинский Оркестр».
Музыкальная ткань трилогии действительно очень плотная. Но если в «Ассе» и в «Розах» она саваном накрывает их кинематографическую суть, то в «Доме под звёздным небом» музыка Гребенщикова – только лишь составная часть фильма. Есть и другие составляющие «Дома…» (записано со слов режиссёра): чувство обретённой на «Чёрной розе…» свободы; лёгкость, с которой автор фильма написал предельно ясный сценарий; удовольствие непосредственно от процесса съёмок всех участников. Это с одной стороны. С другой стороны - «паскудное сознание, что всё может в любой момент повернуться вспять, и коммунисты в обнимку с антисемитами и фашистами, с этими придурками, выдающими себя за цвет русского народа, как ни в чём не бывало займут прежние позиции…»
Сергей Александрович Соловьёв – выпускник ВГИК'а, мастерской Михаила Ильича Ромма. Ромма, который утверждал, что режиссура – это не профессия, это способ жизни. Судя по всему, Сергей Александрович с этим утверждением Михаила Ильича полностью согласен. И нет ничего удивительно в том, что картины Соловьёва – живые. Это в полной мере относится и к его трилогии «Асса»-«Эмблема»-«Дом», которая, кстати, входит в собрание произведений Museum of Modern Art* наравне с «Птицей в пространстве» Брынкуши**.
Главное достоинство соловьёвской трилогии в том, что она живая. А в жизни, по сути, ничего нет, кроме любви. Одним словом, трилогия Соловьёва именно о жизни. И о любви. Любви-безумия, любви-сумасшествия, состояния, когда от простого прикосновения любимой паришь, как птица. Да, милая, всё только начинается. Наш воздушный шар понимается в небо. Всё выше и выше, к Небесному Усь-усь. Я люблю тебя.
P. S. «Нормальный человек не должен ни о чём жалеть, потому что самая бесценная ценность, которую за жизнь зарабатываешь, это опыт собственной судьбы. И жалеть ни о чём нельзя. Так, значит, должно было быть…» - Сергей Александрович Соловьёв.
__________________________________________________________
* - Музей современного искусства на Манхеттене в Нью-Йорке.
** - «Птица в пространстве» - цикл скульптур румынского скульптора Константина Брынкуши, над которым он периодически работал в течение 28 лет. В первых скульптурах цикла Брынкуши пытался показать двойственную природу Птицы.
Последняя часть трилогии режиссёра «Асса» (1987) / «Чёрная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989) / «Дом под звёздным небом» (1991)
клевый фильм!
клевый фильм!
Я очень удивлен, что его не было на копилке.
Это же классика совкового психодела
Так себе кинцо. До АССЫ не дотягивает.....
Я очень удивлен, что его не было на копилке.
Это же классика совкового психодела
"Совкового психодела" ???
Это скорее соловьевский доморощенный психодел. К советскому кино (если вы это подразумеваете под "совковостью" ) это отношения не имеет.
"Совкового психодела" ???
Это скорее соловьевский доморощенный психодел. К советскому кино (если вы это подразумеваете под "совковостью" ) это отношения не имеет.
Браво.