Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Маленькая Вера

Маленькая Вера

Маленькая Вера
  • 8.84045
8.8/10 (190)1

Описание

Фильм заставляет в полной мере ощутить, сколь горьки плоды бездуховности, пронизавшей нашу жизнь. Драма героев фильма — это драма всего общества. В ней все и виновники, и жертвы…

Кадры из фильма

кадр из фильма Маленькая Вера - 1 кадр из фильма Маленькая Вера - 2 кадр из фильма Маленькая Вера - 3 кадр из фильма Маленькая Вера - 4 кадр из фильма Маленькая Вера - 5

Рецензии фильма

Janpaul thumb

1988 год. Жданов. Кинотеатр «Победа». На полотне экрана – убегающие титры фильма Василия Пичула «Маленькая  Вера». В зале медленно накаливаются лампы накаливания…

Невысокая трибуна перед экраном. Трибуна демократично обита красным кумачом. За трибуной – лектор из общества «Знание».

 - Кхе-кхе… Э-э-э… Гм… Что хочу сказать… Драма героев – это драма общества…

Задорный голос из глубины зала:

- Пошёл-ка ты, уважаемый, на …

Конец фразы тонет в хохоте слушателей, которые только что были зрителями. Зрителями «кины про жисть»…

Столица Приазовья с затёртым профилем Жданова и кино – понятия, связанные неразрывно. «Однажды в Ростове», «Серые волки», «На окраине, где-то в городе…» - съёмки в этих фильмах, как говорится, навеки в памяти народной жителей Мариуполя. А кто из кинофилов не помнит сцену выхода из Ждановского порта советского грузового судна «Нежин» с Николаем Ерёменко-младшим на борту! Тех, кто не в теме, приглашаю на лекцию «Пираты и Пути.. э-э-э… ««Пираты XX века» и их роль в улучшении инвестиционной привлекательности СССР».

Впрочем, вернёмся к взаимосвязям Мариуполя и «синемы». Эх, столица Приазовья! Эх, производственнички-гопнички! Помнится, в данном металлург-граде даже сняли как-то «Крупный разговор» про строителей…

А начиналось всё с «Приключений Артёмки». Старый девственно-приморский Мариуполь, ещё не вступивший в связь с порочной девкой Индастриал, и мальчик, которому дядя Попов – конечно же, революционер! – преподавал азы жизни и справедливости. Кстати, некоторые ультра-кинофилы сквозь призму «Приключений Артёмки» разглядели деградацию чернокожих людей – от профессионального борца Чемберса Пепса до профессионального генитального бола Обамы…

Впрочем, стапэ, пацанчики! Попробуем ещё раз вернуться к взаимосвязям столицы Приазовья и «кины».

Итак, «Маленькая Вера». Действительно, как можно сравнивать расстрел понарошку массовки, состоящей из жителей Мариуполя («Однажды в Ростове») с натуральным мордобоем ждановских пацанов на дискотеке «Клетка» в Городском саду? Тех, кто не в теме, приглашаю на лекцию «Роль «Маленькой Веры» в ухудшении инвестиционной привлекательности СССР»

Итак, Жданов. Он же Мариуполь. Жовтневый район. Съёмки «Маленькой Веры». Из воспоминаний очевидцев: «За съёмку платили 3 рубля на человека. Не все получили деньги, так как в драке участвовали «Город» и «Новосёловка»… Да, первые две минуты были постановочными, ну а дальше всё пошло не по сценарию - два воюющих района сцепились по-настоящему, но съёмку не останавливали, а подтянули ещё четыре "бобика" ментов. В разгар выяснения отношений на танцплощадку въехал УАЗ и по рупору сообщили: «Кто не успеет сбежать - в райотдел за хулиганство!!!» Короче, всё получилось как в жизни, а УАЗик с танцплощадки еле выкатили по доскам…»

«Маленькую Веру» посмотрел каждый пятый житель СССР.

- Здрасте! Какое счастье! Проходите, проходите! Что? Адрес? Так это… Улица Ломизова, 15… Шестой подъезд… Проходите, проходите! Этаж? Так это… Второй… Сейчас, сейчас… Будет вам и Вера, и мать её Рита… Что? Конечно, будет! Куда ж без папы-то!..

И такой вот фокус Василий Пичул проделал с каждым пятым советским жителем. И проделал он это в статусе режиссёра-дебютанта, у которого после  ВГИКа и плёнка ещё не обсохла.

Впрочем, вернёмся лет на двадцать семь назад.

Итак, 1961 год. Родильный дом в Жданове.

- У-а! У-а!

- Поздравляю, у вас мальчик! Богатырь! Имя-то уже выбрали?

- Да, выбрали. Вася…

Будущий разрушитель канонических поз советского интима Вася Пичул до 17 лет проживал в Жданове. После окончания школы рванул в Москву. И, как говорится, в москвичи. Шаг за шагом. Шаг первый. Алё, Марлен Хуциев ищет таланты! Шаг второй. ВГИК. Шаг третий. Реальный ждановский пацан ищет реальную москвичку! Шаг четвёртый. Есть контакт! Шаг пятый:

- Не бойся, Маша, я Дубровский! Тьфу ты! Я Вася Пичул!

- Здравствуйте, молодой человек!

- Познакомься, Вася. Это мой папа – Александр Григорьевич Хмелик.

- Как же, знаю. «Ералаш», «Безымянная звезда», «Иван да Марья»… Как же, как же…

- Да не ссы ты, пацан! Я сам из Алупки!..

Короче, повёз Василий Марию в Жданов – знакомить с родителями.

Пейзажи и нравы столицы Приазовья вызвали у Маши Хмелик культурный шок. И случился у Марии дебют – сценарий по имени «Маленькая Вера». А тут как раз Машиного папу назначили заместителем главного редактора киностудии им. Горького. Темку прочухал зять Василий, к тому времени автор парочки короткометражек.

- Александр Григорьевич, это… Есть разговор… Короче, «Маленькая Вера» - наше всё…

Что характерно, Василий как в воду глядел!

Одним словом, начался подбор актёров, а с ним и первые сложности…

- Так-так… От бабы! Сами не понимают, то чего отказываются! Не хотят быть маленькими Верами – и всё тут! – нервничал Василий. – Ладно, подведём итоги… Стало быть, Ирка Апексимова положила «Башню» на моё предложение… Да и Алика Смехова не хочет подругой Верки быть… Тогда… тогда… А тогда я надежды Янки Поплавской «Красной шапкой» накрою! И поделом! А то ещё будут думать, что «Маленькая Вера» - это сказка братьев Гримм! Так, так… Кого там мне подсовывает худрук Лиознова? Наверное, надо прислушаться  к Татьяне Михайловне… Чай, «17 мгновений» - не хухры-мухры… Так… Негода… Наталья… ТЮЗ… Так… «Завтра была война»… Смотри-ка, а сиськи-то неплохие… Короче, с Верой понятно. А в её  подружки я дочку Табакова возьму! Сашку!

Теперь хахаль Веры, Сергей… Может, Серёгу Колтакова позвать? Как он в «Зеркале для героя» сыграл! Впрочем, говорят, какой-то он эмоционально нестабилен… Так, так… Кто там сегодня приходил? Алексеев-Негреба? Нет, не тот типаж… Впрочем, на брата Веры сойдёт… О! А это кто? Так… Андрей Соколов, «Щука», первый курс… Надо бы на пробы позвать…

Да уж, с этими актёрами нервы – как струны! Сколько сил мне стоило уговорить Людмилу Зайцеву сыграть роль матери Веры! Как заладила – «Здравствуй и прощай», «Здравствуй и прощай»! Еле уболтал…

А как некстати заболел Автандил Махарадзе! А я-то думал, что он мне из роли отца Веры второе «Покаяние» забацает! Ладно, попробую князя из «Андрея Рублёва»… 

После этого Василий стал листать сценарий жены.

- Так… Что-то мне не нравится вот это… «Улица города. Вера и Сергей идут, разговаривают…» Нет, надо по-другому! Надо, чтобы он ей вдул! Как говорится, в контексте истории… А почему бы и нет?

Действительно, Вася прав - а почему бы и нет? Тем более что совсем недавно состоялся знаменитый Пятый съезд кинематографистов СССР, который освободил кинематограф от догм и запретов. Как говорится, добралася перестройка и до «кины». Встрепенулись фильмы на «полках»… Прочь запреты! Покажем взаимосвязь полов! Нужно ускорить! Глубже! Ширшее!..

И вышла Вера из пены азовской. И предстал Жданов  городом-уродом. И узрели на экране десятки миллионов зрителей СССР нагие первичные половые признаки своей соотечественницы. И зазвучала песнь боли о деградации простого советского человека. И стала ещё ближе этому простому советскому человеку универсальность обыденного гопничества.

«Маленькая Вера» - фильм-провокация, фильм-манок. Фильм про нашу дурь и нескладность, про неумение слышать. Про неумение понимать друг друга, про неумение слушать друг друга. Про неумение сосуществовать.

«Маленькая Вера» пропитана иллюзиями. Иллюзии приходят тогда, когда уходят последние надежды. Иллюзия подлинности, иллюзия любви, иллюзия выхода. Но когда от веры остаётся только лишь «маленькая Вера» - иллюзии не то, чтобы развенчиваются… Просто иллюзия уклада разоблачает сама себя и души обволакивает взаимная ненависть… И эти дезориентированные души в исступлении хватаются друг за друга, пытаясь спасти в себе остатки своего живого начала. Вот только, как говорится, не судьба…

Юрий Назаров: «Маленькая Вера» - она прозвучала. Я её сравниваю хотя бы с «Ромео и Джульеттой» и с «Рублевым». Почему она проигрывает и тому, и другому? Не потому, что там, к примеру, Шекспир, а здесь всего-навсего Маша Хмелик.  А потому, что и у Шекспира, и в «Рублеве» ужасов, мрака, темноты нашей не меньше, а, может быть, и больше… Но там присутствует и свет, там другой полюс присутствует. У нас этого света нет, у нас только одна темнота…»

Что? Говорите, «Маленькая Вера» - это прошлое? Говорите, СССР канул в лету? Наивные… СССР – это чудовище с головой Гидры . Чудовище, которое прошлым пожирает настоящее…

Комментариев: 49 | Положительных отзывов: 14 | Отрицательных отзывов: 7
Зайди чтобы добавить рецензию

Плейлисты

  • # 944654 thumb

    80-е!!!!!!!!!

    Film261 Followers49

    В этом плейлисте представленны фильмы и мультфильмы, созданные в СССР с 1980 по 1991 годы.
    Многие из них стали классикой кинематографа, некоторые были, есть и будут шедеврами на все времена, некоторые просто интересные, новаторские, неординарные. Вобщем те, которые можно и хочется смотреть и пересматривать много-много раз. (По моему скромному мнению)

    Теги: все в подряд.

    Обновила ner110475 @ больше 7 лет назад.

  • # 720256 thumb

    Советские фильмы

    Film20 Followers3

    Старые, добрые, любимые и знакомые с детства!

    Теги: фильмы, советские, отечественные

    Обновила HelenQueen @ около 3 лет назад.

Комментарии к фильму (96)

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Mon, 21 Nov 2011 21:32:54 +0400
Тигра конопатая писал:

ажиотаж был потому что там был секас и голые тела !!ты что!!этож.. этож уму не постижимо тогда было)))..это то тогда!!когда за триппер на учет ставили !!! если оттуда сообщат!??! этож все !на работе ..выговоры .бла бла ..ой мамочки ))))))

Да это я примерно понял) т.е. не понял, а знаю. Просто виноват не фильм, а стереотипы того времени)

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Mon, 21 Nov 2011 21:42:36 +0400
Profess писал:

Это первый фильм, где ругаются матом, вот и ажиотаж. По-моему, я его с тех пор и не смотрел.

А мне фильм понравился именно реалистичностью. Ничего не причесанно. И лишней чернухи нет. Подумаешь важность - маты mrgreen Это было только один раз и соответствовало контексту ситуации. Пьяный папка орал не вне себя от обиды.

vaxmurka
UserZero писал:

Да это я примерно понял) т.е. не понял, а знаю. Просто виноват не фильм, а стереотипы того времени)

хорошо не прочувствовал )))))

nektoo
  • Киновед
  • Fri, 04 May 2012 10:19:41 +0400
UserZero писал:

Ну за что так на Негоду?) Обычной внешности, баба как баба. А роль сыграла очень хорошо, мне кажется. И не должно быть приятно на нее смотреть - она играла простую малообразованную девчонку. Которая книг не читает, богатого внутреннего мира не имеет. "Парень, девушка, встречаться, секс, любовь" smile

Мое мнение - в конфликте виноват не отец, а Сергей. Вызывающе и высокомерно настолько себя вел, что даже совсем малограмотные и простые люди это ощутили. Если ты считаешь себя интеллигентным и умственно выше - не опускайся до унижения других людей. Тем более если вынужден пользоваться их гостеприимством. Или прояви гордость, уйди. Работай, снимай квартиру. Вот и все дела.

***

"непонятно зачем Сергей вернулся вообще" - отец умер в конце. Отпали все проблемы: и с судом и с жилплощадью, и с алкоголизмом.Таков нестандартный и грустный финал фильма.

***

Фильм - очень неплохая психологическая драма. Для СССР не самая выдающаяся, но в России сейчас даже так и близко не снимают.

Не совсем понятен нездоровый ажиотаж вокруг картины в то время. Обычный фильм про семью, отношения родственников и людей вообще. Мне нравится реалистичность, с какой показан быт.

Кто виноват в конфликте? Я думаю та бездуховность, что царила в этой семье. Где всем друг на друга плевать. Хотя внешне вроде благополучная семья. Вспомни мать, которая утром пришла на кухню (после того, как Вера отравилась) Ведь она даже не почувствовала неладное! Вот это - страшно!
А что Сергей? Конечно в идеале он должен был уйти. Возможно так бы и случилось. Но тут показан момент, когда его всё "достало" . Просто не выдержал. Тем трагичнее всё, что произошло.
Теперь насчет простых людей... Есть люди совсем неграмотные, но до такой степени тонко чувствующие, что диву даёшься. Они любого согреют своим теплом. Так что дело тут не в высокомерии Сергея.
Фильм действительно реалистичный. Тем и силён.

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sat, 19 May 2012 12:11:49 +0400
Myxamor писал:

Кто виноват в конфликте? Я думаю та бездуховность, что царила в этой семье. Где всем друг на друга плевать. Хотя внешне вроде благополучная семья. Вспомни мать, которая утром пришла на кухню (после того, как Вера отравилась) Ведь она даже не почувствовала неладное! Вот это - страшно!
А что Сергей? Конечно в идеале он должен был уйти. Возможно так бы и случилось. Но тут показан момент, когда его всё "достало" . Просто не выдержал. Тем трагичнее всё, что произошло.
Теперь насчет простых людей... Есть люди совсем неграмотные, но до такой степени тонко чувствующие, что диву даёшься. Они любого согреют своим теплом. Так что дело тут не в высокомерии Сергея.
Фильм действительно реалистичный. Тем и силён.

В нем, в нем) Тоже мне, духовный. А семья их... Семья как семья. Живут люди своей жизнью. Одеревенели в быту. Да, книг сроду не читали. Но это не значит, что совсем бездуховные. Влез бесцеремонно в чужой мирок, еще и строит из себя. Так что именно в нем. wink

nektoo
  • Киновед
  • Sat, 19 May 2012 15:14:20 +0400
UserZero писал:

В нем, в нем) Тоже мне, духовный. А семья их... Семья как семья. Живут люди своей жизнью. Одеревенели в быту. Да, книг сроду не читали. Но это не значит, что совсем бездуховные. Влез бесцеремонно в чужой мирок, еще и строит из себя. Так что именно в нем. wink

Я и не говорю, что он очень чуткий. wink Просто у меня по фильму сложилось впечатление, что Сергей вынужден был вести себя так. Хотя, конечно, он тоже не идеал. ) Мне кажется, что нельзя только его одного винить в случившемся. А семья мне эта не понравилась. Как можно не замечать, что делается у тебя под боком? "Одеревенели в быту" ...? Если этим их оправдывать, то что за дети вырастут вот в таких семьях? Знаешь, у меня бабушка окончила пол-класса церковно-приходской школы. Но даже она не была такой непробиваемой, как эти люди. Хотя, в чем-то ты прав. Возможно фильм заставляет людей посмотреть на себя со стороны. Ведь таких семей много.
Наверно надо фильм снова пересмотреть, более вдумчиво. Но, думаю, первое впечатление самое сильное. confused

drei_Kameraden
  • Кинокритик
  • Sat, 19 May 2012 17:19:41 +0400
Myxamor писал:

Я и не говорю, что он очень чуткий. wink Просто у меня по фильму сложилось впечатление, что Сергей вынужден был вести себя так. Хотя, конечно, он тоже не идеал. ) Мне кажется, что нельзя только его одного винить в случившемся. А семья мне эта не понравилась. Как можно не замечать, что делается у тебя под боком? "Одеревенели в быту" ...? Если этим их оправдывать, то что за дети вырастут вот в таких семьях? Знаешь, у меня бабушка окончила пол-класса церковно-приходской школы. Но даже она не была такой непробиваемой, как эти люди. Хотя, в чем-то ты прав. Возможно фильм заставляет людей посмотреть на себя со стороны. Ведь таких семей много.
Наверно надо фильм снова пересмотреть, более вдумчиво. Но, думаю, первое впечатление самое сильное. confused

Вынужден?! Тогда за столом у родителей - можно было и приветливее себя вести. Даже братик не сдержался а потом замолчал. Извинились даже перед ним. Наклал с прибором людям на голову с самого начала, чего удивляться потом что так пошло?

nektoo
  • Киновед
  • Sat, 19 May 2012 18:11:18 +0400
UserZero писал:

Вынужден?! Тогда за столом у родителей - можно было и приветливее себя вести. Даже братик не сдержался а потом замолчал. Извинились даже перед ним. Наклал с прибором людям на голову с самого начала, чего удивляться потом что так пошло?

Я уже не помню всех подробностей фильма. Давно это было. arrow Поэтому не буду спорить. Пересматривать что-то сейчас не хочется. Настроение не то. )) Понимаю твой "праведный гнев" на поведение чужака в семье. wink

nektoo
  • Киновед
  • Sun, 17 Jun 2012 16:24:38 +0400
UserZero писал:

Вынужден?! Тогда за столом у родителей - можно было и приветливее себя вести. Даже братик не сдержался а потом замолчал. Извинились даже перед ним. Наклал с прибором людям на голову с самого начала, чего удивляться потом что так пошло?

Ты наверно не заметил, что Сергей и Виктор раньше были знакомы и возможно вели похожий образ жизни (раньше). Вспомни встречу в общежитии, где жил Сергей... когда там была Вера. Брошенное Виктором: "Где наш тигр? Где бьется сексуальный пульс нашей общаги? ... " Все ответы Виктору тогда были всего лишь защитной реакцией, фарсом. Все эти разговоры о свадьбе. Разве нет? Поэтому Сергей заранее был готов к предстоящей встрече с родителями как к спектаклю с плохими актерами. Возможно он думал, что на этом все кончится. Но спектакль продолжился.
А вернулся Сергей не потому, что отпали проблемы. (Мы не знаем вернется он вообще или нет) Ему просто "страшно стало" (с) скорее всего за Веру.
Вот такие мои мысли после повторного просмотра... confused

nektoo
  • Киновед
  • Fri, 22 Jun 2012 09:56:01 +0400
UserZero писал:

Вынужден?! Тогда за столом у родителей - можно было и приветливее себя вести. Даже братик не сдержался а потом замолчал. Извинились даже перед ним. Наклал с прибором людям на голову с самого начала, чего удивляться потом что так пошло?

Также как и они "наклали" на него и свою дочь. Ведь всё должно быть как у людей! А для этого можно поунижаться, потерпеть. А потом, после свадьбы, трава не расти! Плевать на них! Пример - братик. Сыграли свадьбу...а потом... несчастные люди, которые только делают видимость семьи. Что лучше, вот такое вранье или грубая правда?

Добавить комментарий