Режиссёр: Педро Альмодовар
Актеры: Хорхе Побес, Мариам Башир, Приссила Дельгадо, Бланка Парес, Бимба Бозе, Хоакин Нотарио, Сара Хименес, Рамон Агирр, Рамон Ибарра, Мария Мера, Паки Оркахо, Чарли Чента, Джимена Солано, Лола Гарсия, Давид Дельфин, Лупе Рода, Елена Бенарроч
В свои 66 знаменитый киноскандалист Педро Альмодовар, прославившийся эпатажными гротескными комедиями о постфранксистско-постмодернистской культуре, видимо, решил сбавить обороты и остепениться. Его «Джульетта» – это медитативный детектив с последовательной повествовательной линией и почти без резких эмоциональных движений. Альмодовар наконец успокоился и задумался о деформации семейных ценностей, которую тоже можно трактовать как излюбленную режиссером социальную девиацию. Только теперь этот озорник не глумится, не надрывно плачет и не истерически хихикает, а скорее утирает платком слезы матери.
Из фильма в фильм испанский режиссер с кропотливостью юного натуралиста исследует женщину и пресловутую загадку. На этот раз в линзу его микроскопа угодила тема отношений матери и дочери, давших трещину, основанную на чувстве вины. Казалось бы, тема для режиссера-мужчины сомнительная, но Альмодовар подготовился и предварительно изучил творчество современной канадской писательницы Элис Манро, лауреата Нобелевской премии по литературе. На трех ее рассказах, тематически объединенных одним персонажем, и основан сюжет «Джульетты».
Дочь главной героини в 19 лет уехала в некое «религиозное убежище» и больше не попадалась на глаза матери, забыв о всяческой ответственности и долге. Спустя 12 лет Джульетта (Эмма Суарес) случайно встречает на улице детскую подругу дочери, которая недавно видела ее, живую-здоровую и с двумя детьми. Это событие в корне меняет планы взрослой женщины, уже научившейся жить без дочери, и вынуждает ее сесть за мемуары. С этого места начинается большой флэшбэк длиной в целый фильм.
Нечто отдаленно похожее мы уже видели в картине «Все о моей матери». Только там мать изучала дневник погибшего сына, мучимого вопросами об отце. Теперь же Альмодовар приглашает нас заглянуть в этот дневник с другого ракурса: мать сама рассказывает об отце пропавшей дочери в дневнике-письме. Под нагнетающую саспенс музыку зритель внимательно следит за тем, как Альмодовар дрожащими пальцами распутывает этот биографический клубок, в который натыканы эмоциональные иголки.
В новом фильме, увы, не будет ни любимых режиссером трансвеститов, ни проституток. Но это не делает «Джульетту» слезливой мелодрамой для похода в кино с родителями. Альмодовар остается верен себе и добавит перцу даже в классическую игру в дочки-матери. Героиня с литературным именем Джульетта – школьная учительница словесности. Но выглядит она скорее как группи или молодая Мэг Райан, на то и лихие 70-е: кожаная миниюбка, яркие колготки, обтягивающий свитер с геометрическим принтом,и – непременный атрибут женщин Альмодовара – красная помада.
Сценарий фильма – квест для тех, кто не прогуливал уроки литературы в школе. Своим ученикам Джульетта с упоением рассказывает об Улиссе, променявшем вечную молодость нимфы Калипсо на море с приключениями – характеристика самой героини. С будущим мужем она знакомится в метель, в поезде, который сбил человека: мы-то еще со времен «Анны Карениной» знаем, что такие встречи не предвещают ничего хорошего. Да и само имя героини облечено литературным смыслом. Шекспировская Джульетта, если помните, пыталась убедить всех, что она мертва, а в итоге из-за нее погиб Ромео. Это очередная подсказка для внимательных.
Не заскучают и визуалы, азбуке предпочитающие палитру. Известный эстет, Альмодовар смакует краски и планы, в которых угадывается то Дали и Пикассо (режиссер неплохо пиарит земляков), то Климт и Мондриан. В фильме очень много красного цвета, выражающего не то страсть, не то опасность. Фактически вся эмоциональная истерика уходит в цвет, в обои под хохлому, на фоне которых разворачиваются события. Режиссер-художник не ограничивается колористикой: на экране то и дело мелькают треугольники. В сюжете герои тоже скомпонованы по трое, в зависимости от социальных ролей: Джульетта, ее дочь и мать; Джульетта, дочь и муж; любовный треугольник с подругой мужа, Джульетта, дочь и подруга дочери… Все эти острые углы и неравнобедренности создают драматургическое напряжение в фильме. Вина перед матерью переходит из поколения в поколение: сначала Джульетта забросила мать, потом ее дочь отплатила тем же. Измены мужа жене – тоже задвоенный в фильме мотив.
Но ведь это и есть наша жизнь, которая так поразила Альмодовара, привыкшего рассказывать о трансвеститах и проститутках. Детективная загадочность и психологический надрыв, когда озадаченный зритель начинает кусать ногти, потому что не может четко сказать, что произойдет дальше, досталась «Джульетте» по наследству от «Кожи, в которой я живу». А весь фарс Альмодовар, похоже, истратил на «Я так возбужден», в котором критики увидели пародию на политическое устройство европейского общества. Теперь для Альмодовара пришло время поговорить серьезным языком о делах семейных. С любопытством мальчика, который наковырял в земле жука и разглядывает его, держа за крылышко, режиссер рассматривает обыденность, подкрашенную в Призме. Без истерик на экране, без инфарктов в зале, режиссер уже не так возбужден (все-таки возраст солидный), а женщины больше не на грани нервного срыва, а научились как-то справляться со своими чувствами. В фильме много детей и мало психов, хотя загадок и странностей хватает. Оказывается, и такая жизнь может представлять интерес для испанского повесы. А нам, зрителям, посмотреть на себя со стороны, в интерпретации Альмодовара, интересно вдвойне.
Героиня на Киру Найтли похожа.
Героиня на Киру Найтли похожа.
Кира Найтли на героиню похожа!
Кира Найтли на героиню не похожа.
Посмотрели с женой ее ПЕдора Альмодовара.)))
Ну норм. для одного просмотра. История в принципе интересная.
Героиня на Киру Найтли похожа.
На Сергея Зверева. Чуток...
У Альмодовара все фильмы замечательные и этот не исключение!
Прекрасный фильм. Спасибо!
Такой же неестественный, как Век Адалин. Самый худший из всех фильмов режиссера. Он намерено рассказал историю так, как её могла бы рассказать 13-летняя школьница.
Люблю Альмадовара за его самобытность. Фильм-целая жизнь, трогает за душу.