Режиссёр: Микеланджело Антониони
Актеры: Лилла Бриньоне, Мирелла Риччарди, Сайрус Элиас
Согласитесь, непросто достигнуть пункта назначения для человека, определившего приоритеты и ищущего самовыражения. А если цели нет или… правильнее будет сказать, цель неопределенна, все только на уровне внутренних ощущений, импульсов, колебаний? Тонкость воспроизведения картины жизни зависит от внутренних позывов и восприятий. А желания? Желания по-своему трактуют важность происходящих событий и определяют степень их значимости. Поступки, действия, слова уже находятся в поисках пути, ведущего к пункту назначения, очертания которого часто являются лишь иллюзией и не всегда появляются на горизонте, а если и появляются, то в видоизмененной форме.
Герои Микеланджело Антониони, в его картинах, находятся в постоянном поиске ответов на вопросы, стремясь построить свой собственный мир и обрести гармонию жизни.
«Затмение», на мой взгляд, - размышления автора, остановившегося на каком-то отрезке пути, чтобы запечатлеть мгновения, по сути, не являющиеся громогласными, всего лишь относящиеся к беспрерывному течению событий из которых и состоит наша жизнь. Все имеет свое начало и свое завершение, поэтому, любое стремление изменить эту закономерность заканчивается неудачей. Но любое завершение – дорога к новому началу. И кто не верит, что это новое будет в тысячу раз прекраснее? Она верит...
Женщина в картине Антониони всегда в центре, ее право играть главенствующую роль не оспаривается. Поэтому, игра мужчин-актеров не то, чтобы тускнеет, а становится второстепенной. И даже Ален Делон воспринимается просто как красивый мальчик, без которого кадр не получился бы столь завершенным, не более того.
ПРОЩАНИЕ С РИККАРДО. Вот она поворачивает голову, медленно окидывает глазами комнату, медленно подходит к окну. Ночь утратила прежнюю силу. За окном медленно просыпается день, это «медленно» превращается в вязкую суспензию, в которую героиня погружается все глубже и создается впечатление, что финальные слова прощания так и не прозвучат.
- Ты меня не любишь...?
- Не знаю.
- Когда ты разлюбила меня?
- Не знаю.
Объяснения слишком скупы, слова ничего не объясняющие, только еще больше вносящие неясность.
ВИТТОРИЯ. Мужчине трудно понять такую женщину, но и трудно устоять перед ней. Виттория живет в своем странном мире, в котором не хватает… поддержки, любви, счастья? Ей и самой трудно разобраться, но ощущение неудовлетворенности выступает на коже, читается по глазам, узнается по стуку каблучков. Она немногословна, и, чтобы увидеть целостность ее образа, приходится собирать его, как пазл из множества мелочей и подсказок, оставленных режиссером. Жара и звук вентилятора указывают на эмоциональное истощение и усталость тела, разговоры об Африке в обществе подруг, фотографии, переодевание и африканский танец – на желание убежать, оказаться там, где «меньше задумываешься о счастье». Находиться рядом с героиней Микеланджело Антониони, словно совершать полеты во сне и наяву.
ЗАТМЕНИЕ. ПЬЕРО. Что такое затмение? Когда одно небесное тело закрывает другое. Известно школьнику. Если же попытаться рассмотреть определение «затмения» в контексте фильма, можно отметить следующее:
1. Главная героиня на протяжении всего действия находится в поисках чего-то. Это что-то она нашла в романе с Пьеро – коротком, ярком, необычном. Похоже на затмение?
2. Пьеро работает на бирже, он делает деньги. Виттория думает о счастье да цветочках, материальное ее не интересует. Духовно она намного выше, ее свет затмевает его. С самого начала их знакомства возникает ощущение, что он слишком прост для нее, что все происходящее между ними – затмение.
3. Биржа, где все суетятся, затем, в конце фильма – улицы, прохожие, у каждого своя жизнь, никто не обращает ни на кого внимания. Значит, необходимо событие, - рождение, смерть, …, - способное заставить человека отвлечься, покинуть скорлупу зацикленности на самом себе. Затмение – событие! Его наблюдают вопреки всему, оно заставляет человека остановиться, забыть о том, что было «до», а после – снова в омут жизненных страстей! Вывод: человечеству просто необходимы минуты затмения, чтобы увидеть то, что в суете часто остается незамеченным.
Мне совершенно не надо знать какой бюджет этого фильма, чтобы понять: количество кинолент такого уровня, выпускаемое в прокат сегодня, – ничтожная цифра. Мне совершенно не надо знать о роли спецэффектов в кинематографе, чтобы понять: мастерство не купишь ни за какие деньги. Время утекает сквозь пальцы, как песок. Осень сменяет лето, затем приходит зима, а за ней весна, и снова по кругу. Так проходит жизнь. Режиссера «Затмения» уже нет, но остались его работы – то ценное и настоящее, что восхищает и, я надеюсь, не только меня!
Фильмы, рекомендуемые к просмотру фотографам, художникам, операторам.
Ооооооо! Это классика мирового кино! Обязательно буду смотреть.
занудный! мне не понра!
качайте не пожалеете
Фильм видел очень давно, но не забыл чувства восторга от высокохудожественного кинопроизведения.
Схожее чувство я испытал от "Профессия: репортер" Антониони, но что-то этот фильм не выкладывается для любителей настоящего киноискусства.
Мало все таки у нас любят классику.А ведь отличный фильм!!!Спасибо.
Мало все таки у нас любят классику.А ведь отличный фильм!!!Спасибо.
Да нормально любят) просто очень много людей если "нипоняяятно" или те кто вобще не смотрел( просто увидел что фильм Ч/Б ) сразу орут что всё плохо и т.д. )
скажу честно, я не особо понимаю смысл всех этих высокоинтеллектуальных фильмов Филини, Антоннини..., именно это кино смотрела раза три, но так как-то и не поняла зачем, что и почему, один раз даже видела на итальянском... но тем кому нравится, когда ему выносят мозг понравится по любому
Смотрел давно, но впечатления фильм произвел. Иногда не надо искать смыслов в "высокоинтеллектальных" как многие выражаются произведениях. Почуствовать ткань кинокартины действительно подчас бывает не просто, однако если интересно понять того или иного режиссера перед просмотром устройте себе маленький ликбез и почитайте что-нибудь в интернете. Если же кино воспринимается только как развлекуха то смотреть такого плана картины не советую действительно покажется очень скучно, таков Антониони с медленными плавными кадрами и неторопливым повествованием.
надо смотреть
Антониони есть Антониони!Однозначно 10!
Если Вы хотите начать разбираться в ХОРОШЕМ КИНЕМАТОГРАФЕ смотрите подобные фильмы!