Трагикомедия «Фагот» режиссёра Бориса Гуца в своём небогатом киноуикенде в ноябре 2018 года (хотя да, стартовала вместе с "Богемской рапсодией") оказалась в российском прокате в тот момент одной из самых интересных премьер. Это, например, мнение критика Антона Долина. Не забывайте и про приз зрительских симпатий фестиваля "Окно в Европу", на который в принципе режиссёр сам не рвался, но приглашение принял с удовольствием.
Гуца я знаю лично и поэтому в рецензии пристрастен. Но эта его картина и в самом деле показалась мне интересной, ещё и когда выяснил, какие курьёзы имели место на сьёмках.
Широкому же зрителю она может быть интересна, например, тем, что это первый полнометражный российский фильм, который полностью снят на «Айфон». Принципиально – именно так. Более того, и следующий свой фильм Борис тоже планирует снимать на него. Проще, дёшево, хотя на съёмках «Фагота» с этим была связана пара курьёзов.
В некоторых эпизодах действительно видно, что снято это вроде бы не на обычную камеру. Ну а чаще всего ты ничего такого не заподозришь.
Как и предыдущий фильм Гуца «Арбузные корки», «Фагот» снят на небольшие деньги, но и по задумке большой бюджет тут не нужен. Даже голос другу главного героя, появляющемуся в действии только по телефону, омич дал свой.
История камерная, малолюдная, и помимо концовки с кадрами городского праздника, где на экране появляются обычные москвичи, в остальном действующие лица – женщины, которых немного.
Но съёмка как бы от первого лица – главного героя, молодого парня Максима (Александр Дривень). Самого его мы в лицо так и не увидим. И это – «фишка» и интрига не меньше, чем съёмка на «Айфон», уже ради этого фильм посмотреть стоило бы. Честно говоря, непонятно, как это было достигнуто, если известно, что оператором был всё же не исполнитель роли.
Так вот, героини-женщины – это любовница Максима Оля (Анастасия Пронина), сестра (Ольга Кавалай-Аксёнова), мать (Юлия Ауг) и коллега Тамара (Анна Даукаева). Еще по телефону появляется начальница Жанна Петровна – настоящее воплощение капитализма, человек, у которого наёмные работники должны быть готовы поработать в любое время суток, а взять отпуск вообще не имеют права. Кому-то знакомо – согласитесь? Все героини и сам Максим оказываются людьми довольно странными. Нет, без мистики, но все с каким-то своим бзиком, чаще всего смешным.
Главная проблема, вокруг которой всё завязывается и далее развивается – ревность и скандальность Оли. Из-за неё Максим и решает с девушкой расстаться. Но не от большого ума думает, что просто так это сделать не получится и причина для прекращения отношений нужна просто железная. И он придумывает – надо объяснить, что он на самом деле гомосексуалист. Срабатывает? Более чем…
Смешно? Глупо? Совсем глупо? Но это же комедия и режиссёр у неё – Борис Гуц, который может наделить своих героев очень странной логикой. Природа этой странности не такая уж, наверное, как у Тима Бёртона, но не менее интересна.
Цитата
- Ну вот в кого ты уродился? В церковь не ходишь, арбузы не ешь. Крымские.
То есть с одной стороны Максим способен на глупые поступки, с другой – он чем-то всё равно необычен, начиная с объяснения названия фильма. Фагот – именно на этом инструменте он учился играть в музыкальной школе. Не то что бы инструмент приравнивается к человеку, но деталь интересная. К тому же это только часть его бэкграунда, который на поверку оказывается этаким небольшим сборищем скелетов в шкафу.
В очередной раз режиссёр набрал в диалоги фрагментов своего общения с друзьями и знакомыми, при этом сделав уместными именно для этого сюжета и этих обстоятельств.
Будет и неожиданный поворот в финале, но раскрывать его я не буду. Он будет говорить прежде всего о самом важном в картине – настоящей любви либо нет вообще, либо найти её очень трудно. Типична ли такая постановка вопроса для нашего общества? Может быть. Но может быть, она в гротескном виде показана нам тут именно в данной картине и больше с целью констатации, чем осуждения.
Но главное – что режиссёр шутит в одном эпизоде и над самим собой («режиссёры эти озабоченные» - говорит в одном фрагменте сестра героя). Сразу засмеёшься, помня любовь Бориса к эротике в кино, из-за которой у ревнителей морали во многом сложилось о нём некоторое предубеждение.
Предупредим, да – аудитория фильма начинается от 18 лет, но все апеллирования постановщика к эротической теме всё-таки интеллигентнее и сдержаннее, чем неприличные шутки в «Комеди клабе» или комедиях, которые снимают бывшие КВН-щики. Они не в лоб, но смешны где-то даже больше.
Да, и ещё – в шутках над современностью фильм затрагивает (не скажу «осмысляет») интернет-культуру и это заигрывание со зрителями тоже веселит, а кого-то вообще может очаровать. Как это происходит – лучше увидеть.
Комментариев: 32 |
Положительных отзывов: 5 |
Отрицательных отзывов: 0
Рецензия готова.
Скоро будет!