Давно не видел столь красивого и столь точного в деталях фильма, где в центре внимания - выламывающееся из всех рамок приличия поведение двух молодых людей в трех европейских столицах - Париже, Брюсселе, и в Лондоне. Оператор – грек Гиоргос Арванитис. Режиссер из Польши – Агнешка Холланд. Актеры – англичанин, француженка и американец. Время действия – начало семидесятых годов XIX века. Главные герои – великие французские поэты Поль Верлен и Артюр Рембо.
Комментарии, которыми сопровождается этот фильм в КиноКопилке, настраивают на тревожный лад.
Фильм, снятый 15 лет назад, смотрел сегодня впервые и испытал некий эстетический шок. Впечатление какой-то реинкарнации этих двух самых ярких представителей декадентского искусства времен краха Второй империи. Во-первых – молодой Ди Каприо удивительно похож на фотопортрет Артюра Рембо. Дэвид Тьюлис тоже соответствует внешнему виду Поля Верлена. Разница в возрасте этих поэтов в 10 лет. Во- вторых - в картине, посвященной поэтам, не звучит ни одной поэтической строфы. Но, как ни странно, этого здесь и не нужно. Поэты французские, а фильм англоязычный. А конгениальных переводов этих поэтов я не знаю. Увы, поэзия вообще непереводима!
Много есть фильмов-биографий о знаменитых полководцах, государственных деятелях, изобретателях и ученых. О знаменитых музыкантах, артистах или спортсменах. Но рискованное это занятие делать биографические фильмы о великих, тем более, о гениальных художниках, писателях и поэтах. Я считаю этот фильм одним из самых удачных. Но понимаю, что более чем эксцентричные выходки этого вшивого (буквально) мальчишки из провинции, ворвавшегося в размеренную жизнь меланхоличного парижанина, вызывают порой яростное возмущение и протест. Невозможно назвать актерской игрой то, что творит на экране американский юноша с итальянскими корнями – Леонардо Ди Каприо. Это подлинное перевоплощение в тело и душу Артюра Рембо – поэта, сотворившего за три-четыре года революцию во французской поэзии.
…Одежка ветхая с дырою на спине.
Я – Мальчик-с-пальчик, шел себе, рифмуя,
И на Большой Медведице ночуя,
Я слышал песни в звездной тишине.
Я слушал их, присев на край дороги,
Гудели, ныли, стоптанные ноги,
В траве дрожали капельки росинок
Живой водой, и я писал стихи,
Как струны лиры, дергая шнурки,
Моих израненных дорогою ботинок.
(перевод И. Бойкова)
Поэты, если они настоящие поэты, а не авторы государственных гимнов в трех редакциях, обычно долго не живут. Поэты в жизни редко бывают людьми приятными во всех отношениях. За поэтов не советую выходить замуж. Всякий творческий человек – это уже отклонение от обыденной нормальности, а поэт – тем более!
Авторы фильма отказали себе и нам в удовольствии показать Верлена и Рембо на ярком фоне парижской богемы, где в эти годы начиналась живописная революция импрессионистов. Короткий эпизод встречи с поэтами-символистами, которая закончилась скандалом. Скандалы, стычки, членовредительство, драки и даже стрельба сопровождают в течении всей картины эту странную дружбу-любовь, продлившуюся три года. Поэзия тому причина. Странная это материя. Прекрасная и отвратительная, бесполезная, а порой и гибельно вредная, как алкоголь, как табак, как наркотики.
Меланхолия – лейтмотив Верлена. Озарения – Рембо. Ярчайшая вспышка - после которой - темнота и пустота. И больше нет места поэзии! И больше нет места любви! И самой жизни больше нет!
P. S. И еще, - прошу тех, кто посмотрел фильм "Полное затмение" перечитать или открыть для себя поэзию Рембо и Верлена, переводов на русский довольно много, а "Пьяный корабль" в Интернете опубликован чуть ли не в полусотне переводов. И обратите внимание на творчество Агнешки Холланд, режиссера этого фильма. Это целый пласт в истории польского, европейского и мирового кино.
Фильмы, в которых тем или иным образом затрагивается тема поведения, отличная от гетеронормативной модели.
Документальные и художественные фильмы про реальных писателей.
Авторский вымысел, типа "Ворон" или "Пушкин, Последняя Дуэль", не добавляю..
Посмотрите !!!
Лео.... Сейчас буду качать)
про голубков небось ?
Смотрела фнльм лет 15 назад-игра Ди Каприо великолепна.Впечатление от просмотра было сильным.Интересно посмотреть сейчас-скачаю!
символисты...особенно мне нравится Верлен. так что с чисто литературной точки зрения интересно)))
про голубков небось ?
Да... Ахтунг драма...
Тот ещё глиномес)
Видела по телеку. На что не люблю Дикаприо, но здесь он на месте. Всем своим видом внушает отвращение. Здесь все сошлось: и вид и роль. Фильм отличный. Качаю.
Да... Ахтунг драма...
Тот ещё глиномес)
Скорее про любовь - ненависть.
Спасибо, слышала про этот фильм, давно хотела посмотреть. Ди Каприо поразил достойной игрой в "Гилберте Грейпе", может и здесь порадует, в так сказать, "досопливом периоде".
Атмосферная(мухахахахгыгы)драма.