Режиссёр: Деннис Хоппер
Актеры: Антонио Мендоза, Мак Мешуриан, Уоррен Финнерти, Тита Колорадо
Не слишком удачное русское название – «Беспечный ездок». Правильнее было бы сказать – «Беспечные наездники».
Казалось бы, перед нами рекламный фильм о великолепных американских мотоциклах фирмы «Харлей-Девидсон», о замечательных американских дорогах, которые проложены через величественные пустынные просторы… Каньоны, реки, мосты, леса, прерии. Камера оператора Ласло Ковача создает кадры достойные рекламы туристических агентств, приглашающих в увлекательное путешествие вместе с двумя славными парнями по прекрасной стране Америке, под аккомпанемент современной музыки, которую исполняют лучшие рок-группы США.
Так красиво разворачивается под солнцем лента дороги! Такие интересные встречи с приятными людьми: благочестивыми тружениками-фермерами; пестро одетыми длинноволосыми хиппи, живущими коммуной; с веселыми девицами во время карнавала в Новом Орлеане; ночевки у костра под звездным небом; купанье нагишом в горной реке! Праздник жизни – да и только! Только, если бы у фильма не было пролога…
В первых же кадрах фильма, еще до вступительных титров, мы наблюдаем во всех подробностях операцию по доставке из Мексики в США партии наркотиков. Встреча на аэродроме с наркодилерами, проверка качества, передача денег из рук в руки, укрытие свернутых в трубочку купюр в недрах бензобака новенького мотоцикла, раскрашенного в цвета национального флага. Дело сделано – пора на заслуженный отдых. Наркокурьеры превращаются в беспечных мототуристов.
Стройный, высокий, погруженный в себя парень по прозвищу Капитан Америка и его приятель Билли, говорун и простак, бок о бок, колесо в колесо, едут себе, никого не трогая, по просторам южных штатов с запада на восток на сверкающих никелем и лаком новеньких мотоциклах, надеясь посмотреть в Новом Орлеане ежегодный карнавал – Марди Гра.
Культовый фильм начала семидесятых годов. Странный, неправильный фильм с бесхитростным сценарием. И актеры не играют даже, а как бы проживают в образах своих современников и ровесников этот долгий путь с начала и до конца. Сам режиссер Денис Хоппер играет Билли. В роли Капитана Америки – продюсер фильма, Питер Фонда. Таковы два главных героя. Хотя… разве можно назвать героями двух парней, которые промышляют перевозкой наркотиков? Мерзкие подонки! Отщепенцы! Они не только перевозят и перепродают зелье, но и сами ни дня не обходятся без травки! Но почему же мы должны им симпатизировать? Почему мы обязаны им сопереживать? Почему нам надо беспокоиться за судьбу этих беспечных наездников? А ведь симпатизируем, и сопереживаем, и беспокоимся.
Абсолютно неправдоподобный сюжет. Путешественникам - тихим, вежливым, которые вполне платежеспособны, отказывают в ночлеге в придорожном мотеле, их не желают обслуживать в кафе. В одном из городков их даже сажают в тюрьму. Неизвестно, чем они питаются в пути. Только смакуют косячок перед сном у костра. Помнится, в начале пути они пообедали в семье гостеприимных фермеров. В коммуне хиппи их накормили пищей из продуктов, которые своими руками вырастили на скудной почве современные беглецы от цивилизации больших городов. Почему же так? Потому, что чужие!
Здесь, в глубинке южных штатов вокруг заезжих чужаков сгущается атмосфера неприязни и недоверия. Звезды и полосы на бензобаке мотоцикла, на шлеме у капитана Америки. «Гляди, у них флаг северян! Янки!» - с ненавистью отзываются о них обитатели глухого захолустья.
Местный житель, пьянчуга-адвокат, с которым ребята переночевали в тюремной камере, человек образованный, пытается им объяснить особенности южного менталитета. Ему самому до тошноты надоела жизнь в городке под опекой богатых родителей, с туповатыми и ограниченными обывателями, и он, очертя голову, пускается с ними в дорогу. Почти сорок лет назад в этом фильме я увидел впервые на экране Джека Николсона и, помню, что он мне тогда показался не актером вовсе, а выхваченным из жизни типом. Настолько живо и естественно он говорил и держался. Жаль, что его «беспечное» путешествие окажется таким коротким!
Увы, фильм неотвратимо катится к неожиданному и, все-таки, предсказуемому финалу. Финалу, никак и ничем не связанному с памятным нам прологом. И потому столь ошеломляюще непредсказуемой и нелепой кажется роковая встреча на пустынной дороге с грузовичком, в кабине которого сидит парочка деревенских балбесов с дробовиком.
Оглушительный успех в США и по всему миру этой картине принесли не только яркая картинка и динамичный сюжет. Значительной части успеха фильм обязан своему саундтреку, в которым звучат песни ведущих рок-групп того времени: The Stepenwolf, The Byrds, The Jimi Xendrix Experiens, Roger McGuinn и др. Диск с музыкой был издан огромным тиражом. Фильм безоговорочно был принят поколением, которое увидело в кино самих себя. Странно, что немного ранее оно довольно прохладно отнеслось к фильму о молодежи современной Америки, который был снят «иностранцем» Микеланджело Антониони - «Забриски Пойнт».
Один из ранних шедевров американского кино назывался «Нетерпимость». Это название целиком могло бы подойти к шедевру семидесятых годов о беспутных и беспечных наездниках по просторам Америки.
Коллекция культовых фильмов плюс размышления на тему, какие фильмы можно отнести к этой категории.
Cult films - кинофильмы, оставившие заметный след и (или) повлиявшие на тенденции развития кинематографа, а также на развитие поп-культуры, моды, музыки и т.п. В том числе, это и фильмы революционные по технической части для того времени, в которое они были созданы.
Фильмы, которые в той или иной степени раскрывают байкерский мир...
(А также картины, в которых просто фигурируют мотоциклисты не на последнем плане)
Николсон Батя)
классика!!!!
Спасибо Бизон! Еще "Ангелы Ада на колесах" мона
качаю полюбому
неплохой фильм.
это очень хороший фильм!!!!
класс спасибо
Я только что в КиноФорумах песню из этого фильма выложил!!! "Steppenwolf - Born To Be Wild"
Отличный фильм. Большое спасибо, Бизон.
Культовое кино, мне думается многие мотоциклисты до сих пор смотрят его с упоением, немного наивное и грустное, но очень классное, чего только стоит песня Марса Бонафера "Born to be wild"