«Что ж вы ботик потопили? Был в нём новый патефон… И портрет Эдиты Пьехи, и курительный салон…» - Юрий Визбор.
По жанру «Три тополя на Плющихе» - это амальгама домашней ветчины, мелодрамы, арт-хауса, четвёртой суры Корана и основ гендерной философии. Проблему гендера Татьяна Лиознова, режиссёр фильма, ставит ребром прямо на мизогинию. «Здесь живёт Эдита Пьеха?» - как бы спрашивает она зрителя. «Нет, здесь живёт иди ты… нежность!» - без запинки отвечают ей благодарные зрители. После чего с пронзительной трогательностью промакивают увлажнившиеся уголки глаз. И трепетно – как героиня Татьяны Дорониной Нюра - прикрывают подрагивающими ладошками свои рты…
Лао-цзы был прав: домашняя ветчина полезна, но духовное – есть суть бытия. Горшок изготовлен из глины, но внутри пустота и она составляет суть горшка. Дом состоит из стен, окон, крыши, но именно пустота внутри составляет суть дома. Голова человека изготовлена из кости, но вся суть в том, что внутри - пустота.
«Три тополя на Плющихе». Первозданность чёрно-белой коровы. Безмятежность деревьев с чёрно-белой корой. Нерастраченная радость собаки, возникшей из заоконного деревенского простора. Неровное пунктирное дыхание Татьяны Дорониной. Что-то, что не может найти трансцедентного выхода. Что-то, что зависло между жанрами, стилями, направлениями, между прорывающимся наружу авторским началом и всё обволакивающей мифологией времени. И выходящий из берегов хмель человеческой грусти…
Муж главной героини Григорий Распутин… Путин… – некая смесь Артура Шопенгауэра, который считал, что женщина по своей натуре обречена на повиновение, и Фридриха Ницше с его «Ты идёшь к женщине? Не забудь плётку!».
Сюжет фильма «Три тополя на Плющихе» прост: в Москву из деревни продавать домашнюю ветчину приезжает замужняя человек-жОнщина и мать двоих детей Нюра. Там она сядет в машину к интеллигентному грустному таксисту в исполнении Олега Ефремова, и он пригласит её в кино.
Но режиссёра Татьяну Лиознову не интересует сюжет, её интересует непосредственно сама геометрия кино. История про то, что прямые могут не пересекаться, а только слегка касаться друг друга. Затаив своё дыхание, но совсем не думая утаивать дыхание Татьяны Дорониной, Лиознова режиссирует нарратив в формате «You are my heart, you are my soul»: «Сердце моё мирозданью в такт стучит. В сердце моём глубоко огонь горит. В сердце моём глубоко желание кричит… В своих фантазиях я живу, в своих, живу в своих мечтах…»*
Потрясающая операторская работа Петра Катаева. Насыщенность и глубина. Лаконизм и глаза Олега Ефремова. Всмотревшись в которые, внимательный зритель может увидеть в них со спины самого себя, смотрящего попеременно то в глаза Камю, то в глаза Сартра. Которые, в свою очередь, проглядели все свои экзистенциальные очи на человека-жОнщину, ретранслирующую песню «Нежность»…
«Три тополя на Плющихе». Июльский дождь. Три голостволых тополя. 6-й Ростовский переулок, выходящий на Плющиху. Неуловимая Москва, в которую можно выйти и просто пойти. Город открытых окон. Город просторных улиц и дворов, перетекающих друг друга. Город не как конкретное место на земле, а как некое камерное пространство преображения, созвучное экзистенциальному поиску героев. Москва превращается в персонажа, который подаёт знаки, подмигивает и сопереживает.
«Когда я увижу тебя снова? Придется ли мне ждать вечно? Придется ли мне страдать и плакать ночи напролет? Когда я увижу тебя снова? Это начало или конец?»**
Впрочем, возможно самое главное случается, когда не случается.
______________________________________
* - «Сердце ты моё, моя душа» - песня группа Modern Talking.
** - Бернд Вайдунг (Томас Андерс).
Потрясающее кино, волшебное. И снято, вроде, в советское время, и ни грамма совкового в нем нет. А музыка из фильма - суперхит на все времена.
Это бесспорный шедевр советского кинематографа. Глубокое уважение к фильму и авторам.
Мне кажется, это фильм об одиночестве. Все мы вместе, так сказать, в обществе, и при этом каждый пронзительно одинок и не понят. Очень печальный для меня фильм
великолепная -мелодрамма-с прекрасными актерами.- -спасибо.
Потрясающее кино, волшебное. И снято, вроде, в советское время, и ни грамма совкового в нем нет. А музыка из фильма - суперхит на все времена.
еще меньше "совковости" тут http://www.kinokopilka.ru/movies/4942-esche-raz-pro-lyubov
Как бы Доронина не воспринималась сейчас, но для меня ключевым останется ее монолог. Великолепная, но своеобразная актриса. фильм удивительный, на годы, а не сезонный блокбастер
еще меньше "совковости" тут http://www.kinokopilka.ru/movies/4942-esche-raz-pro-lyubov
однозначно, неординарная пьеса, и на все времена)) будь иначе её бы заново не экранизировали с Литвиновой в главной роли!
Замечательный, трогательный фильм...
а песня.....незабываема)))
Потрясающее кино, волшебное. И снято, вроде, в советское время, и ни грамма совкового в нем нет. А музыка из фильма - суперхит на все времена.
а где есть? по мне все совковое пошло в перестроечных фильмах.
а где есть? по мне все совковое пошло в перестроечных фильмах.
мало штоли агиток снимали в то, советское, время акромя настоящего кино "встреча на эльбе" например (помню название кстати по фильму хотиненко "зеркало для героя" , целиком не доводилось эту "эльбу" смотреть, да и желания большого нет, все и так ясно из тех немногих кадров, что показаны у хотиненко )