В 70-е и 80-е годы на каждом углу торчали киоски с надписью «Спортлото», и государство вытрясало из доверчивых граждан, алчущих халявы, миллионы рублей. Был лозунг: «Выигрываете вы – выигрывает спорт!» А по выходным по телевизору происходил розыгрыш тиража, и некоторые люди тряслись в предвкушении возможности выиграть пять рублей, потому что на максимальный выигрыш надежды было мало. А я не только знал место, где происходит таинство руководства лотереей, но и изучал теорию вероятностей и на выигрыш не надеялся, хотя «Волгу» раз чуть-чуть не выиграл. Но не надо о грустном – «Волга» плохая машина. Существовали розыгрыши (слово то какое!) «5 из 36» и «6 из 49», к концу 80-х стало «из 45», что по теории вероятностей существенно повышало наши шансы. Но в суровые брежневские времена застоя приходилось надеяться только на чудо: совпадет 6 из 49 возможных чисел, нанесенных на шарики, выпадающие из лототрона (не лохотрона!), и вы получите энную сумму, зависящую от числа счастливцев. Помнится, что были и темные и белые шарики.
В ноябре 1982 умер Леонид Ильич. Погруженные в тяжелые мысли о суетности окружающего мира, мы шли в театр на патриотический спектакль. А один мальчик не хотел грустить и пересказывал нам содержание веселой комедии, которую недавно видел, и буквально давился от смеха. На каникулы мы поехали в дом отдыха, и там этот фильм мы увидели. Надо сказать, что сей мальчик начинал заранее ржать, как лошадь, и фильм потерял элемент внезапности первого просмотра.
Многие ругают этот фильм за примитивность сюжета и нединамичность развития действия, прямолинейность шуток и примитивность музыки. Но мы то не кинокритики, поэтому взглянем обывательским глазом на экран. Действо начинается у Курского вокзала, но там нет вонючих бомжей – как же так?! Люди покупают книгу Гениана Зелёного – вот это шутка! Нам понятно, что это пинок Юлиана Семёнова, но также понятно, что никаких его книг продаваться просто так не может. Если бы продавались на Курском, очередь вытянулась бы до Павелецкого. Книга в 82 году – валюта, объект почитания. Были даже люди, которые нанизывали книги в шкафу на арматурный прут и стягивали гайками, чтобы гости не сп…, в общем, чтобы у книг ноги не выросли. И на экране появляется очередной ботанический хлюпик, но Костик – за это отдельное спасибо режиссеру!
Костик собрался в отпуск, в гости к тете, ее, понятно, играет супруга режиссера – все деньги в дом. И Костик прёт тете всё, что перечислил незабвенный В.С. в песне «Поездка в город». В купе его втаскивают силой, конечно, следует гэг с падающим рюкзаком и поезд трогается. В Сольвычегодске-на-море ни хрена нет, кроме как на базаре, где Степан Степанович грызет гранит науки и изучает конъюнктуру рынка (а это дело нелегкое) под чутким руководством Сан Саныча Мурашки. Совершенно типичные персонажи в те времена, да и актеры известные. В фильме снялись очень популярные тогда М.Кокшенов, М.Пуговкин, Б.Брондуков и С.Филиппов. Хотя экранное время у них было разное, они все очень ярко отметились в фильме. Еще, конечно, супруга (Н.Гребешкова) сыграла, видимо, самую длинную роль в фильмах мужа (тетя Кости). Главные роли сыграли молодые артисты, я их видел и в других фильмах, но там они так выигрышно не смотрелись.
Существует закон: как только в вагоне появляется прелестная попутчица, то мужчины, не обремененные женами, сразу теряют голову и становятся верными рыцарями, стремясь угодить прекрасной даме. Это не только кинематографический штамп, но и жизненный опыт для многих. В дороге все читают Гениана, Костя чуть не съедает живьем прекрасную Татьяну, когда кончается еда. Для маленьких этот эпизод, конечно, смешной, но для взрослых явный перебор: Гайдай слишком увлекся здесь заимствованиями типичных ситуаций из немого кино. Но все последние годы он занимался экранизациями, и немного подрастерял чутьё.
Чтобы компенсировать свою оплошность, Костя, помимо продовольствия покупает Тане билет «Спортлото», который она заполняет самым удивительным (и простым) способом и отдает талон на хранение… конечно, Косте. Никто не верит в чудеса, поэтому желающих связаться с хранением не нашлось. Не нужно связываться со «Спортлото», об этом намекает еще прекрасный фильм «Сто грамм для храбрости» – рекомендую! Но если бы не связались, то и фильма бы не было.
«А поезд все быстрее мчит на юг» – конечная, приехали! Как тогда жили на юге? Как жили аборигены и отдыхающие? Есть фильм «Будьте моим мужем», есть «Зимний вечер в Гаграх», есть «Асса». А мы ездили группой в Сочи в марте и устраивались через турагентство по квартирам. Все лучшее – детям (отдыхающих). Хозяева ютились вчетвером в маленькой комнате двушки, сдавая большую шестерым и еще двое на балконе. Так и для Кости не нашлось ничего, кроме курятника – спасибо, тётя, что не под звёздами.
Стоит вспомнить разные смешные эпизоды с «рассыпавшейся картошкой», пытку апельсинами, диалоги Степана и Мурашки (например о конъюнктуре рынка или шантаже). Вообще, именно эти 2 персонажа произносят самые смешные фразы в фильме.
Дальнейшее развитие картины посвящено поискам счастливого билетика, и тут надо сказать, что Сабонис (или как его там?) вчистую проигрывает как актер Пуговкину с Кокшеновым, от Светланы Амановой нельзя глаз отвести, что она там говорит – неважно, да и играет она не как Раневская. И еще мы, наконец, узнаем ответ на вопрос: «Где Павлик?» Павлик при машине – Ипполиту впору расстроиться. Павел – это кавалер Тани, жених. Я заметил, что во всех советских фильмах, где кавалер при машине, ему достается шиш. Кто не согласен?
В СССР у всех были одинаковые вещи: мебель, тарелки, книги, чемоданы, штаны. И люди часто путались. Несчастный билет оказался в чьей-то книге (конечно, счастливый! Пардон). Надо сказать, что страшные истории про потерянные выигрышные билеты очень любили пересказывать в СССР. Как искать? Костя роет землю носом (конечно, в буквальном смысле ее роет Степан). Таня ждет, пока ей поднесут законный выигрыш и мечтает его потратить (немало можно было приобрести на те деньги). Павел не верит Косте (как нормальный человек); вообще персонаж Дениса Кмита ведет себя наиболее естественно по тем временам, вот и попадает в отрицательные. А Сан Саныч находит билет и получает выигрыш. Жаль, что это только сон. Конечно, не мы жалеем Пуговкина, а он себя. Билет все не находится, а все шишки на Степана.
Тут нелишне провести параллель с фильмом, снятым Гайдаем десятилетие назад. Вам ничего не напоминает «12 стульев»? Да тот же самый сюжет. Замените «книга» на «стул», «билет» на «сокровища мадам Петуховой», несколько разных искателей приключений – более и менее удачливых. А «Приключения итальянцев в России»? А «Остров сокровищ»? Ясно, что придумать оригинальный ход очень сложно. А нужно ли?! Где там в темном зале под смех соседа (попкорна и мобильников не было – вот счастье!) можно сообразить и провести все эти параллели? Как и в стульях, сокровище находится в последней книге, следы которой теряются в горных долинах.
Но в горных долинах мы находим и заимствование из Джерома про консервную банку, и яркий эпизод с джигитом, пересевшим на мотоцикл. Эту маленькую, но яркую, запоминающуюся роль, которая особенно нравится детям, играет Абессалом Лория, мастер эпизода, игравший в таких фильмах, как «Не горюй!», «Мелодии Верийского квартала», «Сто грамм для храбрости», «Мимино», «Паспорт». На горной турбазе мы обнаруживаем и Борислава Брондукова, которого «повысили» из директоров базы овощной, что действительно, нередко случалось тогда. Маленькая, но такая яркая роль. До этого директора мы встречали в катере, где он отдыхал (или работал?) со своей секретаршей, что обычно и бывает. Эта Серна Михайловна и является фактическим руководителем турбазы.
Пока наши герои разгуливают по горам, они попадают в различные ситуации (нередко встречающиеся в зарубежных вестернах, детективах и кинокомедиях) типа сожженного моста, сломанного указателя или нападения дикого зверя. И, как часто бывает в вестернах, наши герои, преодолев все преграды, выходят к железной дороге. Там возится какой-то старик-железнодорожник. Всего-то несколько слов – но Сергей Филиппов запоминается и тут. Он снялся уже в сотне фильмов, остался еще десяток, маленькие, эпизодические роли, из которых самая яркая в «Собачьем сердце».
Но у нас не просто комедия, а сказка о том, что добро побеждает зло. Добро у нас Костя и Таня. Не очень яркое, но добро. Зло у нас поинтересней будет: Павел и Сан Саныч. Тут в духе вестернов практически нападение на почтовый вагон. Но когда заветная добыча всего лишь клочок бумаги, в фильмах его всегда уносит ветром. Попадет ли он в руки к хорошим героям или нет, уже не важно (посуда не в счет) – они обрели свое счастье! Хэппи энд!!!
Конечно, сейчас все стали грамотными, ищут ошибки и ассоциации, критикуют, нудят. А тогда у нас не было выбора – смотреть комедию Гайдая или Рязанова. Бери, что дают. «Кавказскую пленницу» и «Иван Васильевич» в 80-е показывали по телевизору, а «Операцию Ы» иногда в кинотеатрах днем. Так что не будем придирчивыми – «Спортлото-82» занимает 25 место за всю историю советского кинопроката. Да, у фильма есть недостатки, а у кого их нет? Смотрите, и пусть у вас будет отличное настроение!
Некоторые торренты этих фильмов на розовом фоне можно скачивать без учета рейтинга. Розданное учитывается полностью.
Это те фильмы, которые можно смотреть по 100 раз!
ох и тупая же комедия
ох и тупая же комедия
Не согласен!
Фильм
Отличная лента!
Пуговкин -просто прелесть
Не согласен!
Фильм
тупая- не значит плохая. а так очень передана атмосфера того времени.
Чесно говоря, фильмец морально устарел.
Кто пишет этот бред тот сам тупой,шикарный советский фильм
один из очень удачных примеров рекламных фильмов
Фильмы "советской" эпохи ни с чем не сравнимы, и для того, чтобы их оценить по достоинству, нужно просто пожить в ту самую эпоху.. Если молодежь привыкла к "голливуду", то это одно, но тупыми называть отличные фильмы - это кощунство, и выдает человека ограниченной культуры и скудного ума.. Жившим в СССР и понимающим посвящается.
Отличный фильм.
Снимали же когда-то.
9 из 10
Классный, смешной фильм! Классика Российского кино...