Режиссёр: Динара Асанова
Актеры: Сергей Наумов, Андрей Зыков, Александр Харашкевич
В далёком 83-м вышел фильм «Пацаны». Бронебойный по восприятию, горький и светлый одновременно, берущий за душу и не отпускающий надолго, а некоторых – навсегда. Скоро 30 лет, как снято, а смотрится так же на одном дыхании, которое иной раз перехватывает от нахлынувших чувств и воспоминаний. Показанное близко и понятно, перед глазами будто наяву картины прошлого, при этом думается всякое.
Режиссёр – Динара Асанова, автор ряда картин о том времени в жизни каждого, когда происходит становление личности, взрослеет душа в рамках так называемого переходного возраста. Это всегда трудно, взрослеть, у всех это происходит по-разному, но всегда, согласитесь, ярко и запоминающееся на всю оставшуюся жизнь. Её работы – «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи» - вызвали жгучий зрительский интерес и внимание критики, поскольку заставляли задуматься о жизни, о нашем месте в ней, об одиночестве и дружбе, о людях, нас окружающих. Динара Кулдашевна с лёгкой руки открыла дорогу в кино Цыплаковой, Машной и Левтовой. Именно благодаря её чутью на таланты, мы знаем и любим потрясающего актёра, сценариста и режиссёра Валерия Приёмыхова. Его роли в этом фильме и многих других запомнились своей впечатляющей точностью и искренностью. А «Холодное лето 53-го» стало его визитной карточкой, как актёра большой драматической силы.
«Старший сын», «Отпуск в сентябре», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», думаю, со мной согласятся многие, не нуждаются в комментариях. Эти фильмы снискали любовь зрителей не только благодаря исключительному авторскому материалу, но и благодаря потрясающе достоверной работе так рано ушедшего от нас виртуоза кадра, высочайшего мастера своего дела – оператора Юрия Векслера. Любопытная деталь – редчайший и поразительный случай в кинематографе тех лет – Юрий не имел ни операторского, ни какого-либо другого кинематографического образования вообще. В «Пацанах» он блестяще подтвердил безупречную репутацию классного оператора-постановщика.
Музыка – автор и исполнитель Виталий Черницкий в соавторстве с ленинградским поэтом Виктором Большаковым. В ленте несколько композиций, великолепно исполненные под гитару. Думаю, после этого фильма немало молодых людей взяли впервые в руки этот инструмент и уже не расставались с ним никогда. Голос Черницкого, непередаваемо и неповторимо пронзительный, звучит на протяжении всего фильма, заставляет сопереживать и думать. Это стержень, без которого всё происходящее на экране потеряло бы в своей неуловимой силе. Это необходимый для такого случая фон, без которого кадры смотрелись бы и воспринимались совершенно иначе, без должного погружения в рассказанную историю. Занимательно и почти парадоксально, насколько всё выглядит естественно, как филигранно музыка легла под исполнение молодыми людьми этих песен. Ни на миг не возникает сомнений, что этот патлатый парень в рубахе навыпуск, напоминающий хиппи 60-х, и есть исполнитель. Однако, Виктор Михеев, чрезвычайно органично сыгравший одного из командиров отряда, поёт в фильме не своим голосом. Но в одном из эпизодов, обратите внимание, в лётной форме и в тёмных очках промелькнёт сам Черницкий, собственной персоной.
Бродяги
Руководитель спортивно-трудового лагеря для подростков и детей, которым пришлось несладко в их короткой жизни, пытается достучаться до израненных и исковерканных душ. Это так называемая «трудная» молодёжь, многие состоят на учёте, у некоторых даже есть условные сроки. У кого-то родители рванина и пьянь, у кого вообще никого нет, кроме сердобольной бабушки, а всё их окружение – улица, подворотни, а там, увы, не читают книг, не музицируют и не преподают хороших манер. Школа давно махнула на них рукой, общество презирает, брезгливо отвернувшись, лишь милиция изредка проявляет профессиональный интерес, но не всегда плодотворно в плане положительного результата. Перед нами трудные судьбы трудных детей, без прикрас и сюсюканий, но и без истерии от такой правды жизни. Картина легко узнаваема – для меня, например, это моё поколение, мои сверстники. С документальной точностью и документальными же приёмами Асанова показывает, что эти взрослые дети не выдумка артхаусного кино, и не с Марса они тут, это наша действительность. Никому не нужные, давно сами по себе, битые и агрессивные оттого, но, тем не менее, не утратившие способности любить и дружить, сопереживать и помогать друг другу, рассуждающие, а, вернее, пытающиеся понять, что такое, например, добро. Через каждодневный, порой тяжёлый, труд, через личный пример начальника лагеря, через его отношение к каждому из них, как к равному, пацаны шаг за шагом приближаются к точке, за которой произойдёт перелом в их судьбе, когда они станут другими, станут Личностями с большой буквы, как и их вождь, настоящий мужик, настоящий и, может быть, единственный, их друг, единственный взрослый, которому они без затей могут сказать «ты».
Примечательна сцена ежевечернего ужина с предваряющей ему своеобразной молитвой. На столах в алюминиевых мисках нехитрая каша, битые эмалированные кружки пытаются сохранить быстро остывающее тепло неизменного чая, но никто не притрагивается к еде. Все сидят и в полной тишине смотрят на него, своего лидера и Наставника. Он встаёт и – «пускай теперь каждый вспомнит о том добром деле, которое он совершил сегодня». Секунда, и яростно застучали изголодавшиеся ложки, мелькают руки, оживление и смех, поздравления очередному имениннику – жизнь продолжается, несмотря ни на что. Просто, и незатейливо даже, после трудового дня всего лишь задуматься на мгновение о добром.
Носило их и ломало, но они нашли здесь свой временный дом, своё пристанище среди таких же, как они, среди равных. И здесь, вдали от отрыгнувшего их города, они постигают науку жить и любить, верить и надеяться. И мечтать. О том мире, куда они в скором времени выйдут, о том доме, который они там построят, большом, светлом, без замков и с жарким очагом для всех. Где не будет безразличия и равнодушия. «Только где уж вам представить дверь, да без ключа».
Догони меня
Жизненная палитра, как подсказывает опыт, имеет множество оттенков. Как не бывает только белого или чёрного, так и в действительности не всё просто и далеко не скоро дело делается, маятник совершает свой очередной взмах согласно амплитуде. Есть тот, который душу рвёт за пацанов, но есть и другой – цинично решающий всё с позиции силы, вызывающий раздражение и протест. Есть и подонки, для которых нет ничего святого. Местное враждебно настроенное окружение добавляет огня тлеющему фитилю так старательно сдерживаемой темной силе, только задремавшей на время. Наконец, наступает неизбежный момент бессмысленного и жестокого бунта, эмоционального взрыва накопившейся горечи, несправедливости и безысходности. Ходить строем в светлое будущее изрядно утомляет, карабкаться в гору самопознания и самосовершенствования – тяжкий труд. Не удивительно, что приходят малодушные мысли тщетности всех усилий, когда против тебя весь мир, фатальной обречённости и неверия в то самое светлое, к чему ещё вчера так искренне стремился. «А для жизни этой, а для жизни этой, У меня ни веры, ни любови нету.»
И вот уже дымится пепелище от лагеря. В воздухе висит тягостное чувство неотвратимой беды, руки опускаются – столько сил на ветер, всё насмарку, всё надо начинать заново, по капле, по кирпичику, всё заново. Не у каждого найдётся желание продолжать начатое. Когда в душе опустошено, когда больше нет никакой воли, когда тебя настигла пуля горяча.
Я подозвал коня
Но надо, постояв и осмыслив, надо двигаться дальше. Надо позабыть обиды, попросить прощение и простить. Надо жить. Вопреки и согласно. Сейчас и вовеки. «Я не возьмусь за плеть».
Характер центрального героя, мощно и ярко созданный Приёмыховым, поражает убедительностью, какой-то запредельной страстью к делу всей своей жизни и верой в этих самых пацанов, в то что ещё не всё потеряно, что совесть и честь не пустые звуки. Именно эти чувства он пытается пробудить, заглядывая каждому в глаза - в картине очень много крупных планов, почти портретно передающих самые тонкие эмоции. И ещё уважение - не только друг к другу, но и, прежде всего, каждого подростка к самому себе. На грани срыва он требует смотреть в глаза, и они не могут, им стыдно, они переживают острое чувство вины, что подвели его, своего самого преданного друга и защитника.
И, когда один из пацанов, судьба которого, наверное, самая трагичная, совершает достойный уважения и опрометчивый одновременно поступок, который, это понимают абсолютно все, может закончится только большой бедой, остальные без раздумий бросаются его спасать. Все, от мал до велика, плохие и хорошие, слабые и сильные, бегут в город, по пустой дороге, в едином порыве, бегут изо всех сил, надеясь и не надеясь успеть.
В этом беге с развевающимися волосами, с топанием по асфальту, под песню о вольном коне, при желании, можно увидеть массу метафор, а можно не увидеть ничего, кроме желания помочь ближнему. Кроме любви и уважения к ближнему. Приёмыхов, возглавивший этот удивительный по силе забег, постепенно выбиваясь из сил, отстаёт, пропуская всех вперёд. Но он сделал своё дело, он добился своего, он запустил их в большую жизнь. Он начал бег, но теперь они сами добегут, они смогут, они справятся со всем, что им вероятно выпадет. Они уже не беззащитные и обездоленные подростки. Они – сила, потому что они вместе, потому что они ответственны друг за друга.
В заключительных кадрах пацан, которого хотят спасти от ужасного , оборачивается и смотрит в камеру. В его взгляде и боль и отчаяние, и надежда и удивление. Наверное, они всё-таки успели. Во всяком случае, хочется в это верить. Иначе просто быть не может.
И хочется надеяться, что и теперь, если надо, пацаны побегут.
"Вы не можете заставить себя чувствовать то, что не чувствуете, но Вы можете заставить себя поступать правильно вне зависимости от того, что чувствуете".
кино 0 детях,подростках,молодежи.но НЕ ДЛЯ семейного просмотра с детьми.
Советские фильмы для детей и подростков (и не только). Комедии, драмы, сказки, мюзиклы киноиндустрии СССР, высшего качества. Те, кому за 30, вспомним фильмы нашего детства! Дополнения приветствуются.
Про летний лагерь для трудных подростков. Кино из детства. Очень хорошее, но только если для вас в тему (воспитание, одиночество и т.п.).
фильму зачет смотреть всеммммммммм
Это один из моих самых любимых фильмоФФ!!!!+100 баллов!!!!
Молодым рекомендую к просмотру.
Сильный, жизненный и искренний фильм!
Актеры высшего класса!
Всем смотреть!!!
да фильм классный всем советую... фильм 1982 года
Фильм "про жизнь" и "для жизни"....
Драматизм и правда непростой жизни сложных подростков
Огромнейшее спасибо Бизону за этот фильм
Мне понравилось...только конец немного непонятный
да филбм сильный, за душу цепляет.
это то, что стоит смотреть.
если бы подобные вещи показывали по ТВ да почаще, например вместо "дом-2", уверен было бы меньше "гопоты" в нашей стране.
А теперь все подумаем о том, что хорошего мы сделали за день и смотреть кино
Конечно, классный фильм, а главное правдивый, что было мало свойственно для того времени