Экранизация повести Станислава Лема «Дознание» из цикла «Рассказы о пилоте Пирксе».
Крупная корпорация выпускает человекоподобных роботов, несмотря на общественное мнение, прессу и профсоюзы, которые выступают против. Принимается решение отправить космический корабль к Сатурну для запуска искусственных спутников, где экипаж будет состоять из роботов.
Для осуществления полета выбирается пилот Пиркс, известный своей честностью и неподкупностью. Недоброжелатели из корпорации опасаются, что мнение Пиркса может сорвать прибыльное производство, и принимают свои меры.
Особенности фильма
Несмотря на то, что события, показанные в фильме, происходят в достаточно далёком будущем (примерно 30-е — 40-е годы XXI-го столетия), многие вещи уже сейчас выглядят анахронизмом. В фильме полностью отсутствуют устройства мобильной связи. Пиркс звонит в офис из телефона-автомата; члена экипажа Брауна, бармен подзывает к стационарному телефону. В системах видеонаблюдения используются черно-белые кинескопные мониторы, несмотря на то, что в 1979 году, когда снимали фильм, уже существовали ЖК-матрицы. Явным анахронизмом также выглядит грузовой фургон Ford Transit Mark 1, который выпускался в 1965—1978 годах, и вертолёт Ми-2.
В фильме отсутствует яркая женская роль. Исключениями являются секретарша в начале фильма и танцующие стриптиз танцовщицы, но это лишь короткие эпизоды. Пожалуй, в фантастическом кино только один фильм в этом смысле перекрыл «достижение» «Дознания» — «Нечто», где женской роли нет вовсе.
Места съёмки
При съемках фильма режиссером-постановщиком перед съемочной группой была поставлена задача: снять космические эпизоды фильма как можно ближе «к реальности». Костюмы космонавтов и внутренний вид помещений космического корабля «Голиаф» разрабатывались на основе существовавших на тот момент американских и советских аналогов (в частности — орбитальной станции «Скайлэб»).
Начальные и конечные эпизоды фильма снимали в «Приюте одиннадцати».
«Американская автострада» в фильме снята в окрестностях Вроцлава (построенная в социалистической Польше магистраль, на которой для съёмок размещена «западного» типа реклама). Космодром — это московский аэропорт Шереметьево[1]. В этой сцене допущена ошибка: Пиркс и члены экипажа прибывают на космодром, и стоят у подножия ракеты «Союз», однако в следующих кадрах показан старт ракеты «Сатурн-5».
Прибытие Пиркса на место назначения после срочного отзыва из отпуска снимали в парижском аэропорту им. Шарля де Голля.
Футуристические сцены снимали в Чикаго. В начале фильма показан вид Чикаго с высоты птичьего полёта, где можно узнать небоскрёб Уиллис-та
Я думаю в таких фильмах главное не какой монитор стоял в корабле, Лем как и другие хорошие хорошие писатели фантасты создавали реальность делая фантастику лишь красивой оберткой, чтобы обыватели вроде меня купились на роботов и космос и прочитав или посмотрев может быть частично но раскусили саму конфетку, нравственные проблемы и задчи стоящие перед Пирксом на самом деле я думаю еще будут актуальны в момент создания ИИ и андроидов.
Очень хороший фильм, достойный качественной цифровой реставрации.
А есть ли еще фильмы по идеям Станислава Лема?
Ну кроме Соляриса разумеется
супер!
особенно нереальный саундтрек!!!
никогда не понимал задротства, подобного первому комменту. тратят люди время ведь...а кому все это нужно?
хороший фильм,для тех лет даже очень
никогда не надо заморачиваться,чтоже они там хотели показать.
есть либо "+" ,либо "-"
А есть ли еще фильмы по идеям Станислава Лема?
Ну как бэ Википедия в помощь:
«Безмолвная звезда» (Astronauci). Польша, ГДР, 1958
«Экскурсия в космос» (Wycieczka w kosmos). Польша, 1961
«Существуете ли вы, мистер Джонс?». Короткометражный телефильм, Челябинская студия телевидения, 1961, режиссёр Леонид Пивер
«Необитаемая планета» (Bezludna planeta). Польша, 1962
«Друг» (Przyjaciel). Польша, 1963
«Икар-1» (Ikarie XB-1). Чехословакия, 1963
«Чёрная комната профессора Тарантоги». (Czarna komnata profesora Tarantogi). Польша, 1964
«Верный робот». СССР, 1965
«Профессор Зазуль». (Profesor Zazul). Польша, 1965
«Тридцатиминутный театр». (Thirty-Minute Theatre). Великобритания, 1965
«Верный робот». Чехословакия, 1967
«Испытание». СССР, 1968
«Безмолвная звезда» (Der Schweigende Stern). 1959, режиссёр Курт Метциг — по роману «Астронавты»
«Слоеный пирог» (Przekładaniec). Телевизионный фильм, Польша, 1968, режиссёр Анджей Вайда)
«Солярис». Телеспектакль, СССР, 1968, режиссёр Б. Ниренбург)
«Солярис». СССР, 1972, режиссёр Андрей Тарковский
«Солярис» (Solaris). США, 2002, режиссёр Стивен Содерберг
«Следствие» (Śledztwo). Польша, 1973, режиссёр Марек Пестрак (Marek Piestrak).
«Следствие» (Śledztwo). Телеспектакль, Польша, 1997, режиссёр Вальдемар Кшистек (Waldemar Krzystek) — по роману «Следствие»
«Дознание пилота Пиркса» (Test pilota Pirxa). Польша-СССР, 1978, режиссёр Марек Пестрак
«Больница Преображения» (Szpital przemienienia). 1979, режиссёр Эдвард Зебровски
«Путешествие четырнадцатое» из «Дневников Ийона Тихого», в телецикле «Этот фантастический мир», выпуск 1. СССР, Центральное телевидение, 1979. Режиссер Тамара Павлюченко, авторы сценария Людмила Ермилина, Андрей Костенецкий[6].
«Из дневников Ийона Тихого. Путешествие на Интеропию». Мультфильм, Баку, 1985.
«Возвращение со звёзд». Телепостановка, СССР, 1990 ТВ «Ленинград», 6 серий.
«Ийон Тихий: Космопилот» (Ijon Tichy: Raumpilot). Сериал, Германия, 2007[7].
Забыли ещё "Матрица", в основе которой лежит рассказ Станислава Лема — «Странные ящики профессора Коркорана» и повесть «Футурологический конгресс», помимо произведений других авторов.