Валентина Владимирова
Валентина Владимирова
- Средний рейтинг фильмов: 8.28
- Дата рождения: 22 Nov 1927
- Дата смерти: 22 Mar 1994
- Имя при рождении: Валентина Харлампиевна Дубина
- Место рождения: село Васильевка, Одесская область, СССР (Украина).
Cоветская и российская актриса кино и театра.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/201776
Валентина Дубина (Владимирова) родилась в селе Васильевка на Украине. Во время Великой Отечественной войны Валентина жила на территории, оккупированной фашистами. После освобождения в 1944 году девушка вместе с земляками строила избы, пахала в поле, ухаживала за скотиной. После войны переехала в Харьков и поступила в Инженерно-экономический институт. Там же впервые оказалась в театре как зритель и поняла, что выбрала не ту профессию.
Проучившись 2 года на экономиста, Владимирова уехала в Москву и поступила во ВГИК, в мастерскую Б.Бибикова и О.Пыжовой (который окончила в 1955 году). На вступительном экзамене читала стихи А.Твардовского и отрывок из рассказа А.Толстого "Русские люди", с первых шагов определив для себя тему дальнейшего творчества.
Во время учебы Валентина Дубина познакомилась со своим будущим мужем — оператором Валерием Владимировым. Вместе они прожили 39 лет, и в этом браке у них родилась дочь Оксана.
В годы учёбы Валентина играла героинь в драмах А.Островского и комедийные роли в украинской классике, играла старух и девчонок, весёлых и страдающих, влюблённых и обиженных.
После окончания ВГИКа в 1955 году Валентина Владимирова устроилась на работу в труппу Театра—студии киноактера. Валентина Владимирова рассказывала: «Вскоре, после окончания ВГИКа, Александр Петрович Довженко пригласил меня сниматься в своем фильме «Поэма о море» (1958), сказав при этом фантастическую по нынешним временам фразу: «Вы будете у меня сниматься. Прочтите сценарий и выберите себе роль». На следующий день я пришла и сказала, что хотела бы сыграть Марию Кравчину. К моему крайнему удивлению, Довженко согласился, и с его легкой руки я начала свою работу в кино ролью матери четырех детей. Так дальше и пошло: в каждой роли дети, гуси, коровы, трактора, хозяйство, заботы. Можно было отнестись к этому враждебно, как к вопиющей несправедливости — мол, что это они мне предлагают коров да гусей. Но я почему—то сразу подумала, что роли мои не случайные, и не пыталась возвыситься над ними в мечтах о прекрасном актёрском будущем, которое ждёт меня впереди, а старалась соотнести эти роли с собой, со своими актёрскими данными. Старалась понять закономерность их появления именно в моей творческой судьбе и многое узнала о себе — о своих внешних данных, о своих жанровых возможностях. Так, с того далекого времени я привыкла трезво смотреть на себя, не слишком обольщаться, не ждать приглашения на роль леди Макбет или Марии Стюарт, но с огромным удовольствием и без разочарований делать то, что мне предлагают, отдавать своим маленьким ролям все, что я сегодня знаю и умею, ничего не пряча и не откладывая «на потом», на случай какой—нибудь невероятной роли. И думаю, что именно поэтому сам процесс творчества приносит мне подлинную радость, когда задуманное на экране получается, или искреннее огорчение, когда вижу, что не дотянула, когда хочется что—то исправить, сделать иначе, интереснее, глубже. Иными словами, радость творчества со всеми его победами, неудачами в полной мере знакома мне, чего, думаю, никогда бы не произошло, займи я позицию вечного ожидания, пока ещё не подоспели главные роли».
На третьем курсе ВГИКа к ним в группу пришла Надежда Румянцева, которую выгнали из ГИТИСа из-за съёмкок в кино. Владимирова первая предложила свою дружбу новенькой, поразив её своей добротой, они стали близки на долгие годы. А с Ниной Сазоновой они сдружились, встретившись в фильме «Женщины». – «Валентину обожали все съёмочные группы! На съёмки она всегда приезжала с домашней едой и обязательно добавляла несколько бутылок домашнего самогона. Валя отлично готовила, редко её можно было увидеть без домашних вареников в горшочке или пирожков» - вспоминала Сазонова.
Валентина Харлампиевна - одна из самых снимавшихся актрис советского кино. За 37 лет работы в кино она сыграла огромное количество ролей, чаще эпизодических. Неслучайно её называют мастером эпизодической роли. Амплуа Владимировой - "женщина из народа". В то же время актриса умела раскрывать человеческую сложность своих неброских героинь, выявлять в них характеры, суть, личность. Будь то любящие жёны, немногословные солдатки или чёрствые соседки.
Лучшие работы в фильмах: «Летят журавли» (1957), «Любушка» (1961, Настасья), «Понедельник — день тяжёлый» (1963), «Это случилось в милиции» (1963, Зинаида Гавриловна), «Председатель» (1964, Полина Коршикова), «Женщины» (Лиза, 1965), «Не забудь… станция Луговая» (1966, Мария Агафоновна), «Три дня Виктора Чернышева» (1967, мать Виктора), «Виринея» (1968, Анисья), «Угрюм-река» (1968, Мария Кирилловна), «Тени исчезают в полдень» (1971, Марфа), «Белый Бим чёрное ухо» (1976, соседка-кляузница).
Последний раз Валентина Владимирова снялась в мини-сериале Виктора Храмова и Марка Орлова «Женщины, которым повезло» (1989) о судьбах пятерых подруг, выживших в аду войны и дошедших до Берлина, им нужно найти свое место в мирной жизни, любовь и счастье и не растерять эту настоящую, закалённую в боях дружбу.
В 1992 году актриса вышла на пенсию и ушла из Театра—студии киноактёра, а вскоре после этого трагически погиб её муж, после смерти которого Валентина Харлампиевна уехала из своей квартиры на Мосфильмовской улице и жила в небольшом доме в пригороде столицы, лишь изредка приезжая в Москву. Она сама колола дрова, ходила за водой и вела обычный сельский образ жизни одинокой и забытой коллегами женщины.
23 марта 1994 года Валентина Владимирова умерла в своем доме в Подмосковье. Её тело нашла соседка — Валентина Харлампиевна тихо сидела за столом, и казалось, что она просто уснула… Коллеги и поклонники актрисы узнали о ее смерти лишь спустя несколько месяцев после похорон.
Валентина Владимирова похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.
Интересныe факты
* 1969 - Заслуженная артистка РСФСР.