Марсель Карне
Marcel Carne
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 18 Aug 1906
- Дата смерти: 31 Oct 1996
- Имя при рождении: Marcel Carne
- Место рождения: Париж, Франция
Французский режиссёр.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/212858
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0138893
Марсель Карне родился в Париже в квартале Батиньоль. Отец его был столяром-краснодеревщиком, уроженцем Морвана, мать — бретонкой. Рано лишившись матери, мальчик воспитывался у бабушки и тётки. Карманные деньги он тратил на походы в кино и мюзик-холл.
После окончания школы Карне трудился в столярной мастерской, учился в Кинофотошколе, работал в страховой компании, служил в армии.
Летом 1928 года Марсель Карне снял портативной кинокамерой короткометражку "Ножан, воскресный Эльдорадо" о жизни маленького городка на берегу Марны. Фильм вызвал интерес и демонстировался в течение двух месяцев.
Свою карьеру в кинематографе начинал в эпоху немого кино с работы в качестве помощника режиссёра Жака Фейдера. В 1930 году выступил ассистентом Рене Клера при съёмках первого шедевра европейского звукового кино — комедии «Под крышами Парижа».
К 25 годам Карне снял свой первый фильм, с которого началось его многолетнее сотрудничество со сценаристом и поэтом-сюрреалистом Жаком Превером. Творческий союз Карне и Превера определял образ французского кинематографа своего времени и положил начало поэтическому реализму. Ранние фильмы Карне сделали звездой актёра Жана Габена.
В 1937 году берлинская студия "УФА" предложила Карне экранизировать роман Пьера Ма-Орлана "Набережная туманов", причем обязательно с участием Жана Габена. переработавшие первоисточник Карне и Жак Превер сильно изменили сюжет. Когда в германии прочитали сценарий, разразился скандал. Геббельс запретил ставить картину. Контракт был разорван.
Узнав об этом, продюсер Грегор Рабинович, давно мечтавший о фильме с Жаном Габеном, откупил у студии "УФА" все контракты, связанные с "Набережной туманов".
Всеобщая мобилизация вынудила Карне прервать работу над сценарием Анри Жансона "Начальная школа". Марсель пробыл в бездействовавшей армии несколько месяцев. К концу "странной войны" его перевели на службу в генеральный штаб. Он снова стал бывать в Париже, хотя, как правило, его самовольные отлучки заканчивались очередным взысканием.
В начале зимы 1942 года на террасе отеля Рояль в Ницце актер Жа-Луи Барто рассказал Преверу и Карне удивительную историю великого мима Дебюро, который за убийство ударом трости был арестован и предстал перед судом. Чтобы услышать голос мима, на процесс явился "весь Париж". Благодаря этому драматическому эпизоду у режиссера зародилась мысль воссоздать на экране увлекательный и таинственный мир Парижа 1820-х годов.
Так, в августе 1943 года, в Ницце начались съемки фильма "Дети райка", но из-за войны картину заканчивали в Париже, и лишь в марте 1945 года состоялась ее премьера.
Сразу после войны воодушевлённые успехом Карне и Превер сняли картину, которая стала самой дорогой в истории французского кино — «Врата ночи» (1946). Однако фильм подвергся жестокой критике и принёс мизерные сборы, что стало причиной распада творческого союза.
Во второй половине 1940-х Карне вступил в период, о котором он не любил вспоминать: это была сплошная полоса несчастий, невезений, шумных скандалов с продюсерами. Все его крупные проекты срывались один за другим.
На протяжении 50-х годов уставшая от войны французская публика требовала романтики и юмора, а суровая реалистичность фильмов Карне не находила спроса.
В 1953-м году продюсер Хаким предложил ему экранизировать роман Золя "Тереза Ракен". режиссер выполнил все требования Хакима: перенес действие картины в современность, изменил обстоятельства, в которых погибал Камиль Ракен, наконец, превратил любовника Терезы в иностранца (условия совместной франко-итальянской постановки предполагали участие итальянского актера).
Фильм принес Карне большой успех. На Венецианском кинофестивале 1953 года фильм получил "Серебряного льва". Парижская премьера прошла под бурные аплодисменты. "Терезу Ракен" отметили наградами в США и Японии.
В конце 1955 года режиссер вернулся в Париж. Вскоре ему начали намекать, что он постарел, его обгоняют... Карне пытался найти общий язык с молодежью.
К картине "Обманщики" (1958) режиссер готовился почти два года. Именно с этой картины началось восхождение к славе Ж.-П.Бельмондо.
Фильмы "Молодые волки" (1968) и "Убийцы именем порядка" (1971) режиссер вновь посвятил молодежи. Последняя лента демонстрировалась на Московском кинофестивале. За заслуги в развитии киноискусства Марсель Карне был награжден призом Союза кинематографистов СССР.
Свой последний фильм Карне снял в 1976 году.
В 1979 году Карне стал членом Академии изящных искусств, а в 1982 году вошёл во Французскую академию киноискусств. Его вклад во французское и мировое кино был отмечен премией "Сезар" (1979) и почётной премией на фестивале Венеции (1982).
В 1989 году стал первым деятелем кино и театра, удостоенным Императорской премии.
Умер Марсель Карне 31 октября 1996 года в Кламаре. Похоронен на кладбище Сен-Венсан на Монмартре.
Интересныe факты
* Ассистентом Марселя Карне на съёмках «Вечерних посетителей» (1942) был Микеланджело Антониони, впервые участвовавший в кинопроизводстве.