Владимир Кудряшов
Владимир Кудряшов
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 11 Feb 1939
- Дата смерти: 28 Aug 2006
- Имя при рождении: Кудряшов Владимир Васильевич
- Место рождения: Ивантеевка, Московская область, СССР (Россия)
Советский и российский оперный певец (тенор).
«Единственная постоянная страсть Владимира Кудряшова – это оперный театр, которому он посвятил свою творческую жизнь. Талантливый артист высочайшего профессионализма. На таких людях, как Кудряшов, держится оперный театр», – сказал об этом певце дирижер Большого театра М.Ф. Эрмлер.
Будущий певец родился 11 февраля 1939 года в городе Ивантеевка Московской области в рабочей семье. Его путь в искусство начинался, как у многих, со школьной самодеятельности: Володя читал стихи и играл в спектаклях.
Владимир Кудряшов вспоминал: «Сколько себя помню, я всегда играл какую-нибудь роль. Сначала в школе роль октябренка, затем пионера, наконец, комсомольца. Постепенно мой репертуар расширялся. Но в рамках драматических ролей мне было тесно, и я запел в ансамбле песни и пляски Закавказского военного округа».
Правда, в ансамбле он будет петь позднее, во время службы в армии. А до этого после 10-го класса поступил в культпросветучилище в городе Пушкино, одновременно работал руководителем художественной самодеятельности в Пушкинском доме культуры.
Энергичный организатор, он собрал актерскую бригаду, которая ездила с концертами по селам; ярко одаренный, к тому же всегда склонный к шутке и юмору юноша был ее душой и «звездой».
В армейской самодеятельности не только пели, но и ставили музыкальные спектакли. Газета «Путь к Победе» об этом писала: «Много нового, интересного рождается сейчас в коллективах армейской художественной самодеятельности. Повышая неустанно свое мастерство, наши певцы и музыканты стремятся обогатить свой репертуар, ищут и находят более яркие и доходчивые формы своих выступлений.
На днях певческий самодеятельный коллектив Тбилисского окружного Дома офицеров показал фрагменты из оперы С. Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем». Обращение к этой неувядаемой комической опере, прочно завоевавшей всенародное признание, свидетельствует прежде всего о хорошем вкусе и высокой культуре кружковцев, не побоявшихся трудностей и большой, кропотливой работы по разучиванию партий, овладению искусством пения под оркестр.
Поэтично и одухотворенно прозвучал знаменитый дуэт Оксаны и Андрея из второго акта – самый красивый эпизод в опере. Настоящий лирический тенор рядового В. Кудряшова (Андрей) и звучное сопрано Г. Запрудной (Оксана), откровенно говоря, немногим отличались от пения профессиональных артистов».
Это был первый отклик на оперное выступление Владимира Кудряшова.
Однажды произошла для него в некотором роде знаменательная встреча: в Батуми гастролировал солист Большого театра А.С. Мишутин, и Володя попал на его концерт. После концерта он зашел за кулисы и поделился с певцом, что тоже мечтает петь. Прослушав его, Мишутин похвалил голос юноши и шутя высказал предположение, что может быть со временем Владимир заменит его в спектаклях Большого театра.
Шутка оказалась пророчеством.
По окончании службы Кудряшов приехал в Москву и поступил в музыкальное училище им. Гнесиных на отделение музыкальной комедии в класс педагога Н.И. Суховицыной.
Его сразу приняли на второй курс, а на последнем пригласили в Театр оперетты, и он спел партию Фредди в оперетте «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, а его партнершей Элизой была сама Т.И. Шмыга. Он успешно пел в «Летучей мыши» И. Штрауса – партии Генриха и Фалька, в «Вольном ветре» И.О. Дунаевского – Микки, в «Настоящем мужчине» М.Л. Зива – Виктора…
Но мечты его простирались дальше: ему хотелось стать оперным певцом. Суховицына посоветовала держать пробу в консерваторию. И Кудряшов поступил туда в 1971 году в класс профессора А.С. Свешниковой. Он успешно занимался и пел в студенческих концертах. Об одном из них, в Малом зале консерватории, можно было прочесть в газетной публикации: «Нельзя не упомянуть и о присущих большинству выступавших певцов широте диапазона, гибкости фразировки, отсутствии какой-либо фразировки звука. Наконец, отметим общий высокий вкус исполнения, чувство художественной меры при самой большой эмоциональной увлеченности, отсутствие желания произвести внешний эффект на слушателей… Примером может служить выступление… В. Кудряшова с арией Фауста Гуно, романсами Шумана и Рахманинова, где не чувствовалось ни малейшего налета мелодраматизма или сентиментальности».
Со второго курса консерватории Кудряшов пел в Оперной студии, где работал под руководством С.Я. Лемешева. Занятия были увлекательными. Владимир вспоминал: «Судьба меня щедро одарила знакомством с Сергеем Яковлевичем. Когда я учился в Московской консерватории, он был художественным руководителем оперной студии. Итак, оперная студия. Сергей Яковлевич подготовил со мной партии Ленского, Рудольфа, Альмавивы. Несмотря на всю серьезность учебы в консерватории и работы с Сергеем Яковлевичем, студенческие годы есть студенческие годы. На одном спектакле нужно было выйти на сцену в роли Гийо – секунданта Онегина. Роль без слов, но 4 руб. 50 коп., которые за нее платили, для студента были ой как прельстительны. Да к тому же мы знаем, что нет маленьких ролей. Сергей Яковлевич посоветовал что-нибудь придумать. Ну, я и придумал. Этот персонаж выходит одетый в сюртук, на голове – цилиндр, а на плечах – большой плед. Так вот я надел этот плед поверх цилиндра и завязал его на шее. Хохот был дикий. Ну, думаю, все, будет скандал. Приходит из зала Сергей Яковлевич и говорит: «Смешно, очень смешно, но это кошмар, это же классика. А вообще, Володя, из вас выйдет хороший острохарактерный артист».
Кудряшов закончил консерваторию с отличием. В Казани проходила ярмарка певцов – выпускников музыкальных вузов, и Владимир поехал туда в надежде на приглашение в какой-нибудь театр. Оперная карьера началась раньше: еще на пятом курсе дирижер Д.Г. Китаенко пригласил его в Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Одновременно с талантливым дирижером в театре работал замечательный режиссер Л.Д. Михайлов. Кудряшов участвовал во всех его постановках, тот также ценил молодого певца, говоря, что с ним работать очень легко. Репертуар был интересный, как говорили, «театр был на взлете».
Владимир пел в операх «Обручение в монастыре» С.С. Прокофьева, «Катерина Измайлова» Д.Д. Шостаковича, «В бурю» и «Безродный зять» Т.Н. Хренникова, «Три жизни» О.В. Тактакишвили, «Не только любовь» Р.К. Щедрина, «Любовь Д΄Артаньяна» М.С. Вайнберга, «Июльское воскресенье» В.И. Рубина, «Братья Ульяновы» Ю.С. Мейтуса. В его репертуаре были оперетты «Ключ на мостовой» и «Прекрасная Елена» Ж. Оффенбаха, «Донья Жуанитта» Ф. Зуппе, «Цыганский барон» И. Штрауса, а также оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло, «Порги и Бесс» Д. Гершвина.
В 1972 году Кудряшов стал лауреатом Московского молодежного фестиваля русской народной и советской музыки.
А в театре он был в числе самых перспективных певцов, которому поручаются ответственные роли.
На некоторые из них откликается пресса. Журнал «Советская музыка»: «Рахманиновский вечер в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко не был ни концертом, ни спектаклем, ни торжественным юбилейным заседанием. Это было некое более сложное поэтическое целое, главным героем которого стала музыка Сергея Васильевича Рахманинова.
В «Алеко» мы встретились с галереей ярких образов, созданных артистами театра. Молодой цыган – В. Кудряшов принес на сцену обаяние и звонкость юности своего героя».
Большим успехом пользовались опера-буфф «Мавра» и «Байка про лису» М.Ф. Стравинского. О первом спектакле и о В. Кудряшове журнал «Советская музыка», в частности, писал: «Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко по-своему воплотил эти два произведения, решив «Мавру» и «Байку» в духе русского народного лубка, воссоздав на сцене игровую стихию в одном случае средствами оперного жанра, в другом – музыкально-хореографического «действа».
«Мавра» создана по мотивам пушкинской поэмы «Домик в Коломне», точнее, ее второй части.
Неожиданно в стенке откроется окошечко – и возникнет самодовольное и благодушное лицо Гусара. Покручивая ус да поддергивая бровями, начнет он свою выходную арию «А люди-то, люди…»
В исполнении В. Кудряшова Гусар предстает театральным любовником и сердцеедом. Горделиво выпрямившись, изящно отставив вперед ногу, порывисто и страстно поет он «жестокий» гитарный романс. Играя Гусара, В. Кудряшов сочетает характерность и пародийность. Актер относится к Гусару иронически, слегка подсмеиваясь над его вычурностью и бравурностью. Романс исполняется певцом нарочито театрально, с «чувствительными» псевдоцыганскими придыханиями. Неизменный победитель дамских сердец – всегда ими желанный – таков уверенный в своей неотразимости Гусар В. Кудряшова».
Профессиональные качества Кудряшова высоко ценили все, кто работал с ним. В.А. Канделаки позднее так характеризовал младшего коллегу: «Владимира Кудряшова я знаю с 1971 г., т. е. с его прихода в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Все было при нем, в первую очередь, голос и великолепные внешние данные. Но меня он сразу покорил тем, что он безотказно и добросовестно делал то, что было необходимо в тот момент для театра. Было такое впечатление, что он знал буквально все роли и мог заменить любого исполнителя в любой момент.
Такую преданность искусству, дисциплинированность (он ни разу не опоздал на репетицию, о спектаклях и говорить нечего), готовность прийти на выручку товарищам, чистоплотность и честность во всем я встречал в жизни весьма редко».
В это время Кудряшова не раз приглашали петь в спектаклях Большого театра партии Горо в «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини, Чекалинского в «Пиковой даме» П.И. Чайковского, Альмавиву в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, и в 1983 году Художественный совет театра единодушно решил принять певца в труппу. Как сказал Канделаки, «нам было очень жаль расставаться с Володей, но никуда не денешься: Большой есть Большой».
О переходе певца в другой театр сожалел и композитор Г.И. Гладков, говоря о своем спектакле «Старший сын»: «Владимир Кудряшов – это не просто певец, это драматический артист! Это яркий актерский темперамент, потрясающая работоспособность, сценическое обаяние! Невероятный «завод» на сцене и невероятная энергия!
Современный тембр голоса, удивительно чистый, крепкий голос, безупречная дикция. Рад, что такой артист пришел в Большой театр, но грустно за свой спектакль; без Кудряшова – Сильвы спектакля нет».
Кудряшов пришел в Большой театр уже зрелым мастером, владея всем комплексом вокально-сценических средств для создания своих неповторимых образов. Репертуар у него был большой, под стать театру – 50 партий разного характера. Тонкий музыкант, он мог передать стиль любого произведения, создать любой характер и всегда быть убедительным. Исполненные им партии свидетельствуют о широте его творческого диапазона. Вот лишь некоторые из них: Собинин в «Иване Сусанине» М.И. Глинки, Трике в «Евгении Онегине» и Искра в «Мазепе» П.И. Чайковского, Голицын и Подьячий в «Хованщине», Шуйский и Юродивый в «Борисе Годунове» М.П. Мусоргского, Данте во «Франческе да Римини», Альбер и Ростовщик в «Скупом рыцаре» С.В. Рахманинова.
Кто бы ни говорил о партиях, исполняемых Кудряшовым, непременно вспоминают Шуйского – один из лучших его образов. Он пел эту партию не только в Большом, но и постоянно на гастролях. Например, в Киевской опере в 2002 году.
О его Шуйском пресса писала: «Созданный, чтобы властвовать и повелевать, Борис выступает в спектакле как сплетенные в клубок воля и страсть. В противоположность этому хитростью и умом прокладывает путь к власти расчетливый Шуйский – Владимир Кудряшов. Певец не утрирует негативных сторон характеристики Шуйского, излишне не подчеркивает его льстивого лукавства. Светлый по тембру голос исполнителя звучит безупречно ровно, в характере интонирования есть своеобразное достоинство. Благодаря этому фигура будущего преемника Бориса неизменно запоминается, а среди придворных Шуйский обращает на себя внимание как скрытый лидер».
В 2002 году Кудряшов участвовал в спектакле «Борис Годунов», который Большой театр показал в Свято-Успенском Святогорском монастыре в Пушкинских Горах в связи с празднованием 1100–летия города Пскова.
Он пел эту партию на XIV Фестивале им. М.Д. Михайлова в Чебоксарах в 2004 году. Одна из чувашских газет, не восторгаясь постановкой, все же отдала должное певцам из Большого театра: «Эпизоды спектакля мелькают как в калейдоскопе, но ощущения единства и цельности эта динамика не прибавляет. На своих плечах всю ношу сполна вынесли дирижер и приглашенные из Большого театра протагонисты: Михаил Казаков (царь Борис) и Владимир Кудряшов (князь Шуйский)».
К лучшим созданиям певца относится и партия Гришки Кутерьмы. Он долго думал о ней, но исполнить решился не сразу, поскольку в театре уже было два исполнителя – В.И. Пьявко и А.Д. Масленников. Последним Кудряшов особенно восхищался, именно он и помог ему в работе над партией, а также концертмейстер Л.А. Могилевская, которая всегда с удовольствием работала с Владимиром. «Для меня человек высшего порядка тот, – говорила она, – кто делает свое дело на уровне эталона. Все, с чем Владимир Кудряшов выходит на сцену Большого театра, – эталон».
И работа в течение двух лет с перерывами, принесла замечательный результат: образ получился ярким, сильным, подтверждением тому явилась просьба уходящего из театра дирижера Е.Ф. Светланова, обращенная к Кудряшову: «Не бросай Китежа, пой мой спектакль».
Певец запомнился и в партии Трике. Во время гастролей в Кишиневе газета «Советская Молдавия» отметила: «Особенно хотелось бы выделить заслуженного артиста РСФСР В. Кудряшова в партии Трике. Он превосходно поет и создает убедительный по сценическим краскам наивно-простодушный образ француза-гувернера с умильно-галантными манерами».
Певец был отмечен в этой роли и во время гастролей в Варшавской опере. «В ансамбле солистов Большого театра, кажется, нет слабых, – писала газета «Тыгодник культуральны». – …куплеты Трике в исполнении В. Кудряшова стали украшением спектакля».
Не являлась исключением и партия Бомелия в «Царской невесте» Н.А. Римского-Корсакова. Кудряшов всегда был заметным в этом образе. Когда в 1986 году спектаклем «Царская невеста» Большой театр открыл свои гастроли во Фрунзе на Фестивале «Весна Ала-Тоо», пресса отметила, что «из исполнителей теноровых партий наиболее ярок и характерен был В. Кудряшов, выступивший в роли Бомелия».
В опере С.В. Рахманинова «Скупой рыцарь» Кудряшов также выступал и в Большом театре, и за рубежом. Он был участником премьеры и испытал творческую радость, о чем говорил: «Скупой рыцарь» – это Пушкин и Рахманинов, это русская музыка и русская поэзия, это моя поэзия! Я горд и счастлив исполнять этот шедевр русских гениев на сцене Большого театра!»
С гастролями певец объехал все страны Европы, а также был в США, Японии, Корее…
Он пел не только в спектаклях, но и в концертах. А с концертами объездил всю страну, включая Поволжье, Сибирь, Камчатку, Дальний Восток, Среднюю Азию.
В 1991—1995 годах был председателем профкома Большого театра. Гастролировал в лучших театрах мира. Пел в Минском театре оперы и балета, Киевском театре оперы и балета, Мариинском театре, Московском театре оперетты, Татарском театре оперы и балета им. М. Джалиля.
В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению в Европейской академии информатизации.
Снялся в видеофильмах: «Борис Годунов», «Иван Сусанин», «Млада».
Он работал в театре до последнего дня. 28 августа 2006 года Владимир Васильевич скончался, и для многих это было неожиданностью. Всегда в творческой форме, он не говорил о своей болезни. Похоронен певец на Троекуровском кладбище.
Интересныe факты
* Награды и признания
Лауреат Конкурса русской народной и советской музыки (1972).
Заслуженный артист РСФСР (26.01.1981).
Народный артист России (20.08.1993).
Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени (23.12.2001).
* В 2001 году Владимиру Кудряшову была присуждена премия Фонда Ирины Архиповой «За многолетнее безупречное служение российскому музыкальному искусству во второй половине ХХ века».