Саша Гитри
Sacha Guitri
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 21 Feb 1885
- Дата смерти: 24 Jul 1957
- Имя при рождении: Alexandre Georges-Pierre Guitry
- Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Французский писатель, драматург, актёр, режиссёр и продюсер. Плодовитый драматург, написал более сотни пьес и снял по некоторым из них фильмы.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/92424
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0347589
Александр Жорж Пьер Гитри pодился в семье Люсьена Гитри (1860–1925), знаменитого в свое время актёра Михайловского театра в Петербурге. Его матерью была Рене Дельмас, дочь известного журналиста Рене де Понт–Жеста, тоже пробовавшая себя в театре. Крестным отцом Саша Гитри был император Александр III; в память об этом Саша Гитри использовал в псевдониме русскую уменьшительную форму своего имени.
Гитри плохо учился в школе, что было связано с постоянными переездами его отца, зато с ранних лет начал играть в театре и писать пьесы. На создание очередной пьесы уходили порой считанные дни. Отец возражал против того, чтобы сын пошёл в атристы. Но в конце концов согласился при условии, что Саша начнёт с провинциальных театров и возьмёт себе псевдоним. Первую свою пьесу Саша Гитри написал в 1902 году – «Паж», она имела успех, выдержала 35 представлений. Следующая – «Ноно» (1905) имела успех ещё больший.
После яркого дебюта писал одну за другой ловко построенные пьесы, лучшие из которых сравнивали с комедиями Мольера.
Свой первый фильм Гитри снял еще в 1915 году, это был документальный фильм «Наши» – в пику германским веяниям в культуре, где снял и озвучил друзей своего отца – Роджена, Клода Моне, Огюста Ренуара, Анатоля Франса.
Но всерьез он занимается кино, начиная с 1935 года под влиянием своей третьей жены, актрисы Жаклин Делюбак, видя преимущества кинематографа, сохраняющего изображение «навечно», перед театром. В этот период он снимает для кино несколько своих пьес с женой в главной роли. За 3 года – с 1935 по 1937 гг. – Саша Гитри поставил 10 фильмов, из которых как минимум три можно считать шедеврами: «Новый завет», «Удачи!» и «Роман обманщика».
В эти годы кандидатура Гитри предлагается для избрания во Французскую академию. Гитри отказывается от этого, потому что необходимым условием является отказ от актерской деятельности. В 1939 году стал членом Гонкуровской академии.
В период немецкой оккупации Гитри не стал покидать Париж. В течение четырех лет он продолжал театральную деятельность в занятом врагом городе, что вызвало нарекания со стороны борцов Сопротивления. Гитри был арестован группой этих борцов и продержан под стражей 60 дней без предъявления обвинения, после чего за неимением каких-либо доказательств дело было закрыто.
Если 1930–е годы были для него временем желаний, а 1940–е – чёрными временами, то в 1950–е годы всё перемешалось для Саши Гитри. Написав сценарий фильма «Адемар, или игрушка судьбы» и не имея возможности самому снять его из–за болезни, Гитри доверил снять фильм Фернанделю. Однако результатом остался недоволен настолько, что даже подал на Фернанделя в суд. Однако этот суд он проиграл.
После этого фильма последовали другие, в том числе эпические фрески: «Тайны Версаля», «Когда б Париж поведал нам». В своем творчестве Гитри восславил «истинно галльского любовника». Среди его фильмов – «Жемчужины в короне» (Les Perles de la couronne) и «Роман обманщика» (Le Roman d'un tricheur).
Последним фильмом, который снял Саша Гитри, стал фильм «Трое составляют пару» с помощью режиссера Клемана Деура. Работа над сценарием фильма «Жизнь на двоих» была прервана из–за болезни и смерти Гитри. Эту работу закончил Клеман Деур, пригласив в фильм самых именитых французских актёров, выразивших тем самым своё почтение мэтру.
Личная жизнь
Саша Гитри был женат 5 раз, всегда на актрисах, с которыми вместе играл либо в своих пьесах, либо в своих фильмах.
С 1907 по 1918 гг. – на актрисе Шарлотт Лизэ, бывшей любовнице своего отца (чему отец был, естественно не рад). Она сыграла в 19 пьесах своего мужа. Однажды в 1918 году, когда немцы осаждали Париж, Шарлотта пришла домой и сказала мужу, что была на службе в церкви Сент–Жервэ. Но Саша Гитри знал, что за два часа до этого церковь была разрушена новым сверхмощным оружием немцев – пушкой «Большая Берта». В том же году супруги развелись.
С 1919 по 1934 гг. – на лирическом сопрано и актрисе Ивонн Прантам (Весна), в связи с чем сын помирился с отцом. Свидетелем на свадьбе была несравненная Сара Бернар. Для Ивонны он написал несколько мюзиклов и 7 ревю, став в «прекрасную эпоху» автором «бульварного театра». Однако в браке Ивонна была неверна, и к одному из любовников даже ушла насовсем, правда, замуж за него так и не вышла.
С 1935 по 1939 гг. – на актрисе Жаклин Делюбак, младше Гитри на 22 года. Ему уже было 50 лет, и объявляя о свадьбе, он заявил: «Я вдвое её старше, значит, это правильно, что она – моя половина». Жаклин сыграла в 23 его пьесах и в 11 его фильмах. Однако и этот брак закончился разводом.
С 1940 по 1944 гг. – на актрисе Женевьеве де Сэревилль. Она – единственная из пяти жён носила фамилию Гитри. Сыграла в 9 его пьесах и в 5 его фильмах. Они расстались в 1944 году, но развод оформили только в 1949.
Через 4 месяца после развода женился в 5-й раз. С 1949 года до своей смерти в 1957 году – Саша Гитри был женат на актрисе Лане Маркони. Женившись, он сказал ей: «Другие были моими жёнами, ты же будешь моей вдовой!». Она сыграла в 9 его пьесах и в 13 его фильмах.
Гитри умер 24 июля 1957 года. Похоронен на кладбище Монмартр. Его могила – рядом с могилой отца Люсьена Гитри, брата Жана (родившегося в 1884 году и погибшего в 1920 году в автомобильной аварии) и с могилой последней его жены, Ланы Маркони, умершей в 1990 году.
Знаете ли Вы, что
— Свою первую пьесу написал в 17 лет. Всего им написано 124 пьесы для театра, многие из которых имели большой успех у публики и критиков. 17 из них он сам адаптировал для кино.
— Первый свой фильм как режиссер снял в 30 лет.
— Помимо Саша и Жана у родителей актёра – Люсьена Гитри и Рене Дельмас – было ещё два сына (1883 и 1887 г.р.), умершие ещё в младенческом возрасте.
–– Орсон Уэллс, снявшийся у Гитри в «Тайнах Версаля» и в «Наполеоне», считал Саша Гитри своим учителем.
–– Критики недолюбливали Сашу Гитри, обвиняя его в мегаломании, женоненавистничестве и самолюбовании. Зато он был реабилитирован последователями – представителями «новой волны» французского кино, и в частности, Франсуа Трюффо, который считал его великим актёром наравне с Чарли Чаплиным.