Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Макс Линдер

Max Linder

115073 large
  • Средний рейтинг фильмов:
  • Дата рождения: 16 Dec 1883
  • Дата смерти: 31 Oct 1925
  • Имя при рождении: Gabrielle Maximilian Leuvielle
  • Место рождения: Каверне, Сен-Лубес, Жиронда, Франция

В избранном у (3)

Profess thumb Profess
Ninanika thumb ninanika
Incendies thumb Incendies

Французский актёр, один из крупнейших мировых кинокомиков.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/372682
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0511729

Габриэль Максимилиан Лёвьель (настоящие имя и фамилия Макса Линдера) родился в Каверне близ Сен-Лубе департамента Жиронда.
В древнем роду Левьель было только одно занятие, переходившее от отца к сыну, — виноградарство. Семья жила на фешенебельной вилле. Её угодья исчислялись гектарами. Пять веков тяжкого труда в конце концов приносят потомкам обеспеченность. Маленький Габриэль должен был однажды вступить во владение фамильным делом. Даже не ползая под лозой с мотыжкой.
Холерная эпидемия 1885 года предвозвестила большие перемены. Двухлетний Габриэль был единственным выжившим из заболевших в округе. Доктора разводили руками: повезло!
Болезнь сильно сказалась на нём. Он рос тихим и молчаливым. Был совершенно не развит физически. Кожа да кости. И ростом не вышел. Среди статных крепышей семьи юный наследник выглядел карликом — 1 метр 57 сантиметров.
Лет в десять Левьель-младший впервые побывал с родителями в театре в Бордо. Он буквально заболел мечтой о сцене.
В 16 лет Габриэль поступил в Консерваторию Бордо. Родители не слишком противились его увлечению.
Сын действительно изучал актёрское ремесло всего два года. Последние шесть месяцев под неусыпным вниманием местного педагога мсье Гальяра. Яркий южный акцент кое-как изжили.
Юноша дебютировал в пьесе «Проделки Норины». Потом сыграл в «Романтиках» Ростана, «Поцелуе» Бонвиля, «Женитьбе Фигаро» Бомарше. Получив звание лауреата Консерватории Бордо, Левьель утвердился в мысли, что его дальнейший путь лежит на сценические подмостки Парижа.
Скандал был страшный. Сыну пригрозили лишением наследства, если он немедленно не выбросит театральную дурь из головы. И тогда несостоявшийся виноградарь тайно покинул дом в Сен-Лубе. Габриэль присоединился к труппе бродячих циркачей. В Парижскую консерваторию его не приняли.
Пробуждение на скамейке в запущенном сквере у кладбища словно током пронзило его мозг. Живопись! Габриэль всегда тянулся к рисованию, проявляя незаурядный для ребёнка талант. Через два дня Габриэль был принят в Академию живописи «Умбер» на бульваре Клиши, 104.
Директором-администратором был Энцо Лаури из бывших натурщиков. Через год он пригласил студента к себе в кабинет и сказал: «Левьель! Вас, несомненно, ждёт будущее лучшего художника-баталиста нашего времени».
Если бы он только знал, что тот уже давно ведёт двойную жизнь! В свободное от учёбы время Габриэль пропадал за кулисами. В театре «Амбигю-Комик» он дебютировал в микроскопической роли. Потом играл в «Двух сиротках» и «Преступлении умалишённого». Всего лишь статистом. Изображал подростков, что вполне соответствовало его облику.
Но паренька заметили и пригласили в театр «Варьете». Там он сыграл драматическую роль в «Фальшивомонетчиках». И снова массовка и мелкие выходы. Зато научился отменно танцевать.
Левьель жил двумя страстями. Утро и день — в академии. Вечер и ночь — в театре. Долго так продолжаться не могло. Помогла политика. По Европе прокатилась волна забастовок, студенты не остались в стороне. Забастовочный комитет академии «Умбер» возглавлял Габриэль Левьель. Его с треском вышибли из академии без права возвращения назад. Как на грех, именно в этот момент он был совершенно не занят в театре.
Помогла знакомая. Когда заполнял анкету статиста синема-ателье «Братья Патэ», написал никому не известное имя: «Макс Линдер», вспомнив о дружной труппе «Варьете» в которой он боготворил двух своих кумиров сцены Макса Дирли и Сюзанну Лендер. С этой минуты Габриэль Левьель исчез навсегда.

Карьера Линдера в кино развивалась стремительно. В июле 1905 года «Патэ» предоставила ему дебют в ролике «Первая сигара школяра».
Макс и не собирался становиться комиком. Его нишей тогда были кинодрамы. «Яд», «Контрабандисты», «Смерть тореадора», «Сганарель», «Мысли апаша», где он играл выразительные эпизоды — таков репертуар его первых шагов в кино. Между тем в театре дела Линдера складывались не лучшим образом. Играть юнцов он уже не мог.
По счастью, работая в кино, он успел хорошо изучить новое дело. Острый ум и природная наблюдательность определили успех, едва актёру подвернулся подходящий случай. В конце 1907 года Линдер снялся за 20 франков у «Патэ» в фильме «Дебют на коньках». Изображая кульбиты человека, впервые ставшего на лёд, он изорвал дорогой костюм и потерял золотую запонку.
Случайно узнав, что фирма втихаря заработала на этой ленте 800 тысяч франков, распродав копии по всей Европе, Макс сумел добиться у прижимистых братьев Патэ получение контракта на постоянный гонорар в 25 тысяч франков за каждые пять минут экранного времени.
Линдер совершил революцию в кино, он сократил ролик с 10 до 8 минут. Фильмы стали лучше брать прокатчики. Новый формат легко встраивался в любую сборную программу, из которых и состоял киносеанс начала ХХ века. В то время как признаком истинной комедии считалась бешеная скорость погонь, потасовок и приключений героев, его фильмы были отражением реального ритма окружающей жизни.
Мысля как художник, Макс ввёл в кадр понятие второго плана, мелких деталей, подлинности антуража. Нелишне упомянуть, что он лично рисовал раскадровки своих лент самым тщательным образом. И первым из комиков начал писать сценарии фильмов, а потом ставить их в качестве режиссёра.
Экранный Макс — это цилиндр, дорогой пиджак, брюки в полоску, шёлковый галстук на жемчужной булавке, жилет «фэнтази», крахмальные манжеты, чёрные лаковые туфли со светлыми гетрами, франтовская трость. А ещё элегантность, воспитанность и истинный талант к ничегонеделанию.
С 1910 года в каждую программу "Пате" входил как минимум один фильм с Максом; каждую неделю актёр создавал новую ленту длиной от 150 до 300 метров.
В 1910—1913 совершил триумфальное турне по Германии, Испании и России, во время которого его выступления на сцене перемежались демонстрацией фильмов. В каждой из поездок он отснял по два фильма: документальный о своих гастролях и комедию, привязанную к конкретной стране. К этому моменту темпы его работы изменились. Иные трюки Макс обдумывал и репетировал по два месяца.
С 1912 года начал сам ставить фильмы. Лучшие фильмы этого периода «Макс — жертва хинина», «Макс — виртуоз», «Макс — тореадор».
Осенью 1912 года Линдер приезжает в Испанию с танцовщицей Стасей Наперковской, тоже актрисой Пате. В Барселоне на арене переполненного публикой цирка Макс принял участие в состязании быков. Эта сцена вошла в фильм «Макс — тореадор».
Война 1914 года застала актёра в Париже. Линдер ушёл на фронт добровольцем. Служил водителем грузовика в автороте. Под Льежем был тяжело контужен. Едва вернулся в часть из госпиталя — разбили голову прикладом в рукопашном бою. В третий раз попал под немецкую газовую атаку. Только за полгода короля комедии пресса «хоронила» девять раз.
В 1915 году по состоянию здоровья его демобилизовали. Он уехал из Европы в США. В Голливуде Макс Линдер поставил три фильма и быстро понял, что надо менять героя, образ которого был убит войной. Возвратившись во Францию, вернул себе славу и зрителя картиной «Маленькое кафе» (1919) по пьесе Тристана Бернара.
Потом снова Голливуд, где он создал «лучшие ленты позднего Линдера», как о них принято говорить. Великий Чарли Чаплин недаром написал ему на своём портрете: «Максу — единственному и неповторимому. Профессору — от ученика».
В июне 1923 года Абель Ганс за неделю поставил фильм «На помощь!» с Линдером в главной роли. Премьера состоялась лишь четверть века спустя.
Потом король комедии снял свой последний фильм «Король цирка». В Вене весной 1925 года. А 30 октября того же года в Париже человек, которого весь мир знал как Макса Линдера, свёл счёты со своим человеческим и творческим одиночеством. И бесконечными проблемами от последствий военных ранений. Двадцатилетняя красавица жена пожелала разделить судьбу мужа, покончив с собой вместе с ним.

В начале 1960-х годов в СССР возник устойчивый миф, что Линдер якобы снялся как минимум в 500 кинолентах. Дотошные линдероведы подсчитали все фильмы, шедшие во всех кинотеатрах под всеми наименованиями. Без учёта хитростей прокатчиков, менявших для привлечения зрителей название одной и той же ленты по семь раз.
Корни комизма Линдера восходят к французскому сценическому водевилю. В его версии эти скетчи касаются исключительно мелкобуржуазных кругов. И представляют собой цепь кратких, достоверных и добродушных новелл со сквозным героем.
Из 120 фильмов, в которых за 20 лет снялся Линдер, его Макс присутствует в 95.

Почти 80 лет историки кино разыскивают сохранившиеся ленты первого короля комедии. На сегодня им удалось собрать почти половину. Прочие киношедевры сгинули под бомбёжками мировых войн и в пожарах мирного времени. Возможно, какие-то ещё будут обнаружены на пыльных чердаках в богом забытых уголках земли.

Интересныe факты

* В 1964 году его дочь Мод Линдер выпустила фильм «В компании Макса Линдера», состоящий из трёх комедий этого актёра, снятых в США в 1921—1922 годах («Будьте моей женой», «Семь лет несчастья» и «Куцый мушкетёр»).
* У Макса Линдера был маленький рост (157 см) и он долгое время обладал званием самого низкого (взрослого) актёра.
* В юности Макс Линдер не ходил в кинематограф даже как зритель.
* В единственном кинотеатре альпийского городка Шамони комедия Линдера «Дебют на коньках» шла каждый вечер в течение 15 лет.
* Скетч актёра «Любовь и танго», перенесённый на экран в 1912 году, вызвал в мире повальное увлечение танцем, до того считавшимся верхом неприличия.
* Не меньше 40 светских дам сбежали от своих мужей во время гастролей Линдера по России в конце 1913 года, навязывая ему своё знакомство.
* Накануне Первой мировой войны Макс Линдер входил
в пятёрку самых богатых холостяков Европы.
* Десятки трюков и скетчей, придуманных и поставленных Линдером, до сих пор используются в мировой комедии без ссылок на автора.

написала ninanika @ Tue, 08 Oct 2013 01:49:33 +0400

Кинофильмы

En compagnie de Max Linder
Комедия, Немое кино
Here Comes Mr. Jordan
Комедия, Мелодрама