Мэрвин Гэй
Marvin Gaye
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 2 Apr 1939
- Дата смерти: 1 Apr 1984
- Имя при рождении: Marvin Pentz Gay Jr.
- Место рождения: Вашингтон, округ Колумбия, США
Американский певец, аранжировщик, музыкант-мультиинструменталист, автор песен и музыкальный продюсер, наряду со Стиви Уандером стоявший у истоков современного ритм-энд-блюза.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/46672/
IMDb: http://www.imdb.com/name/nm0310848/
Марвин Пенц Гэй младший родился в семье священнослужителя (писавшего свою фамилию Gay) из консервативной Церкви адвентистов седьмого дня, который практически ежедневно избивал сына, чтобы привить ему нормы своей морали. По окончании школы Гэй служил в ВВС США, после чего пел в разных вашингтонских ду-вуп-коллективах, включая «The Rainbows» — группу, одно время работавшую с Бо Дидли.
Гастролируя в Детройте, этот коллектив, сменивший название на The «Moonglows», привлёк в 1961 г. внимание начинающего продюсера Берри Горди, который предложил певцу с приятным тембром голоса и трёхоктавным диапазоном контракт с только что основанным им лейблом «Motown». В конце 1961 года Гэй женился на сестре Горди, Анне (которая была старше его на 17 лет), и стал играть на ударных на записях мотауновского вице-президента Смоуки Робинсона.
Первые сольные записи Гэя ничем не предвещали великого артиста. Марвин мечтал о чувственных балладах и видел себя новым Синатрой, тогда как его коллеги по лейблу считали, что его будущее — за незамысловатыми танцевальными номерами. В 1963 г. его танцевальные записи стали достигать нижних пределов чартов, но только одна из них достигла первой десятки.
Во время своей работы на «Мотаун» Гэй записал полсотни синглов, из которых 39 попали в число 40 лучших песен США. Многие из этих песен он сам же написал и аранжировал.
Вершиной же мотауновского звучания считается сингл «I Heard It Through the Grapevine», первоначально записанный Смоуки Робинсоном, а затем — его протеже Глэдис Найт. Версия Марвина Гэя, несмотря на сопротивление руководителей лейбла, была всё-таки выпущена синглом и на исходе 1968 года возглавила Billboard Hot 100, удерживая первую строчку на протяжении 7 недель. Впоследствии её включили в свой репертуар Элтон Джон, Эми Уайнхаус и многие другие исполнители.
Помимо сольных записей, Гэй всегда считался мастером романтических дуэтов. В 1964 г. лейбл поручил ему записать альбом дуэтов с Мэри Уэллс, считавшейся в то время примой детройтского соула. В 1967 году его партнёршей по дуэтам была избрана Тамми Террелл, с которой он записал такие коммерчески успешные хиты, как «Ain’t No Mountain High Enough» и «You’re All I Need to Get By». В конце года Террелл потеряла сознание во время выступления с Гэем, вскоре после чего у неё была диагностирована опухоль мозга. Многочисленные операции не привели к улучшению. Смерть Тамми Террелл в марте 1970 года стала глубоким потрясением для Гэя, вызвав депрессию, сопровождавшую певца на протяжении всей дальнейшей жизни.
В годы активной борьбы чернокожих за свои права, к которой подключились ведущие музыканты (Сэм Кук, Джеймс Браун, Отис Реддинг, Арета Франклин), артистам «Мотауна» было указано всячески избегать социальных шероховатостей. Эта установка вызывала острое неприятие Гэя, который считал предлагавшийся ему незамысловатый и откровенно коммерческий ритм-энд-блюз недостойным своего таланта. Постоянные конфликты с шурином и растущее отчуждение с женой заставили его на исходе десятилетия практически прекратить записываться.
В начале 1971 года Гэй вернулся в музыкальную индустрию с концептуальным альбомом «What’s Going On», песни для которого он сам написал и спродюсировал. Работа над диском проходила под влиянием рассказов демобилизованного брата о войне во Вьетнаме, размышлений о бедности и дискриминации, которым подвергаются обитатели чёрных гетто, о распространении там наркомании и коррупции, о бедственном состоянии окружающей среды. Все эти темы нашли отражение в песнях альбома. В заглавной композиции заложен призыв к миру и взаимопониманию, созвучный с написанной примерно в то же время ленноновской «Imagine».
Сразу по окончании работы над диском Марвин принимается за написание инструментальной, почти джазовой звуковой дорожки к фильму «Trouble Man», посвящённому нелёгкой доле чернокожих.
В своих последующих работах Гэй отходит от активной социальной позиции. Знойная чувственность, которая согревала многие его ранние записи, в полной мере проявилась на альбоме 1973 года, своей до неприличия откровенной лирикой сокрушивший многие табу, бытовавшие в музыкальной индустрии. Критики называли этот диск сексуальной революцией в ритм-энд-блюзе.
В том же 1973 году Гэй записал очередной (и, пожалуй, наиболее известный) альбом дуэтов, на этот раз с мотауновской дивой Дайаной Росс. Релиз следующего альбома был задержан разводом певца с Анной Горди. Оставшуюся часть десятилетия внимание певца поглощали судебные тяжбы, связанные с разводом. Поклонникам приходилась довольствоваться перевыпусками более ранних записей, а также концертным альбомом 1977 года.
Последние годы жизни Гэя были осложнены не только двумя разводами (певец был женат на Дженис Хантер с 1977 по 1981 год), но и сопровождавшими их тяжбами относительно налогов и алиментов. Чтобы вернуть себе творческий запал, музыкант переезжает на Гавайи, но там ему приходится бороться с обострившейся кокаиновой зависимостью. В 1981 г. он начинает работу над амбициозным проектом «In Our Lifetime», который, по мнению певца, был ремикширован и запущен в продажу лейблом без его согласия.
Разорвав после этого инцидента длительные отношения с «Мотауном», Марвин Гэй записывает альбом «Midnight Love». Синглом с него была выпущена задуманная как «сопровождение для занятий любовью» песня «Sexual Healing», покорившая в 1983 г. чарты по всему миру. На волне этого успеха Гэй примирился с Горди и преисполнился новых творческих планов, которые оборвали два выстрела из пистолета во время нелепой стычки с отцом накануне 45-летия певца.