Александр Пашутин
Александр Пашутин
- Средний рейтинг фильмов: 7.72
- Дата рождения: 28 Jan 1943
- Имя при рождении: Пашутин Александр Сергеевич
- Место рождения: Москва, СССР (Россия)
Советский и российский актёр театра и кино. Заслуженный артист РФ (1992). Народный артист России (1999).
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/122811
Александр Пашутин родился в обыкновенной московской семье. Впервые случилось примерить на себя актерскую профессию еще в детсаду, на утренниках, в образе петуха. Тогда - то мама будущего актера сказала пророческие слова: «Петух – твоя первая роль». Потом веселая жизнь в московском Доме пионеров, в знаменитом детском ансамбле песни и пляски имени Локтева. Гастроли, гастроли, гастроли!
На всю жизнь осталась в памяти актера первая поездка на Украину в августе 1953-го с этим ансамблем. Александру Сергеевичу было 10 лет, но он запомнил все детали того целого тура - Винница, Канев... Тогда праздновали воссоединение Украины с Россией, и дети по случаю выступали на центральном стадионе имени Хрущева в Киеве. И каждому дарили большие коробки конфет и украинские вышиванки, поили парным молоком, тут впервые городской паренек попробовал украинского борща. Навсегда запомнил июльскую вишню в селах, которая свешивалась ветками с сельских дворов на дорогу – рви – не хочу.
Затем было Суворовское училище и театральный кружок при нем: тут-то театральная бацилла окончательно поселилась в Александре Пашутине. А дальше понеслось: студия при театре Станиславского, в которую юноша поступил еще после восьмого класса. Педагог Иван Тарханов тогда сказал своему ученику: «Если есть «витамин ТТ» - талант и темперамент - все будет в порядке». Но это, скорее всего все же дается природой. Вот эта самая природа и не обделила Пашутина этим своим «ТТ»!
В студии ВТО в то время вместе с Александром Сергеевичем учились Никита Михалков и Инна Чурикова, Марк Гейхман и Лиза Никищихина. Все два года учебы студийцы были заняты в спектаклях театра, где работал тогда и Евгений Леонов. И скорее всего именно вот за эти два года учебы человек и понимал, стоит ли ему посвятить свою жизнь этой профессии или нет. И Пашутин решил для себя твердо и навсегда: «Наверное, стоит». И посвятил.
Потом были незабываемые годы учебы в школе-студии при МХАТ, где преподавали великие мастера Тарханов и Комиссаров, Топорков и Массальский. После окончания в 1968 году, молодого актера пригласили в театр Гоголя, не худший, следует отметить, театр. Правда, Олег Ефремов в то время произнес: «Потерпи там годик и я тебя перетащу в «Современник». Но он потом взял на себя МХАТ и Пашутин остался в театре Гоголя, где и проработал 13 лет, о чем, кстати, ни дня не пожалел. С 1985 года Александр Пашутин перешел в театр имени Ермоловой, затем - в Театр имени Моссовета, а с 1996 играет в «Антрепризе Михаила Козакова».
Обычно, если театральному актеру удаются роли в кино, то его жизнь разветвляется на киношную и другую, придаточную, театральную. У Александра Пашутина, к счастью, перекоса не произошло. Он продолжал любить свой театр и снимался в кино. При этом актер всегда помнил – в каждом фильме нужно сниматься, как в последнем. Иначе если плохо сыграет актер, то кто-то после скажет: «Да ну его к черту! Он плохой артист». Именно этому неписанному для себя «закону» артист и следует, правда не часто, слышал и такое: «Саша, картина слабая, но ты – молодец, ты - ничего!»
Вообще, Александр Пашутин считает, что у него развито чутье на слабые картины. Он даже одно время собирался коллекционировать картины, от которых отказался, чтобы посмотреть их потом на экране. И действительно – слабые картины оказывались, слабые сценарии, и даже критики не оставляли на них камня на камне.
Первая картина Александра Пашутина была у Петра Тодоровского. В мелодраме «Городской романс» он блестяще сыграл доктора Крича. Потом был бригадир Качнов в драме «Премия», Семен Семенович Говядин в киноповести «Хождение по мукам», Лямин Кирилл Петрович в приключении «Исчезновение» и пассажир, вывихнувший челюсть в катастрофе «Экипаж».
Пашутин все время снимался и никогда не хватался за голову: «Боже мой, чего я такое?». Кино, да, оно дает известность, или лучше «славу», хотя кому как удобно и нравится… А еще, если быть откровенными, неплохое финансовое положение, даже и в советское время. И, скорее всего самое главное – опыт. Ведь Александру Пашутину приходилось сниматься с теми, с кем в театре он никогда бы мог и не встретиться: Павел Кадочников, Борис Андреев, Нонна Мордюкова, Евгений Леонов, Иннокентий Смоктуновский, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев… У них он, как артист неглупый, набирался опыта. А это важное дополнение к его врожденному «витамину ТТ».
1984 год стал для Александра Пашутина на редкость съемочным. Его пригласили на роль Гмыря в детективе «ТАСС уполномочен заявить...» и предложили сыграть Костю Федотова в картине «Профессия – следователь». Затем были романтическая комедия «Что у Сеньки было?», мелодрама «Зачем человеку крылья», образ Платонова в нашумевшей криминальной истории «Приступить к ликвидации», драма «Преферанс по пятницам», киноповесть «Я за тебя отвечаю».
И, конечно же, роль интеллигента-архитектора Спиркина в этом, таком продуктивном для артиста году, в притче большого мастера «мужского кино» Абдрашитова «Парад планет». В экзистенциальной драме режиссер на славу сложил мужской групповой портрет. Его герои - каждый целый мир, каждый как самостоятельная планета: звездочет 0лега Борисова в центре компании, Султан из мясного Сергея Шакурова, Пухов с арматурного Петра Зайченко, советский функционер городского масштаба Сергея Никоненко и «завязавший» Алексея Жаркова. Поистине интересная, звездная плеяда актеров.
Чуть позже, в 1986 году Александр Пашутин снова снялся у Вадима Абдрашитова в роли Руслана в замечательном фильме о начале Перестройки - драме «Плюмбум, или Опасная игра».
Вообще Александру Пашутину везло на внимание именитых режиссеров, мэтров отечественного кино. Всего же на счету актера свыше восьмидесяти разноплановых ролей. У Эльдара Рязанова он снялся в такой известной картине, как городская притча, социальная трагикомедия «Небеса обетованные», ярко сыграв машиниста, представителя городской свалки начала 90-х - свалки, на которой живут люди - бомжи, те, кто не смог приспособиться к условиям жестокой действительности, и которые даже и здесь сильно мешали городским властям и должны были бороться за свои права нищих.
Затем была роль красного комиссара в городской сказке, чудной мелодраме «Привет, дуралеи». Герой Александра Пашутина органично вписался в то симпатичное аутсайдерство, которое хотел воспеть Рязанов, и которое должно было объединить влюбленных героев. Все персонажи фильма, блестяще сыгранные Вячеславом Полуниным, Татьяной Догилевой, Борисом Щербаковым, Александром Ширвиндтом и Ольгой Волковой соответствуют местам и функциям, которые отвел им мудрый Рязанов.
У Петра Тодоровского Александр Пашутин снялся в фильме о жизни и нравах военного городка в первые послевоенные годы «Анкор, еще Анкор». Трагическая мелодрама, снятая в стиле «ретро». Александр Пашутин, правда, в этой ленте был занят в роли второго плана. Хотя, доверив второплановые роли великолепным актерам, Тодоровский расширил и углубил жизненное пространство своего фильма. Персонажи Пашутина и Никоненко, Ильина и Яковлевой, Гниловой, Малеванной и Ильина отразили на экране в лицах все многообразие поколения победителей.
А у Андрея Михалкова-Кончаловского в социально-историческом триллере о мрачной эпохе 1930-1950-х годов «Ближний круг» Александр Пашутин был занят в эпизодической роли. Первый фильм, как запоздалый отклик на сталинскую тему, столь популярную в эпоху перестройки, снятый Андреем Михалковым-Кончаловским в России по возвращении из США. Условием продюсера было занять в главных ролях американских актеров - так появился тут в роли киномеханика формановский Амодей - Том Халс - и Лолита Давидович в роли его жены. Они играли добросовестно и сочувственно, но все же режиссер, нельзя не заметить, блестяще сделал все, чтобы они, в меру своего совершенно иного опыта, хоть как-то смотрелись на фоне потрясающе работающих во второстепенных ролях Александра Пашутина, Ирины Купченко, Евдокии Германовой и Марии Виноградовой.
Александр Пашутин - человек открытый и легкий на подъем. Но его никогда не увидишь в дешевых программах и пошлых ток-шоу, поскольку, несмотря на покладистый характер, Александр Сергеевич хорошо знает себе цену.
Правда, он охотно принял участие в «Последнем герое». Хотя поездка на остров - не была стремлением испытать себя. Во-первых, актеру в то время было 59 лет. Скорее всего, подумалось: в кои-то веки ещё он попадет в Доминиканскую Республику? Да никогда в жизни! А тут поехали, да ещё компания была хорошая - люди замечательные, заранее все знали, кто поедет. Ну и потом, естественно, действительно было интересно испытать свой организм, коэффициент прочности в теле, в мозгах, в психике. Потому что там же совсем другие условия! Не то что у дома: трёхкомнатная квартира, где стоит только хлопнуть в ладоши: «Люба, подай!» И жена всё подаёт, как сказочная скатерть-самобранка. Там - на острове, среди океана, среди дикой природы - условия были совсем другие. Можно сказать даже - никаких условий! Поэтому, конечно, в этом был большой интерес: попробовать самого себя, кто ты и что ты, как и насколько ты ещё функционируешь. И в итоге вроде и ничего, есть еще порох в пороховницах у актера Александра Пашутина!
Удачно Александр Пашутин вписался и в современный кинематограф. Только за 2004 год им было сыграно около десятка ролей. Роль Шныря в сериале «Боец», участие в съемках криминальной драмы «Тайный знак. Формула счастья», строгий и в то же время хитроватый Семён Натанович Ковлер в киноленте «Надежда исчезает последней», а также роли в фильмах и сериалах: «Граф Крестовский», «На безымянной высоте», «Узкий мост» и др.
Режиссеры не забывают о талантливом актере, по-прежнему регулярно его приглашая. Сериалы, полный метр, - Александр Пашутин снимается везде, если считает материал интересным. И роли то все разные. Вот, например, его Эдуард Георгиевич Орлов из сериала «Люба, дети и завод» (2005) - типичный советский положительный ветеран труда и неисправимый подкаблучник. А вот - мужественный генерал Григорьев в сериале «Гибель империи» (2005). Запомнился и его красавец Трегуб в военном фильме «Ленинград» (2007).
И, конечно же, съемки в Киеве в военном детективе, сериале «Смерть шпионам!» (2007). Александр Пашутин сыграл одну из главных ролей майора Черепахина, настоящего русского служаки - доброго, хозяйственного, по-отечески относящегося к солдатам. Александр Сергеевич взахлеб рассказывает о работе, о съемочной группе, об отличной организации всего процесса: «Я просто очарован режиссером Сергея Лялина! Даже не думал. Знаете, когда спросили у Жана Габена, что самое главное в фильме, он ответил: «Во-первых, во-вторых, и в-третьих – хороший сценарий». Так и тут. Отныне, если компания «Стар-медиа» предложит мне пусть совсем небольшую роль, не раздумывая откажусь от любых других, даже более выгодных». Такое признание именитого актера дорогого стоит.
Что же должно быть такого в сценарии, чтобы великий актер Александр Пашутин взялся бы за него без раздумий, сходу! Даже хорошие актеры плохой сценарий не всегда вытягивают. Хотя, были у Пашутина работы…скажем так, все мы люди, все мы «человеки», все ходим в магазин. И деньги у нас еще никто не отменил. А ведь часто смотришь картину и понятно – этот актер снимается из-за денег. Так и Александру Сергеевичу пришлось как-то в одном сериале «подсняться»– сценарий никудышний, играть там было нечего, но о-че-нь хорошо платили. Конечно же, актер понимал, что искусства в этом мало, и совесть что-то нашептывала... Но у него пятеро внучат, они, правда, не протягивают ручки и не говорят «дедушка, дай покушать!», но он же, при всем при том все же «дед», любит их всех… Но и при том при всем актер все же к себе взыскателен, на черную «порнуху» не согласится никогда и не за какие денежки.…
Часто актерам, людям творчества, не всегда хватает времени вдоволь побыть отцом, мужем, дедом… А у Пашутина и тут все в порядке, как говорят «на мази!» Он был, впрочем и есть, хороший папа, он - хороший дед и неплохой муж. И на жену у актера времени хватает, и на внуков. «Сидя на печке», конечно же, он уделял бы им больше времени, но от жены он никогда не слышал: «Тебя не было дома полтора месяца, надоело!» Она мудрая женщина, тем более что она киевлянка, с Подола.
А еще у Александра Пашутина есть любимая теща, кстати, тоже из Киева. И он ее о-бо-жа-ет! За нее – хоть на амбразуру. Она, отдать ей должное, за все годы ни одного поперечного слова не сказала! Как такую не любить!
Вообщем-то, по натуре Александр Сергеевич очень уравновешенный. Он никогда не испытывал стрессов, он их даже не знает. Ну, были у него, как у всех, в личной жизни некоторые неприятности. Но про Пашутина нельзя сказать, что он, к примеру, от переживаний запивал, он — человек непьющий, или там… вешался, резал себе вены - да упаси Господь! Жизнь так прекрасна! А вот по поводу спорта - в этом Александр Сергеевич просто сумасшедший! Он ездит в клуб «подкачаться», отлично играет в теннис, любит поплавать, просто обожает парную… «Всегда говорил, что и киноактёры, и актёры театральные — народ ленивый. Но надо взять себе за правило, что ты должен своим телом заниматься! Отдай этому хоть час-полтора, но каждый день!» - советует всем, и собратьям актером и просто народу, Пашутин Александр Сергеевич.