Евдокия Турчанинова
Евдокия Турчанинова
- Средний рейтинг фильмов:
- Дата рождения: 2 Mar 1870
- Дата смерти: 27 Dec 1963
- Имя при рождении: Евдокия Дмитриевна Турчанинова
- Место рождения: г. Москва, Российская Империя.
Российская и советская драматическая актриса, мастер художественного слова (чтец), педагог.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/346599
Родителями будущей актрисы Евдокии Турчаниновой были Дмитрий Павлович Турчанинов и Прасковья Николаевна Турчанинова.
В 1891 году она окончила драматические курсы при Московском театральном училище, где училась под руководством А. П. Ленского, и была принята в труппу Малого театра.
Свой путь на сцене Евдокия Дмитриевна начинала как комедийная актриса и травести, при этом играла и хара́ктерные роли и роли старух. Первой её ролью стала Ульяна в спектакле по пьесе «Воевода» А. Н. Островского сыгранная в 1891 году.
Евдокия Турчанинова выдвинулась в роли Тани в спектакле «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, сыгранном в том же году. Следующие значительные работы Турчаниновой — Варвара («Гроза», 1892) и Поликсена («Правда — хорошо, а счастье лучше» Островского, 1897), Лиза («Горе от ума», 1899). Обаяние Турчаниновой, её эмоциональность и непосредственность игры обеспечили молодой актрисе успех.
Особенно удавались Евдокии Турчаниновой роли требующие умения исполнения народных песен и танцев, она обладала хорошим голосом и училась пению у оперной певицы Э. К. Павловской (впоследствии заслуженной артистки РСФСР).
Национальный характер дарования Турчаниновой раскрылся в ролях русского классического репертуара. Знаток родного языка, старого уклада жизни, Турчанинова воссоздавала разнообразные типы прошлого: Фекла Ивановна («Женитьба», 1896), Акулина Гавриловна («Женитьба Бальзаминова» Островского, 1896), Курицына («Грех да беда на кого не живет» Островского, 1910), Кухарка («Плоды просвещения», 1911), Бальзаминова («Свои собаки грызутся, чужая не приставай» и «Женитьба Бальзаминова» Островского, обе в 1914), Старуха-крестьянка («Воевода» Островского, 1916), княгиня Тугоуховская («Горе от ума», 1917) и др.
Типичная представительница искусства Малого театра, актриса театра Островского, исполнившая в его пьесах 76 ролей, Турчанинова главное внимание уделяла слову, характеризовала своих героинь прежде всего через своеобразие их произношения, мелодики, ритма и темпа речи.
Успех Турчаниновой в возрастных ролях был настолько значительным, что амплуа старухи закрепилось за ней ещё со времён выпуска из училища. Значительное место в репертуаре Евдокии Дмитриевны занимали пьесы А. Н. Островского, во многих из которых она поочерёдно играла все или почти все женские роли («Трудовой хлеб», «Гроза», «Свои люди — сочтёмся», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Воевода»). Весь репертуарный список Евдокии Турчаниновой включает 373 роли.
Одновременно с работой на основной сцене Малого театра Турчанинова в 1898-1907 выступала также в его молодежном филиале (т. н. Новый театр). В спектаклях, поставленных здесь А. П. Ленским, она с большим успехом исполняла роли: Марьи Антоновны («Ревизор», 1898), Леля («Снегурочка» Островского, 1900) и др.
Евдокия Дмитриевна Турчанинова играла и в пьесах западно-европейских драматургов, передавая своеобразие национальных характеров: Керубино («Свадьба Фигаро», 1899), Туанетта («Мнимый больной» Мольера, 1910), Като и Мадлон («Жеманницы» Мольера, обе в 1911), мистрис Форд («Виндзорские проказницы» Шекспира, 1902) и др.
Социальной остротой, типичностью, психологической глубиной, высоким мастерством отмечены образы, созданные Турчаниновой в советское время. В 1918-22 в выездных спектаклях на фабриках, заводах, в казармах, рабочих клубах Турчанинова сыграла ряд новых ролей. В этот период исполнение Турчаниновой ролей отрицательных персонажей носило сатирический характер.
Монументальный образ Мавры Тарасовны («Правда — хорошо...», 1941) занял центральное место в галерее сценических образов Турчаниновой. Владея искусством перевоплощения, Турчанинова достигала предельной естественности в игре. Высокой выразительностью отличались в исполнении Турчаниновой немые сцены. Тонкий психолог, она облекала свой замысел в четкую форму. Преображаясь внутренне, актриса пользовалась сложным гримом в редких случаях (1-я ведьма — «Макбет», 1914; Галчиха — «Без вины виноватые», 1916, 1940, 1951).
Новая грань дарования Евдокии Дмитриевны раскрылась в ролях г-жи Гранде («Евгения Гранде» по Бальзаку, 1939) и Галчихи, сыгранных с глубоким драматизмом. Музыкальность сценической речи, прочная внутренняя связь с партнерами характеризовали игру актрисы. Она утверждала и развивала лучшие традиции Малого театра, воспринятые ею в юности от корифеев труппы.
С 1910 вела педагогическую работу; в 1918-23 преподавала на драматических курсах при Малом театре.
Фильмография Евдокии Дмитриевны Турчаниновой за период с 1952 по 1960 год составляет 7 фильмов.
Выйдя из состава труппы в 1959 году, Турчанинова по 1961 год изредка продолжала выступать на сцене Малого театра.
Евдокия Дмитриевна выступала также как мастер художественного слова. Наследие Е. Д. Турчаниновой в собрании Гостелерадиофонда поистине бесценно! Это литературные произведения, русские народные сказки, сказы, радиоспектакли, сцены и спектакли Государственного академического Малого театра с участием Е. Д. Турчаниновой – около 100 записей. Её партнерами были: П. Садовский, М. Царев, В. Рыжова, А. Яблочкина, И. Ликсо, В. Владиславский, Н. Рыжов, П. Богатыренко, И. Ильинский, Н. Анненков, Е. Гоголева… В коллекции ГТРФ есть запись творческого вечера Евдокии Турчаниновой, сделанная в 1949г., юбилейного вечера – 65 лет на сцене (запись 1958 г.). Выступление великой актрисы на вечере, посвященном 30-летию Советской Армии, о поездках на фронт с концертами в годы Великой Отечественной войны, о счастье выступать перед фронтовиками (запись 1948 г.). Выступление на вечере, посвященном рождению молодежных театров (запись 1958 г.).
В 1959 году Всероссийское театральное общество выпустило книгу, посвященную творчеству Е. Д. Турчаниновой.
Во время Великой Отечественной войны актриса передала свои денежные средства в Фонд обороны.
Евдокия Дмитриевна Турчанинова скончалась в Москве. Похоронена на Калитниковском кладбище.
Интересныe факты
* Народная артистка СССР (1943).
* Сталинская премия первой степени (1943) — за многолетние выдающиеся достижения.
* Сталинская премия первой степени (1948) — за участие в спектакле «Великая сила» Б. С. Ромашова.
* Два ордена Ленина (1945, 1949).
* Орден Трудового Красного Знамени.
* Медали.