Хельга Филиппова
Хельга Филиппова
- Средний рейтинг фильмов: 6.40
- Дата рождения: 15 Jul 1968
- Имя при рождении: Хельга Филиппова
- Место рождения: Петрозаводск, СССР (Россия)
Российская актриса театра и кино, ведущая актриса театра «Небольшой Драматический Театр» (НДТ) под руководством Льва Эренбурга.
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/581814
В 1994-м, имея за плечами законченное высшее образование, опыт работы за рубежом и престижную работу в министерстве культуры, Хельга вдруг, просто из любопытства, обратила внимание на объявление о наборе в Петрозаводскую театральную студию. Почему бы не попробовать и не поиграть в свободное время в театре? Интерес к театральной студии не воспринимался вначале всерьез, но впоследствии стал судьбоносным выбором в ее жизни.
В студию набирал Лев Эренбург, тогда – неизвестный молодой режиссёр, теперь – знаменитость и культовая фигура в театральном мире. Двух недель занятий с ним хватило, чтобы мировоззрение Хельги, её взгляд на театр, искусство, жизнь поменялись полностью. Актриса нашла мастера, с которым ей было интересно открывать себя и мир вокруг – каждый день. А потом – снова Петербург и снова Эренбург. На сей раз они встретились в Академии театрального искусства, в филиале которой («Интерстудио» в Пушкине) Лев Борисович набрал актерско-режиссерский курс. В 1999-м году этот курс превратился в «Небольшой драматический театр». Театр с несерьезным названием, но с серьезным взглядом на вещи и с уникальной актёрской школой, подобной которой в Петербурге нет и по сей день.
Сегодня НДТ, или НеБДТ, как называют его зрители - это один из наиболее самобытных и сильных театральных коллективов Санкт-Петербурга, известный не только в России, но и за рубежом. Хельга Филиппова, работающая в театре с его основания, является ведущим мастером сцены. Интересно, что имея к этому все возможности, она никогда не желала играть где-то ещё. Небольшой драматический стал театром, который из года в год открывал (и открывает) ей что-то новое в себе и в людях, который учил (и учит) уникальной школе переживания, который давал (и дает) немыслимый для обычного театра приток энергии. Это театр, в котором ей интересно. Театр, который стал семьёй.
Образы, созданные Хельгой в НДТ, рельефны и многогранны. Это значит, что каждая роль имеет законченную яркую форму, но при этом в каждом спектакле может звучать по-новому. Потому что процесс работы над ролью в театре Эренбурга не прекращается никогда. Нет, здесь никто не стоит часами «у станка», но ежедневные наблюдения, эксперименты, импровизации и просто мысли на тему позволяют спектаклю (и образу в нём) жить долго, оставаясь интересным и глубоким. Этот своеобразный непрекращающийся тренинг даёт актрисе возможность быть в хорошей творческой форме, мгновенно входить в нужное состояние, будь то комедия, драма или фарс. Не желая замыкаться в границах какого-то одного жанра, Хельга работает над собой и стремится раздвинуть границы восприятия её творчества зрителями и режиссёрами. Оставаясь верной себе, она не боится экспериментировать, как в театре, так и в кино.
Режиссёры и кастинг-директора, не знакомые с театральными ролями Хельги Филипповой, чаще всего предлагают ей роли преуспевающих, шикарных женщин, ярких бизнес-леди, острохарактерных стерв. Внешность актрисы оправдывает их выбор: строгая красота, необъяснимо притягательные черты лица, немного низкий, но очень выразительный голос, умные, с хитринкой и каким-то тайным знанием глаза, загадочная улыбка… Из Хельги получаются отменные сильные женщины. Это не сложно, она сама – такая. Но актриса идёт дальше, открывая в каждой такой «железной леди» скрытую боль, слабость, мечту. Ей не по душе играть-рисовать роль одной краской, интереснее – смешение жанров, пограничный жанр.
Из таких любимые - трагифарс, трагикомедия. О серьёзном – через смех, о смешном – через слёзы. Ее Валерия в фильме Дмитрия Месхиева «Семь кабинок» - колкая и надменная хозяйка ночного клуба. Накрашенная и разодетая, она столь же эффектна, сколь и смешна. Но когда разговор (а вернее – пустой бабий трёп у зеркала в сортире) вдруг заходит об обманувшем её юнце, голос крутой стервы начинает неподдельно дрожать, а в глазах проступают самые настоящие слёзы, совсем не комического свойства…
Подобные работы говорят о высоком профессионализме и высшей степени таланта актрисы, которой под силу сыграть, как жесткую, острохарактерную бизнес-леди, сильную неунывающую женщину, так и другую - слабую, мягкую, тонкую, ранимую.
Любое появление Хельги на экране, даже в эпизодической роли – событие. Например, мать Сони в фильме Александра Стриженова «Юленька». Происходящие в картине ужасы эффектны, но далеки от реальности, поэтому в зрительском восприятии возникает некий эффект отстраненности. Однако когда на экране появляется Хельга, взирать на неё отстраненно невозможно. Кадр – доля секунды – флэш-бэк о гибели Сони, почти без звука, в замедленной съемке. Мать рвется к телу погибшей девочки – падая, крича, вырываясь и разрываясь от необъятного горя. Если и было ироничное отношение к предыдущим событиям этой страшилки, то в данной сцене от него не осталось и следа, в горле - ком. Это больше, чем истерика, это что-то на разрыв аорты, ужас и боль вселенского масштаба. И всё – в десятке секунд экранного времени.
Театральные роли - отдельная статья в творчестве Хельги Филипповой. Лауру в спектакле «В Мадрид, в Мадрид!» она играет вот уже 10 лет, и каждый раз на эту старую деву с искалеченной жизнью смотришь сквозь смех и слёзы. От актрисы невозможно оторвать глаз; переходы из комического в трагическое и обратно она совершает с лёгкостью иллюзиониста, не давая зрителю перевести дух. Анна в «На дне» - любимый образ, самый дорогой, выстраданный. Разбитая инсультом, некогда - красавица, а теперь – обуза, Анна – Филиппова непослушными руками вяжет свитер любимому мужу. Жалкое существо с каркающими интонациями, в последние минуты жизни она вновь станет красивой, заговорит своим голосом и уйдёт к Нему чистая, как слеза. Которая блестит на её лице и на лице зрителя в зале. За исполнение Анны в 2005 году Хельга получила диплом Международного фестиваля «Рождественский парад» - «Лучшая женская роль». Роль, которая по её собственному признанию, дала ей профессиональную уверенность в себе и в том, что она делает на сцене.
Недавно в одном интервью её спросили: «Хельга, что такое для вас театр?». Актриса ответила: «Театр для меня - это познание жизни во всех её проявлениях, и чем больше я им занимаюсь, тем больше я могу сопереживать человеку, откликаться на его боль, радоваться его победам».
Хельга Филиппова на сцене вот уже более 10 лет. Она безоговорочно верна петербургскому «Небольшому драматическому театру Льва Эренбурга». На экране её можно видеть в фильмах таких режиссёров, как Дмитрий Месхиев, Алексей Герман-мл., Авдотья Смирнова, Борис Фрумин, Роза Орынбасарова… Список можно продолжать – в фильмографии Хельги более 50 ролей, больших и совсем крошечных. Авторское кино и телевизионный сериал; драма, комедия, гротеск, фарс, пародия – кажется, она способна сыграть всё. Облачиться в роскошные одежды и предстать эффектной леди или состарить, «смыть» свое красивое лицо и превратиться в странное полусумасшедшее существо в бесцветных отрепьях. Привлекательная, умная, сильная, некрасивая, смешная, жалкая - она бесстрашна в своих перевоплощениях. Впрочем, именно такой и должна быть настоящая актриса.
Интересныe факты
* Кандидат в мастера спорта по спортивному туризму.