Алла Сурикова
Алла Ильинична Сурикова
- Средний рейтинг фильмов: 7.58
- Дата рождения: 6 Nov 1940
- Имя при рождении: Сурикова Алла Ильинична
- Место рождения: Киев, СССР (Украина)
Советский и российский кинорежиссёр и сценарист. Народная артистка России (2000). Член Союза кинематографистов России и преподаватель Московского Института Телевидения и Радиовещания «Останкино».
КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/251142
С детства Аллу Сурикову окружала добрая и творческая атмосфера. Ее родители, очень артистичные от природы, "всегда старались идти по солнечной стороне жизни", а "улыбка была украшением фамильного герба" (А. Сурикова). Мама была врачом, папа более 30 лет проработал инженером на Киевском телецентре, а до этого преподавал в Институте киноинженеров. Он часто водил дочь смотреть фильмы. Это и стало первой ниточкой, связавшей ее с кинематографом. В семье были актеры, музыканты, художники. Настоящим праздником был приезд в Киев на гастроли Одесского театра, в котором играл ее дядя Яков Осипович Заславский. Алла не пропускала ни одного спектакля, знала наизусть многие его роли, особенно ей нравились Осип из гоголевского "Ревизора" и Филька-анархист из "Интервенции". Неудивительно, что она с детства мечтала стать актрисой, играла и ставила спектакли в школьном драмкружке.
После школы, не пройдя по конкурсу в Институт легкой промышленности, Алла устроилась слесарем-сборщиком на авиазавод. На следующий год она поступила на филологический факультет Фрунзенского Государственного университета, а впоследствии перевелась в Киевский университет. Параллельно учебе на отделении русского языка и литературы филфака она занималась на кафедре математической лингвистики мехмата у профессора Л.А. Калужнина.
Проработав по окончании университета некоторое время корреспондентом на украинском телевидении, Алла Сурикова пришла на Киностудию имени А. Довженко. Была ассистентом режиссера на съемках фильмов "Маленький школьный оркестр" (1968) и "Умеете ли вы жить?" (1970). В 1971 году она поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров (мастерская Александра Алова и Владимира Наумова), где художественным руководителем был Георгий Данелия. Первые самостоятельные режиссерские работы Аллы Суриковой - трехминутная лента "Девочка и Солнечный зайчик" по мотивам этюда Л. Енгибарова с 5-летней дочерью Кирой в главной и единственной роли (1971) и фильм-курсовая "Живая шляпа" по рассказу Н. Носова (1972). В это самое время у нее возникает идея создания детского юмористического киножурнала наподобие взрослого "Фитиля", состоящего из коротких смешных миниатюр. В Союзе кинематографистов эту идею активно поддержали Ролан Быков и Кира Парамонова, и вскоре на Киностудии имени М. Горького родился и сразу стал популярным знаменитый "Ералаш", для которого Алла Сурикова сняла впоследствии 2 сюжета ("Ну кто же так рисует?!", 1977; "Врешь ты все!", 1996).
Дипломная работа начинающего режиссера - короткометражный мюзикл по собственному сценарию "Лжинка, или Маленькая ложь и большие неприятности" (стихи Л. Барбас, музыка В. Хропачева и В. Быстрякова). В 1974 году на Всесоюзном кинофестивале "Молодость" она была удостоена приза Госкино УССР "За лучшую режиссуру". На Киностудии имени А. Довженко Алла Сурикова сняла еще 2 картины - документальный телевизионный фильм-концерт "Рождение танца" (1975) об Ансамбле украинского танца под руководством П.П. Вирского и свою первую полнометражную ленту "Предположим, ты капитан..." (1976), сценарий которой она написала в соавторстве с В. Горловым по мотивам рассказов Ю. Сотника.
Широкому зрителю имя режиссера Аллы Суриковой стало известно благодаря вышедшей в 1979 году на "Мосфильме" комедийной ленте "Суета сует" по сценарию Эмиля Брагинского, с Галиной Польских и Фрунзе Мкртчяном в главных ролях. Картину посмотрели более 30 миллионов зрителей. В том же году она была удостоена приза за режиссуру на фестивале "Молодость "Мосфильма" и приза прокатчиков, получила право на внеконкурсное участие во Всесоюзном кинофестивале в Ашхабаде, в днях "Мосфильма" в Ереване, Ленинграде и многих других городах.
Через 2 года после "Суеты сует" появилась новая музыкальная комедия Аллы Суриковой - "Будьте моим мужем" (сценарий Эдуарда Акопова), где главных героев сыграли Андрей Миронов и Елена Проклова. Вспоминая о своей первой совместной работе с Андреем Мироновым, Алла Ильинична отмечает, что он стал тогда для нее "не просто другом, - он стал наставником, советчиком", у которого она училась самоиронии, свободе импровизации, обязательности... Фильм "Будьте моим мужем" в 1981 году получил приз зрителей на фестивале "Молодость "Мосфильма" и приз прокатчиков.
Не остался незамеченным и комедийный детектив Аллы Суриковой "Ищите женщину" (1982). Снятый по пьесе французского драматурга Р. Тома "Цыпленок и попугаиха" (сценарий С. Володиной), с прекрасным актерским дуэтом - Софико Чиаурели и Леонид Куравлев, замечательными актерскими работами С. Юрского, В. Басова, молодых актеров Л. Дмитриевой, Л. Ярмольника, А. Абдулова и других, фильм получился веселым, ироничным, остросюжетным. Лента не подверглась озвучанию - в ней сохранен настоящий, родной звук, записанный на съемочной площадке. А это, по словам Аллы Ильиничны, для комедии особенно важно, так как "при озвучании часто пропадает какая-то малость - и реплика становится не такой удачной, интонация бледнеет". За двадцать лет после премьеры картина демонстрировалась по отечественному телевидению более 40 раз.
Следующая картина Аллы Суриковой - сатирическая комедия "Искренне Ваш" (1985) по сценарию В. Азерникова про интеллигента, бывшего астронома, который растерял жизнь на добывание дефицита, была по тем временам достаточно острой, смелой. Главного героя фильма - Пашу Добрынина, которого прекрасно сыграл Виталий Соломин, критика назвала "маленьким Фаустом": в нем были и грусть, и самоирония, и доброта. В этом фильме одну из лучших своих ролей в кино сыграл Ролан Быков - театрального режиссера, творца, сжигающего себя во имя искусства. По словам Аллы Ильиничны, в ее фильме он "сыграл самого себя - ярко, задиристо и горько...".
Огромный успех выпал на долю фильма "Человек с бульвара Капуцинов" (1987) по сценарию Эдуарда Акопова. Лента была продана в 30 стран мира, только на Родине ее посмотрели 60 миллионов зрителей, а на III Международном кинофестивале "Женщины в кино" в Лос-Анджелесе (США) ей был присужден первый приз. На фестивале "Золотой Дюк" в Одессе фильм получил специальный приз "за достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства". А на пороге нового тысячелетия он был признан "Домом Ханжонкова" лучшим фильмом о кино ХХ века, а его участники были награждены медалями братьев Люмьер.
"Человек с бульвара Капуцинов" положил начало совершенно новому для отечественного кинематографа жанру вестерна. Фильм начался для режиссера с исполнителя главной роли - Андрея Миронова. Сомнений в том, что мистера Фёста (в переводе с английского «first» - первый) - человека с бульвара Капуцинов, фанатика кинематографа, решившего переустроить мир с помощью "синема", должен играть именно он, у Аллы Ильиничны не было. К тому же в фильме с музыкой Геннадия Гладкова и ироничными словами песен Юлия Кима нужны были поющие актеры. Актерский состав получился поистине звездным: помимо А. Миронова в картине снимались О. Табаков, Н. Караченцов, М. Боярский, А. Аасмяэ, И. Кваша, С. Мишулин, Л. Дуров, А. Филозов, Н. Фатеева, Г. Польских, С. Фарада, О. Анофриев, Н. Крачковская, Б. Брондуков, М. Светин, Л. Ярмольник и другие.
Несмотря на яркую зрелищность, обилие великолепно поставленных трюков и драк (постановщики А. Иншаков, А. Аристов, О. Корытин), в фильме Суриковой нет ни одного убитого, в нем ощущаются подлинно человеческое тепло и доброта, чаплинское начало - "могущество смеха и слез как единственное противоядие против ненависти и страха".
В 1989 году на экраны вышла трагикомедия Аллы Суриковой "Две стрелы. Детектив каменного века" по одноименной пьесе Александра Володина с А. Джигарханяном, С. Шакуровым, Н. Караченцовым, Н. Гундаревой, О. Кабо, А. Кузнецовым, Л. Ярмольником в главных ролях. Эта пьеса о сломе политической власти, написанная драматургом в 1970-е годы, сразу привлекла внимание многих кинорежиссеров. Тогда ее собирались экранизировать Александр Митта, Георгий Данелия, Михаил Ромм. Но не разрешали... Во внешне простом сюжете фильма Суриковой раскрываются глубины человеческой психологии. Лирическое, грустно-нежное настроение на экране усиливает прекрасная музыка Геннадия Гладкова.
Авантюрно-приключенческая комедия Аллы Суриковой "Чокнутые" (Россия-Германия, 1991) по сценарию Владимира Кунина и Кима Рыжова принесла создателям немалое число призов: специальный приз на фестивале "Кинотавр", диплом и приз кинофестиваля в Александрии (Египет), приз за режиссуру на фестивале в Набережных Челнах, приз ЮНЕСКО на фестивале в Минске. Исполнительница главной женской роли в фильме Ольга Кабо была удостоена приза на кинофестивале в Сеуле. История инженера-путейца Отто фон Герстнера (немецкий актер Ульрих Плайтген), который в 1830-е годы из цивилизованной, вполне конституционной Австрии отправляется в "диковатую", реакционную Россию, чтобы построить здесь железную дорогу, чем вызывает настоящий раскол общества, в 1991 году воспринималась особенно остро, политизированно и сразу вышла в лидеры проката.
В том же 1991 году в декорациях "Чокнутых" вместе с театральным режиссером Е. Каменьковичем Алла Сурикова сняла телефильм "Казус импровизус" - комедию абсурда по пьесе А. Буравского "Учитель русского" с Марией Владимировной Мироновой в главной роли.
Среди других работ режиссера в 1990-е годы - эксцентрическая мелодрама "Московские каникулы" по сценарию Э. Брагинского с Ириной Селезневой и Леонидом Ярмольником в главных ролях (1995, приз фестиваля "Великолепная семерка", Премия мэрии Москвы в области литературы и искусства за 1996 год), лирическая комедия "Дети понедельника" по сценарию А. Тимма с участием Игоря Скляра и Ирины Розановой (1997; приз прокатчиков и приз Г. Беленькому за лучшую операторскую работу на фестивале "Киношок-1997"; приз И. Розановой за главную женскую роль на фестивале "Виват, Россия" в Санкт-Петербурге), патриотическая комедия "Хочу в тюрьму" по сценарию Владимира Еремина (1998).
Фильм "Хочу в тюрьму" (в главных ролях - В. Ильин, Н. Гундарева, А. Клюка) - особая страница в творчестве Аллы Суриковой. Сквозь авантюрный сюжет ярко проступает и проходит через всю картину глубокая, очень значимая для режиссера тема патриотизма, но не показного, а истинного, живущего в душе героя картины Семена Лямкина - обычного русского человека: смекалистого и одаренного, доброго и скромного, в комфортабельной Голландии искренне тоскующего по своей необустроенной родине. На кинофестивале в Минске этот фильм получил приз "За верность жанру комедии и воплощение образа маленького человека", а исполнитель главной роли В. Ильин - "Нику" и приз "Кинотавра" за лучшую мужскую роль. Призами "За вклад в развитие трюкового искусства" были отмечены каскадеры, работавшие в картине.
В 2000 году режиссером снят для телевидения авантюрный сериал "Идеальная пара" (10 серий), а музыкальная двухсерийная картина "Только раз..." производства собственной студии "Позитив-фильм" по заказу ТВЦ была показана 31 декабря 2001 года. Алле Суриковой принадлежит идея создания проводимого в Новгороде Великом кинофестиваля комедии "Улыбнись, Россия!", президентом которого она является.
Помимо игрового кино режиссер сняла несколько документальных картин. В 1990-е годы она поставила телефильмы "Фарфоровая затея" о скульпторе Асте Бржезицкой и "Имею честь представить" о Никите Богословском, фильм-концерт о российском фокуснике Р. Циталашвили "Дайте чуду шанс". На студии "Позитив-фильм", художественным руководителем которой является Алла Сурикова, в 1999-2002 годах выпускниками ее режиссерской мастерской был создан и продолжает создаваться многосерийный цикл "Провинциальные музеи России". Алла Ильинична преподает кинорежиссуру в ВИППК и на Высших курсах сценаристов и режиссеров. В 2002 году вышла ее автобиографическая книга "Любовь со второго взгляда".
Интересныe факты
* Награды и признание
1987 — КФ «Одесская альтернатива» (Приз жюри, фильм «Человек с бульвара Капуцинов»).
1987 — МКФ «Женщины в кино» в Лос-Анджелесе (Первый приз, фильм «Человек с бульвара Капуцинов»).
1991 — КФ «Женский мир» в Набережных Челнах (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Чокнутые»).
1992 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
1998 — ОКФ «Киношок» в Анапе (Приз жюри прокатчиков, фильм «Дети понедельника»).
2000 — Народная артистка Российской Федерации.
2004 — Премия Дома Ханжонкова (В номинации «Кинособытие года», фильм «О любви в любую погоду»).
2005 — КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Приз «За верность жанру комедии»).
2005 — МКФ детских фильмов в «Артеке» (Диплом за самый увлекательный фильм, фильм «Тайна „Волчьей пасти“»).
2005 — Фестиваль сатиры и юмора в Санкт-Петербурге (Приз «Золотой Остап» в номинации «Самая яркая комедия», фильм «О любви в любую погоду»).
2006 — КФ «Виват кино России!» в Санкт-Петербурге (Спец. приз «Немеркнущая зрительская любовь»).
2009 — Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия».
2009 — Премия Правительства Российской Федерации в области культуры за телевизионный документальный цикл «Провинциальные музеи России».
2016 — Орден Почёта.