Добро пожаловать на сайт любителей кино!

Фильмы, рецензии, рейтинги и общение.

Входите или Регистрируйтесь.
Facebook 32 Vk 32 Twitter 32

Федор Никитин

Федор Михайлович Никитин

14294 large
  • Средний рейтинг фильмов: 8.48
  • Дата рождения: 3 May 1900
  • Дата смерти: 17 Jul 1988
  • Имя при рождении: Никитин Федор Михайлович
  • Место рождения: Лохвица, Полтавская область, Российская Империя (Украина)

В избранном у (1)

Ninanika thumb ninanika

Русский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1969). Лауреат двух Сталинских премий первой степени (1950, 1951). Участник Великой Отечественной войны.

КиноПоиск: http://www.kinopoisk.ru/name/310456

Родился Федор Михайлович Никитин в небогатой дворянской семье. С 1916 года работал в театрах городов Херсона, Одессы. В 1922 году окончил Вторую студию МХТ, работал актером в Ярославле, Ленинграде, Москве.

С 1918 года начал сниматься в кино: первая роль — рассыльный в фильме «Тереза Ракен».

Актёрская судьба в кино Никитина сложилась несколько неожиданным образом. В середине двадцатых годов он пришёл на Ленинградскую кинофабрику (студию "Ленфильм") для переговоров об участии в съёмках. Там Никитин познакомился с режиссёром Ф.М. Эрмлером, который предложил ему роль босяка в своем фильме "Катька Бумажный ранет". С их встречи началась многолетняя дружба режиссёра и артиста. Именно с босяка Вадьки Завражина в фильме Эрмлера "Катька Бумажный ранет" (1926) началась настоящая творческая биография Никитина на экране. Именно в этом фильме Никитин заявил о себе как интересный актер, со своим свежим голосом. Уже в двадцатые годы критика писала о Никитине, как о серьезном мастере советского экрана, о художнике с ярким самобытным дарованием. А зарубежная пресса после выхода фильма "Катька Бумажный ранет" даже окрестила актера "Чап-лином русских степей".

Молодой актер сразу же покорил зрителей в этой роли, потому что сумел увидеть своего героя сердцем. Образ Вадьки получился настолько достоверным и органичным, что вызывал ощущение первооткрытия.

Все последующие роли, сыгранные Никитиным в фильмах режиссера Ф. Эрмлера, приносили актеру неизменный успех, всякий раз это было открытием нового характера, неповторимого образа. Таков был образ музыканта в фильме "Дом в сугробах" (1927), глухонемого сапожника Кирика в "Парижском сапожнике" (1927), солдата Филимонова в "Обломке империи" (1929).

Никитин поражал зрителей того времени неожиданными преображениями, легкостью перехода от ролей комедийно-бытового плана к лирико-драматическим. Как непохож был на Вадьку его музыкант в картине "Дом в сугробах", - скромный интеллигентный человек с мягкими манерами и растерянно-грустной улыбкой на лице. Трогательный, несколько мелодраматический рассказ о замкнутой жизни и душевных переживаниях музыканта, страстно влюбленного в свою профессию, но не понимающего, что музыка нужна людям и в труд ные годы, выглядел на экране жизненно достоверным и убедительным благодаря тонкой игре артиста, его внутренней увлеченности ролью. Газета "Правда" писала тогда об этом образе Никитина, как об одном из самых лучших актерских достижений советского кино.

Но все же бесспорная победа Никитина в ролях Вадьки и музыканта не несла в себе еще того социального заряда, который проявился в образе Кирика в "Парижском сапожнике" (1927).

В 1922-1928 годах был актёром театров Москвы, Ярославля и Ленинграда. В 1928-1931 руководил кафедрой актёрского мастерства в ГИКе. С 1931 был актёром киностудии «Ленфильм», а с 1936 ленинградского Нового ТЮЗа.

В первые дни войны Никитин ушёл добровольцем на фронт. В 1941—1943 годах был командиром взвода народного ополчения, командовал артиллерийско-пулемётным взводом. Затем по приказу командования его всё-таки удалось перевести в агитвзвод Ленинградского фронта, где он ставил спектакли, играл сам.

С 1943 года Федор Михайлович был актёром и режиссёром Ленинградского Блокадного театра (впоследствии — Ленинградский Драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской). В конце сороковых Никитин вновь появился на экране, начиная с 1948 года Никитин снова стал работать в качестве актера киностудии «Ленфильм».

В середине 1980-х годов на экраны вышел фильм «И жизнь, и слёзы, и любовь», где Никитин сыграл главную роль, которая принесла актёру приз ВКФ.

Судьба актера - судьба его героев. Работа Никитина в период немого кино составила очень плодотворный этап в творчестве артиста. Герои Никитина раскрывали время. При этом они сами раскрывались временем. Каждый персонаж жил сообразно складу своего характера, своей биографии. Сыгранные Никитиным роли - Вадьки Завражина, музыканта, Кирика, Филимонова - открыли в их исполнителе большую человечность актерского дарования, способность проникать в самые сокровенные тайники человеческой души, умение передать индивидуальную интонацию героя. Враг искусственного форсирования чувств на экране (а им нередко грешили актеры в немом кино), Никитин ставит в прямую зависимость совершенство актерского мастерства от задачи изображения человеческой личности. Вот почему дистанция времени не стерла правду образов, созданных Никитиным в период немого кино.

За долгую свою экранную жизнь Никитин сыграл около пятидесяти ролей. Роли, сыгранные в период звукового кино, в тридцатые, сороковые годы и последующие десятилетия, отличались разноплановостью, несхожестью человеческих характеров. Некоторые из них расширяли границы творчества артиста, а некоторые не прибавляли ничего нового. Были и попросту проходные роли, досадно повторяющие друг друга. Этот упрек можно отнести к образам, созданным Никитиным в фильмах "Барьер неизвестности", "Ко мне, Мухтар!", к образу главного конструктора в фильме "Раздумья", к роли отца из "Улицы Ньютона, дом 1". Гуманность большинства названных персонажей не извлекалась из их индивидуальной судьбы, а нередко прикладывалась к ней как готовая мерка. Зачастую лобовая иллюстративность, скороговорка сценарной драматургии сковывала творческие возможности актера. И не удивительно, что все эти персонажи выглядели не разномыслящими людьми, а только рупорами авторских идей.

В лучших своих ролях Никитин всегда оставался актером с неброской, но точной и проникновенной манерой игры. Ему не свойствен гротеск, эксцентриада, карикатура. Никитин - актер мягких пастельных тонов, психологических деталей.

Никитин принес на экран и развил лучшие традиции реалистической школы актерского мастерства. Поражает диапазон актера: от комедийно лирического Вадьки Завражина до открытого, почти трагедийного темпе рамента в роли Светловидова.

Из всего многоголосья сыгранных Никитиным ролей все же можно выделить самый сильный и искренний голос, главную тему его творчества - тему нравственной красоты человека.

Ф. М. Никитин умер 17 июля 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Кинофильмы

Проданный смех
Приключения
Сентиментальный роман
Драма, Мелодрама
Сладкая женщина
Драма, Мелодрама
Собака на сене
Комедия, Мелодрама
Дни Турбиных
Драма, Исторический
По секрету всему свету
Комедия, Приключения
Вариант «Омега»
Детектив, Исторический
Игрок
Драма
Дружок
Приключения
Дон Сезар де Базан
Комедия, Мелодрама
Герои Шипки
Драма, Исторический
Белеет парус одинокий
Исторический, Приключения